Когда искусство становится мишенью вандалов

Когда искусство становится мишенью вандалов

От да Винчи до Репина — ни одно произведение искусства, увы, не застраховано от «критиков» с ножами, бутылками с кислотой или красками, и даже тортиками со взбитыми сливками. Что движет теми, кто в маниакальном припадке нападает на картины в музеях и галереях? Для кого-то это яркий политический жест (вспомним волну эко-активистов, обливающих экспонаты в музеях по всему миру), для других — зов голосов в голове, а для некоторых — просто фан. На «Ивана Грозного и сына его Ивана» Ильи Репина нападали не раз. Недавний вандал повредил холст, аргументируя, что Иван Грозный святой, а картина оскорбляет чувства верующих. До него, в 1913 году, на картину покушался старообрядец. Тогда реставрировать полотно помогал сам Репин. Сейчас случилось историческое событие — «Ивана Грозного» вернули. Целых шесть (!) лет знаменитое полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван» отсутствовало в экспозиции Третьяковской галереи. А всё началось в 2018 году, когда очередной вандал серьёзно повредил шедевр Репина. Четыре года реставраторы колдовали над картиной, а потом ещё два года ушло на изготовление защитной капсулы, в которой картину и выставят на всеобщее обозрение. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи пережила настоящий ад: её обливали кислотой, забрасывали камнями, а в 1911 году и вовсе украли из Лувра, после чего пару лет она скиталась по свету. Теперь она под пуленепробиваемым стеклом, но в неё все равно периодически летят чашки, краски и торты. «Ночному дозору» Рембрандта тоже досталось: однажды посетитель музея использовал баллончик, чтобы распылить по холсту серную кислоту. К счастью, пострадал только слой лака. А сколько на бедную картину покушались с ножом в разные годы? Да даже абстракционист Малевич не избежал вандализма. На «Белом кресте на сером фоне» один российский акционист нарисовал знак доллара. Итог? Пять месяцев тюрьмы для активиста и чудесное спасение картины. И не думайте, что вандалы — только мужчины. В 1914 году суфражистка изрезала «Венеру с зеркалом» Веласкеса ножом для мяса. Вот такой радикальный протест против ареста феминистки Эммелин Панкхерст. Вот так вот, всё как на улицах — искусство даже в музеях живёт опасной жизнью.

Когда искусство становится мишенью вандалов
Когда искусство становится мишенью вандалов
Когда искусство становится мишенью вандалов
Когда искусство становится мишенью вандалов
Когда искусство становится мишенью вандалов
Начать дискуссию