Валерия Добронравова: 8 проблем учителя, которые не решить без методички по русскому языку и литературе
«Когда человеку лежать на одном боку неудобно, он перевёртывается на другой, а когда ему жить неудобно – он только жалуется. А ты сделай усилие – перевернись!» (Максим Горький, «Мещане»)
Приветствую, коллеги! Меня зовут Валерия Добронравова, я учитель русского языка и литературы первой категории с десятилетним стажем. А десять лет работы в школе равняются двадцати годам на любой другой, как часто шутят сами учителя. Таковы реалии современного мира.
А ещё я автор одних из самых популярных и востребованных конспектов-помощников по русскому языку и литературе. Это настоящие решебники для учителей – готовые сценарии уроков, включающие презентации, инфографику, рабочие листы с заданиями, карточки для учеников и шаблоны для интерактивной тетради. Плюс тесты, фрагменты экранизаций литературных произведений, статьи, шаблоны для экзаменационных сочинений, аудио- и видеофайлы. То есть полностью проработанные методические материалы, которые помогают учителям экономить время при подготовке к урокам и внедрять необычные приёмы в соответствии с обновлёнными ФГОС. Я называю их сценариями, потому что любой (даже далёкий от сферы образования) человек благодаря им может интересно и увлекательно провести урок русского языка или литературы.
Эту статью я задумывала уже давно: во-первых, хотелось рассказать о своём опыте и непростом пути, который мне пришлось пройти. Во-вторых, (и это самое главное) углубиться в проблемы современной школы: всё-таки профессию учителя в нашей стране многие недооценивают. А некоторые и вовсе считают педагогов чуть ли не бездельниками, которые ни за что получают зарплату. Однако на самом деле подавляющее большинство учителей жертвуют почти всем: своей семьёй, отдыхом, отношениями – и всё ради учеников. Вкладывают в них душу и сердце, полностью отдаваясь любимому делу. Для большинства моих коллег учитель – это не просто работа, а призвание, миссия!
Но непросто в сфере образования бывает даже тем, кто с детства грезил о профессии и всегда горел своим делом. Я именно из таких людей: мечта стать учителем появилась у меня ещё в школе. После выпуска я поступила на филологический факультет Северного Арктического Федерального университета имени М. В. Ломоносова в Архангельске. Выбрала английское отделение с возможностью преподавания литературы, русского и английского языков.
По окончании университета я исполнила свою детскую мечту: устроилась в школу, где преподавала русский язык и литературу в 5 классе, английский язык в 3-4 классах и мировую художественную культуру в 10-11 классах. Мне постоянно хотелось развиваться, поэтому в 2011 году я поехала на стажировку в Великобританию, где месяц обучалась на курсах разговорного английского. А затем устроилась учителем русского языка и литературы в международную частную школу для русскоговорящих детей в Анталии.
Но долго жить вдали от родины я не смогла – вернулась в Россию и продолжила работать учителем русского языка и литературы сначала в Архангельске, а затем в Северодвинске. Параллельно занималась делами классного руководителя и возглавляла школьное методическое объединение: собрала сообщество учителей русского языка и литературы, координировала их работу, обсуждала с ними новые приёмы и методики в обучении.
Окунувшись в учительскую рутину с головой, я на себе прочувствовала все проблемы современной школы. Чтобы помочь своим начинающим коллегам, в 2019 году я завела первый в России YouTube-канал, посвящённый преподаванию русского языка и литературы. И начала выкладывать бесплатные видео со своими наработками. Со временем всё больше людей начали интересоваться, есть ли у меня методические материалы в формате документов и можно ли их купить. А поскольку был спрос, то появилось и предложение.
В 2020 году я первой в России начала составлять полностью проработанные конспекты-помощники по русскому языку и литературе. Это были не обычные методички по русскому языку и литературе с теорией, а именно полноценные сценарии проведения уроков, включающие презентации, инфографику, рабочие листы с заданиями, карточки для учеников, шаблоны для интерактивной тетради, фрагменты экранизаций литературных произведений, клише для экзаменационных сочинений, аудио- и видеоматериалы. А также подробные конспекты для учителей плюс тесты, статьи в формате итогового собеседования и сценарии праздников для детей. Первый в своём роде решебник для учителей.
Уже в 2021 году я открыла онлайн-магазин, который впоследствии стал основной площадкой для продаж. На сайте можно найти все созданные мной методички по русскому языку и литературе, а также другие пособия для учителей русского языка. В том же году я прошла государственную аттестацию и получила первую квалификационную категорию. Сейчас я продолжаю повышать квалификацию на курсах по программам дополнительного профессионального образования, участвовать в различных семинарах, вебинарах, обучающих курсах.
Свои методические материалы я продумывала таким образом, чтобы они помогали решать основные проблемы учителей русского языка и литературы. Всего я насчитала 8 таких проблем – теперь расскажу о них подробнее.
Проблема № 1, которую не решить без методички по русскому языку и литературе.
Острая нехватка времени на себя и свою семью
Именно это, на мой взгляд, является самой распространённой причиной увольнения учителей в России. Работая в школе, я стала понимать, что у меня совсем не остаётся времени на общение с близкими, на ведение быта, на себя, в конце концов.
А всё потому, что учителя сначала проводят по 6-7 уроков, потом решают дела класса, параллельно заполняя кипу бумаг, а затем проверяют домашнее задание десятков учеников. Да, можно уменьшить нагрузку, отказавшись от классного руководства и нескольких дополнительных часов. Но в этом случае мы лишаемся значительной части зарплаты – не самая лучшая альтернатива. Одной из целей создания конспектов-помощников как раз и было сокращение времени на подготовку к урокам. Чтобы оставалось время на семью и себя, но при этом росло качество самих занятий.
А теперь к цифрам. Составление одного урока по литературе, который будет полностью соответствовать ФГОС, а также заинтересует учеников, занимает около 4 часов. Необходимо прочитать произведение и выбрать фрагменты для анализа, а после к этим фрагментам прописать вопросы и ответы на них. Затем придумать тему, сформулировать задачи и в самом конце выбрать какие-нибудь необычные приёмы для подачи материала. Эти приёмы привлекут внимание учеников и заинтересуют их. А в заключение ещё нужно продумать рефлексию и домашнее задание.
Но учителям, которые пользуются конспектами уроков Валерии Добронравовой, достаточно всего раз ознакомиться с материалами, чтобы полностью подготовиться к уроку примерно… за 15 минут! Итого получается, что период подготовки к урокам литературы сокращается в 16 раз: с 4 часов до 15 минут. У педагогов остаётся время на себя и свою семью.
Проблема № 2, которую не решить без методички по русскому языку и литературе.
Несоответствие ФГОС. Отсутствие квалификации учителя и роста зарплаты
В начале учебного года (в течение 1-й четверти) ко всем учителям на уроки периодически заходят завуч и методист. Формально они проверяют адаптацию разных классов, но на самом деле смотрят на методику учителей, сравнивают их уроки с ФГОС – федеральными государственными образовательными стандартами.
ФГОС постоянно меняются, но большинство учителей не проводят уроки по стандартам пятилетней давности, потому что у них нет времени на подготовку. Ведь нужно придумать задачи, которые дети должны сами сформулировать, плюс интересно зашифровать тему урока, добавить пару необычных приёмов и рефлексию. На это нужно потратить немало времени, и ещё не факт, что новые приёмы будут работать на практике. И вообще непонятно, будут ли они уместны.
Да, каждому учителю хочется быть готовым к открытым урокам, чтобы программа соответствовала ФГОС. Но на подготовку каждого урока по обновлённым госстандартам нет ни времени, ни сил. Можно попробовать составлять интересные уроки по ФГОС самому, но забыть об отдыхе, семье и личной жизни.
В Интернете можно найти множество страниц с размещёнными на них уроками литературы и пособиями для учителей от методистов-теоретиков. Но будут ли они вам полезны?
Это вторая проблема, которую я решила с помощью своих конспектов-помощников. В методических пособиях по русскому языку и литературе я использовала приёмы, полностью соответствующие актуальным ФГОС, проверенные мной на практике. Таким образом, учителя всегда на 100% будут готовы к проверкам завучей и методистов, которые не найдут, к чему придраться.
В данном примере есть метапредметность, которая обозначает надпредметную сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметными знаниями пользуются не только в школе для решения образовательных задач, но и в повседневной жизни.
То есть я органично интегрировала свои приёмы в контекст урока и каждый урок продумала от и до, поэтому конспекты-помощники стали так популярны среди учителей. Если речь идёт о системе уроков, то в ней тоже всё досконально продумано: тема одного урока плавно переходит в тему другого, всё логически связано и подчинено одной идее.
А полное соответствие уроков ФГОС – это не только поощрение от руководства школы, но и повышение квалификации, прибавка к зарплате. С действительно хорошими методическими пособиями по русскому языку и литературе это возможно.
Проблема № 3, которую не решить без методического пособия по русскому языку и литературе. Плохая дисциплина на уроке
Когда я только начинала свой путь, совершенно не понимала, как утихомирить неугомонных детей. И в этом нет ничего удивительного: молодому учителю, который сам несколько лет назад был школьником, тяжело с ходу завоевать авторитет учеников. Дети изучают границы дозволенного и частенько испытывают терпение педагога. Более опытные коллеги говорили, что я не могла создать рабочую атмосферу в начале урока, потому и появлялись проблемы с дисциплиной.
Я задалась вопросом: «Как исправить ситуацию и угомонить учеников?». В итоге пришла к выводу, что поднять свой авторитет можно двумя способами: кнутом и пряником. Первый – тирания: дети станут послушными, но интереса к предмету у них всё равно не будет. А вот отторжение к нему и неприятие вас как учителя точно появятся. Так что такой способ мне не подходил, поскольку я никогда не была тираном.
Второй способ – насыщенная и интересная программа урока. Когда детям интересно, они сосредотачиваются, не балуются и лучше усваивают информацию; у них просто нет времени на то, чтобы отвлекаться: ученики всегда чем-то заняты. И именно этот вариант я взяла за основу.
Например, урок литературы по повести Л. Н. Толстого «Детство» я начинала так: просила учеников составить синквейн (пятистрочную стихотворную форму) на тему «Детство», то есть подобрать ассоциации (тут, кстати, ещё и интеграция с русским языком, потому что слова в строчках синквейна должны быть определённой частью речи). Далее класс подробно разбирал, что говорил о детстве сам Лев Толстой.
А в начале урока по изучению стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» я включала звук идущего поезда. После этого задавала вопросы: «Что это за звук? Путешествовали ли вы когда-нибудь по железной дороге?».
Подобные варианты начала занятия прекрасно подходят шумным и неспокойным классам: привлекают внимание самых озорных шалопаев и включают их в образовательный процесс. Дети задумываются, поскольку учитель обращается к их личному опыту. Они максимально увлечены темой, каждый активно работает, и в классе царит идеальная тишина.
Все эти приёмы и методы я интегрирую в свои методички по литературе. Благодаря чему уроки получаются интересными для учеников, легко решается проблема с дисциплиной. Без нервов, криков и тирании.
Проблема № 4, которую не решить без методички по русскому языку и литературе.
Низкий престиж среди коллег
Каждый педагог стремится к тому, чтобы у его классов была хорошая успеваемость, то есть высокий средний балл. И дело не только в возможности быстрее повысить категорию, но и в неформальной конкуренции между коллегами. Формально соперничества между учителями нет, но по факту оно есть, да ещё какое, ведь никому не хочется быть аутсайдером. К тому же молодые педагоги нередко испытывают давление со стороны более опытных коллег.
В то же время и руководство школы заинтересовано в том, чтобы у всех классов средний балл был выше. Поэтому директор периодически подливает масла в огонь, аккуратно разжигая пламя внутренней конкуренции между учителями. Один из реальных жизненных примеров: к педагогам в учительскую во время перемены как бы невзначай заходит завуч с директором. И директор, обращаясь к завучу, говорит: «Представляешь, у классов Снежаны Александровны средняя оценка – 4,5. А у классов Татьяны Петровны – всего 4,2».
Когда я работала над созданием конспектов-помощников, то повышение успеваемости учеников было одной из моих ключевых целей. Методические материалы я составляла так, чтобы уроки были не только весёлыми и интересными, но и эффективными.
Рассмотрим, например, домашние задания для старших классов. При изучении комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» детям предлагаю выполнить следующее д/з на дополнительную оценку: представьте, что Молчалин живёт в наше время. Какие принципы мог бы изложить этот герой в своём марафоне по личностному росту? Придумайте название его марафону и пропишите основные тезисы.
А в домашнем задании при изучении романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» я предлагаю поставить галочки рядом с теми фразами, которые мог бы написать Печорин в социальных сетях.
Подобные интересные домашние задания я внедряю во все уроки, содержащиеся в моих методичках по литературе.
В 2024 году я провела небольшое исследование среди пользователей моих пособий для учителей русского языка и выяснила, что средний балл в классах, которые учатся по моим конспектам-помощникам, вырастает примерно на 0,8 балла всего за одну четверть. Благодаря необычным приёмам дети лучше усваивают материал и показывают более высокие результаты во время проверочных работ. Соответственно, растёт и престиж учителя среди коллег.
Проблема № 5, которую не решить без методички по русскому языку и литературе.
Выгорание
Проблема актуальна не только для учителей, но, пожалуй, именно у педагогов выгорание происходит так молниеносно. Казалось, вот только ты молодой специалист, полный сил и энергии, который настроен передать свои знания детям и ни много ни мало изменить мир. А уже через год работы в школе сидишь с мешками под глазами, злобно смотришь на детей и мечтаешь, чтобы поскорее прозвенел звонок.
Вспоминаю себя в качестве молодого педагога: в голове нужно было держать и то, что каждый урок должен быть насыщенным, и то, как вообще этот урок правильно выстроить, и о делах класса бы не забыть. Ну, здравствуй, выгорание! Было сложно не отчаяться и найти в себе силы бороться с чувством, что я что-то делаю не так. Но я справилась и учла собственный опыт при составлении своих конспектов-помощников: наполнила методические пособия по русскому языку и литературе необычными приёмами, которые интересны не только ученикам, но и самому учителю. А когда учитель успевает отдохнуть от работы и когда он сам увлечён процессом, в классе царит фантастическая атмосфера.
Наглядный пример: урок-путешествие по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога». В начале урока я выдавала ученикам билеты-карточки. Дети, анализируя произведение, заполняли их. После такого занятия довольны были все: и ученики, и учитель.
Или урок-расследование по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта». На уроке дети
анализировали стихотворение и заполняли «уголовное дело», в котором указывали мотивы толпы,
причины убийства, показания свидетелей и подозреваемых. Таким образом, банальный анализ стихотворения превратился в увлекательное расследование.
Ещё один интересный приём – использование инфографики. Например, на уроке по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» я использовала инфографику «Правила дуэли».
И самое главное: я сделала из своих конспектов-помощников настоящие конструкторы. То есть сценарии уроков можно быстро отредактировать под себя: изменить любой пункт или добавить новый. Это позволяет формировать собственный стиль преподавания – ещё один лайфхак для борьбы с выгоранием.
Проблема № 6, которую не решить без методички по русскому языку и литературе.
Скудный инструментарий
Любому учителю хочется расширять свой инструментарий, чтобы уроки были интереснее и насыщеннее. Но у молодого педагога совсем нет опыта, а опытному зачастую не хватает свежих идей. Можно воспользоваться стандартными методическими пособиями для учителя русского языка, но они хороши только в теории, потому что написаны методистами-теоретиками. Какой толк в советах от «эксперта», который не провёл и десяти уроков перед полным классом шумных и непослушных современных детей? А в подготовке урока литературы пособие для учителя играет ещё большую роль: чтобы интересно рассказать об объёмном и сложном художественном произведении, важно включить в сценарий нестандартные приёмы.
Я же наполняла свои конспекты-помощники реальными действенными приёмами, опробованными на практике. Причём эти приёмы органично вплетены в контекст урока, а сам урок продуман от и до. Тема одного урока переходит в тему другого, всё логически связано и подчинено одной идее. Настоящая система, в которой всё продумано. Система, благодаря которой любой учитель может значительно расширить свой инструментарий.
Приведу пример из собственной практики. На одном из уроков литературы дети писали сочинение, эти работы невозможно было проверять: там была бессвязная ерунда. Если давала сочинение на дом, то все списывали из Интернета. Как оценивать такие работы? Что с этим делать? В 5 и 6 классах ученики ещё не умеют писать сочинения – этому нужно учить. Особенно сложно им самостоятельно написать вступление и заключение – основную часть по плану они написать могут.
Я поступила следующим образом: на уроке по подготовке к сочинению дала готовое вступление и заключение, а затем вместе с классом составила подробный план, обсудив все вопросы. В слабых классах я прочитала несколько сочинений, чтобы у детей были примеры, после чего ученики начали писать сочинения сами. Двоек и троек больше ни у кого не было. Стремления списывать что-то из Интернета – тоже, потому что на уроке дети всё поняли и получили готовый шаблон с подсказкой.
Проблема № 7, которую не решить без методички по русскому языку и литературе. Замена коллег
Одна из фундаментальных школьных проблем. Нередко учителям приходится заменять своих коллег. И ладно, если учитель физики заменяет математика. Другое дело, если учителю математики приходится вести урок по литературе – далёкие друг от друга предметы. Можно, конечно, просто провести урок для галочки. Или попытаться сымпровизировать, но этот план точно будет обречён на провал: даже опытные учителя всегда хорошо готовятся к урокам.
Я составляла свои конспекты-помощники так, чтобы даже учитель физкультуры или биологии мог провести урок литературы. Звучит как утопия, но прецеденты уже были. Именно для подобных случаев я тщательно прорабатывала свои методические пособия по литературе, чтобы вообще любой педагог мог один раз ознакомиться со сценарием урока (за 15 минут) и провести занятие не хуже, а то и лучше отсутствующего коллеги.
Приведу пример ещё одного необычного приёма, который использую в своих конспектах-помощниках. Называется «Фишбоун», или «Рыбная кость». Суть этого приёма в том, чтобы установить причинно-следственные связи, понять поступки героев, их мотивы.
Урок начинается с проблемного вопроса. Например: «Почему Герасим утопил Муму и только после этого ушёл в деревню?»/«Почему Герасим не мог уйти в деревню с Муму?». Далее я составляю схему, во главе скелета рыбы записываю вопрос, а на косточках – ответы с указанием причин. В хвосте располагаю вывод – краткий ответ на главный вопрос. По такой схеме очень удобно писать сочинение.
Проблема № 8, которую не решить без методички по русскому языку и литературе.
Обучение на дому
Нередко мои конспекты-помощники берут родители, которые сами обучают своих детей дома. А ещё родители, которые хотят подтянуть ребёнка по темам, которые тот пропустил из-за болезни. Дело в том, что если с географией и историей ещё можно как-то выкрутиться самому, то с литературой — никак. Интересно преподнести материал, чтобы увлечь ребёнка, порой не под силу даже опытным педагогам.
Потому свои методички по литературе я разрабатывала с расчётом и на обычных людей, далёких от сферы образования. Чтобы даже они, потратив 15 минут на ознакомление с конспектом, могли провести по-настоящему интересный и насыщенный урок.
Вывод
Обобщу всё вышесказанное: учитель – благородная, крайне важная и, безусловно, сложная профессия. Педагогу нужно не только давать новые знания детям, но и сеять доброе и вечное в них, нести миссию, быть воспитателем. К тому же, помимо уроков, учителя обязаны выполнять огромный объём работ, о которых далёкие от сферы образования люди даже не догадываются. А ведь ещё нужно не забывать о себе и своей семье.
Именно поэтому я сделала свои конспекты-помощники такими насыщенными и информативными, непохожими на типичные методички, составленные теоретиками. И именно поэтому мои решебники для учителей – готовые сценарии уроков – включают презентации, инфографику, рабочие листы с заданиями, карточки для учеников, шаблоны для интерактивной тетради, тесты, фрагменты экранизаций литературных произведений, статьи, шаблоны для экзаменационных сочинений, аудио- и видеофайлы. Это полностью проработанные методички по русскому языку и литературе, которые помогают учителям экономить время при подготовке уроков и внедрять необычные приёмы в соответствии с обновлёнными ФГОС.
За те 5 лет, что я предлагаю свои конспекты-помощники, уже более 5 тысяч учителей воспользовались ими. Негативных отзывов пока не поступало, а довольных коллег всё больше. Мне часто говорят спасибо за то, что средний балл класса вырос, что удалось получить более высокую категорию, решить проблемы с дисциплиной на уроках и повысить авторитет среди коллег. Нередко пишут довольные родители, которые обучают детей дома, говоря о том, как легко им готовиться к урокам русского языка и литературы с пособием для учителей моего авторства. Однажды написали даже дети, которые признались, что я помогла «вернуть» их маму в семью. Такая положительная обратная связь является важнейшим показателем того, что я всё делаю правильно.
Спасибо за доверие, коллеги!
Сейчас по запросам «Валерия Добронравова уроки», «Валерия Добронравова русский язык» и «Валерия Добронравова уроки литературы» поисковики выдают более 129 тысяч результатов, хотя всего пару лет назад было около 20 тысяч – более чем в 6 раз меньше. Это говорит о том, что я всё делаю правильно и мои конспекты-помощники действительно востребованы среди педагогов. Обещаю совершенствоваться, чтобы создавать ещё больше качественных и полезных методических материалов для учителей русского языка и литературы. Можете делиться своими школьными историями в комментариях или задавать вопросы – буду рада ответить.