Павел Арсеньев, стартап InternetUrok: "Сложнее не придумать идею, а решиться на реализацию"

Руководитель российского образовательного проекта InternetUrok Павел Арсеньев рассказал, почему интересно работать в компании, перед которой не стоит цели зарабатывать деньги; отчего образовательному проекту сложно иметь дело с государством, и чем детям нужно заниматься в интернете.

 



Алекс Пеганов: Привет! У вас довольно уникальная модель - вы делаете видеоуроки для школьников, при этом проект некоммерческий. Вы такой - русский Khan Academy. Расскажите немного о том, как вообще появилась эта идея, и у кого?

Павел Арсеньев: Автор идеи – Михаил Лазарев. С Khan Academy, конечно, сравнивать можно, однако качество материалов у нас, на наш взгляд, существенно лучше. Сравните сами. Кроме того, Khan Academy не очень привязан к школьной программе – у него отдельные лекции, записанные так, как ему показалось правильным – иногда они совпадают с тем, как тема звучит в школе, иногда – нет. Мы же стараемся решать насущную проблему школьника – на уроке прозевал (или проболел), а завтра – к доске вызовут / контрольная будет.

Когда мы начинали, а начинали мы в 2008 году с записи университетских лекций и идеи сделать портал Univertv.ru – Хан еще не был широко известен. Когда начинали делать школьный портал – тоже. Идея появилась независимо. Да в общем сама идея - на поверхности. Сложнее, наверное, не придумать эту идею, а решиться на реализацию. И реализовать хорошо.

 



 

АП: Вы наверняка тратите довольно много денег на персонал (30 человек в штате + аутсорс), подготовку уроков, продакшен видео и тд. Интересно ли работать в компании, у которой нет цели зарабатывать деньги?

ПА: Количество сотрудников уже больше! Действительно, у нас сейчас нет цели заработать деньги. У нас есть инвестор и денег на развитие хватает. Наша цель – стать популярным учебником. Не таким, популярность которого обеспечивается «рекомендацией» министерства, а таким, который выбирают и по которому учатся «потому что все понятно и удобно». Учебник в интернете (использующий все инструменты интернета – видео, гиперссылки и пр.) можно сделать таким, что по нему будут учиться миллионы. Мы уверены, что этого можно достичь. Цель интересная, достойная, даже амбициозная.

АП: Вы наверняка знаете про российский Дневник.ру, который хочет стать школьным дневником 2.0, единой системой электронного документооборота в школах. У них вроде бы тоже есть образовательный контент. Вы с ними не сотрудничали, не было предложений?

ПА: Да, знакомы с этим проектом. Даже в прошлом проводили на базе Дневник.ру конкурсы для учителей. У нас есть API, по которому администратор любого сайта может обратиться к нам, сформулировав свою потребность и попросить предоставить ему доступ к нашей базе уроков. С помощью API можно встроить наши уроки на сторонний сайт. Сейчас с таких сайтов-партнеров происходит около 10% просмотров уроков (всего просмотров – более 1,5 млн в мес). Однако мы запрещаем коммерческое использование нашего контента.

От Дневник.ру пока поступали предложения именно о коммерческом использовании. Хотя общая тенденция индустрии прослеживается: все, что окружает школьника в его жизни (и, первую очередь, в образовательном процессе) – перетекает в Интернет. Через ..дцать лет у каждого школьника будет некий единый «виртуальный кабинет», в котором будет и Дневник, и Видеоуроки, и доступ к онлайн-связи с учителем, и виртуальная лаборатория, и все остальное. Сейчас различные проекты двигаются к этому будущему с разных сторон. Мы представляем будущее примерно так – потому открыты для предложений о партнерстве и поддерживаем и развиваем свой API.

АП: Есть мнение, что дети и так слишком много времени проводят в интернете с айпэдами и смартфонами. Вы не считаете что ваши видеоуроки ухудшают ситуацию?

ПА: Когда появилось книгопечатание – наверняка тоже были люди, которые говорили: «Зачем в книгу смотреть – только глаза портить, есть же преподаватель». Тем не менее, образование использовало этот инструмент обучения, и мы имеем сегодня школьные учебники. Так же и с электронными и видеоучебниками – это лишь один из инструментов. На наш взгляд – самый удобный и наглядный для образовательного процесса. Если дети много времени проводят с компьютером – пусть они видят там и что-то полезное и светлое.

 



 

И еще по Академии Хана. Там он сам - Салман Хан - рассказывает бОльшую часть лекций. Мы же организуем производственный процесс с привлечением огромного количества специалистов. В процессе создания одного урока могут участвовать до 3-4х различных учителей (не говоря о съемочной группе, монтажерах, художниках, техническом контроле качества и пр.)

АП: Мне интересно - в чем мотивация в компании, которая не зарабатывает денег. Как это построено у вас? Все сидят на зарплате и все довольны и работают ради высокой идеи?

ПА: Да, сотрудники компании получают зарплату. Ведь процесс производства требует больших затрат времени и сил. Чтобы добиться высокого качества – мы много требуем от участников. И соответственно оплачиваем их труд. Сотрудники работают в интересном, замечательном проекте и их труд оплачивается. Какая еще мотивация нужна?

Цель – сделать качественный видеоучебник. Чтоб им пользовались миллионы. Зачем это нашему инвестору – на этот вопрос он ответил сам. Повторю, у нас не стоит вопрос поиска/зарабатывания денег. Очень остро стоит вопрос поиска нужных людей.

АП: Общаетесь ли вы с государством? Есть ли в теории такой вариант развития, что вас заметят и вы станете де-факто стандартом для школ?

ПА: Мы пытались общаться с государством, но с определенного момента бросили эти попытки. Это оказалось очень неэффективной тратой времени и сил. Если коротко – то чаще всего нас игнорируют. Есть исключения, но их мало. Мы писали письма, устраивали пресс-конференцию, на которую звали представителей Минобра, но... История переписок – здесь.

Такой вариант, конечно, возможен. Мы не против, интернет бесконечен – пользуйтесь! Нам приходят десятки отзывов в день, и часть из них – это отзывы от учителей. Некоторые из них пишут, что УЖЕ используют наши видеоуроки у себя в классе. Кто-то включает видео эксперимента, потому что в школе нет оборудования; кто-то включает весь урок с нашего сайта, а потом отвечает на вопросы детей и обсуждает с ними увиденное. Так что в каком-то смысле мы УЖЕ становимся стандартом. Это, конечно, приятно слышать.

 

АП: Я посмотрел несколько видеоуроков, что-то из биологии и истории, очень круто. Есть какие-то школы, с которыми вы тесно работаете, возможно, они могут задавать школьникам на дом какие-то видео с сайта? Глупо не использовать возможности.

ПА: Уже задают. И это нас радует. По отзывам (пишут и школьники, и учителя, и родители) мы знаем, что учителя задают смотреть наши видеоуроки на дом, просят смотреть тех учеников, которые пропустили, проболели урок. Некоторые просто включают наш видеоурок прямо на уроке в классе. Иногда потому, что нет оборудования, а у нас опыт показан; кто-то пишет – «берегу голосовые связки». Кто-то просто говорит, что, мол, у вас так хорошо рассказано - я точно лучше рассказать и показать не смогу, поэтому включаю детям видео, а потом обсуждаю с ними увиденное и отвечаю на вопросы.

Некоторые школы обращаются к нам с просьбой – можно ли встроить видеоуроки на сайт школы. У нас есть для этого АПИ – и мы его с радостью предоставляем (после экспертизы сайта, конечно).

АП: При том количестве контента, которое у вас есть - 3600+ уроков, это же пол-России школьников может у вас там учиться, у вас довольно скромный трафик - 10-15 тысяч посетителей в день, ~300K в месяц. Какие маркетинговые ходы для раскрутки вы используете и как планируете наращивать трафик?

ПА: К 1 сентября у нас на сайте будет более 5 тыс уроков. Мы очень стараемся, чтобы успеть создать уроки по всей школьной программе к началу нового учебного года. Посещаемость у нас обычно около 30 тыс уникальных посетителей в день. В пиковые месяцы в этом учебном году доходила до 40 тыс. (данные по Яндекс.Метрике). Летом, конечно, сезонное падение. Для сравнения – год назад было в 4-5 раз меньше. Кстати, для образовательного сайта (не развлекательного, не edutainment, не соцсети) – это довольно хорошие показатели.

Около полутора миллионов просмотров уроков в месяц. Из них более 10% происходит с сайтов-партнеров (через API, про который я выше писал).

Основной метод продвижения – поисковая оптимизация. И конечно мы поддерживаем наши странички в основных соцсетях. Пока мы не очень довольны качеством наших видеоуроков. Судя по отзывам – они объясняют лучше большинства учителей в школах, но мы планируем переделывать (доделывать, исправлять ошибки, полностью переснимать) – от 15 до 30% уроков каждый год. И таким образом – повышать качество коллекции. Рост посещаемости будет естественным (как сейчас), когда этот рост будет обеспечен качеством уроков. Приятно сказать, что уже сейчас мы все чаще получаем отзывы, где в графе «как вы о нас узнали» написано «друг посоветовал», «учительница нам сказала». Это хороший показатель для нас.

АП: Во что вы хотите превратить ресурс через несколько лет? Инвестор же не будет вливать деньги бесконечно, и когда-то придется зарабатывать.

ПА: Конечно, когда проект зависит от одного человека (кем бы этот человек ни был) – проект нестабильный. Поэтому – да, мы собираемся вводить монетизацию. Как минимум для того, чтобы вывести проект на безубыточность и сделать стабильным, независимым. Хотя на ближайшие несколько лет у нас денег хватает.

Узкое место сейчас не в деньгах, а в людях. Кстати, хотел бы воспользоваться случаем и пригласить учителей к нам работать. Всех желающих попробовать свои силы или просто покритиковать – будем рады видеть, слышать, читать.

Какой будет монетизация – пока сказать сложно. Возможно – фримиум, возможно – мы создадим онлайн-школу. Понятно одно – пока не достигли нужно качества уроков – про монетизацию думать вряд ли будем.

АП: Традиционный вопрос про машину. На чем ездите?

ПА: Nissan Teana 2008 г. Тогда я еще работал в фарм компании.

 



АП: Спасибо!