Я рассказываю так, чтобы у студентов случилось озарение. Интервью Екатерины Меттус, преподавателя курса C# Developer. Basic в OTUS
Екатерина преподает в OTUS на курсе C# Developer. Basic с сентября 2024 и уже провела более 30 вебинаров с рекордно высокими оценками. Мы обсудили, как проводить занятия, чтобы новичкам было понятно, а опытным студентам не скучно.
Как сформировался твой стиль преподавания?
В Университете ИТМО я с большим удовольствием посещала занятия Александра Исаева. На его курсе учились студенты с разным опытом: от разработчиков до пивоваров, и все были вовлечены в процесс. Александр Исаев общался с ребятами на равных, используя обращение «вы» и «коллеги».
Раз в несколько занятий проводились соревнования: кто быстрее решит задачу! В рамках конкурса студенты делились на группы по 3–5 человек и совместно писали рабочий код. Мне очень нравился такой подход к проведению занятий, и я начала применять его в OTUS.
На наш курс С# Basic приходят как новички в программировании, так и те, кто уже владеет другими языками. Но для всех одинаково важна практика! Я убеждена, что для глубокого понимания необходимо действовать. Когда просто слушаешь теорию, кажется, что всё понятно. Но пока сам не попробуешь, понимание остаётся иллюзорным.
Как проходят твои занятия и какие практики ты используешь?
В презентации я излагаю теорию, а затем показываю примеры кода в IDE. Часто я прошу одного из студентов решить задачу в режиме реального времени, показывая свой экран. Остальные участники могут выбрать:
- наблюдать за процессом,
- подсказывать коллеге,
- задавать вопросы в чате,
- решать пример самостоятельно.
Задачки, которые я предлагаю своим студентам простые, но наглядные. Например, мы можем имитировать работу банкомата или реализовать простую игру.
Иногда я создаю тесты, включающие вопросы разного уровня сложности. После тестирования мы обсуждаем верные и неверные ответы, а также варианты кода. Это позволяет студентам восполнить пробелы в знаниях, а мне — лучше понять, какие темы необходимо осветить подробнее в будущих лекциях.
Иногда студенты не проявляют достаточной инициативы. В таких случаях я делю их на две команды и предлагаю каждому выбрать зал с задачей посложнее или попроще. На выполнение задачи у команд есть примерно 25-30 минут. В это время я захожу то в одну, то в другую комнату, чтобы посмотреть, как идут дела, помочь, если это необходимо. Мне нравится, что в командной работе даже самые стеснительные студенты раскрываются, поскольку в небольшой компании высказываться не так страшно.
В свои занятия я намеренно включаю каверзные вопросы. Например, если студенты привыкли, что задача решается одним способом, я могу показать им совершенно другой. Сильнее всего в процессе обучения запоминаются моменты неожиданного озарения, когда студенты восклицают: "Да ладно! А так работает?"
В финале курса, на занятии по карьерному консультированию, я провожу лайв-кодинг интервью, которое по своей структуре приближено к реальному собеседованию у работодателя.
Как много времени у тебя уходит на подготовку к занятиям? С чего начинаешь готовиться?
Если я провожу занятие по новой теме впервые, то всегда изучаю, как другие преподаватели работали над этой темой. Я анализирую вопросы студентов, чтобы предвосхитить их, а также подмечаю интересные приемы, которые используют мои коллеги.
Перед занятием я создаю заготовки кода, но при этом не пишу подробный сценарий — важно оставить место для импровизации. Ведь одно и то же задание можно выполнить разными способами.
Если я уже проводила это занятие, то сначала проверяю, что студенты узнали на предыдущих лекциях, а также выясняю, кто пришёл на курс и насколько продвинутая аудитория. Я также учитываю свой опыт и заданные мне вопросы, поэтому каждая лекция, даже на одну и ту же тему, получается уникальной.
Мне помогает представлять себя на месте студента, как будто я только начинаю изучать предмет и не имею никакого опыта. В такие моменты я понимаю, что нужно объяснить материал более подробно.
Какие занятия твои самые любимые? Какие запомнились больше всего?
Больше всего мне нравятся вебинары про алгоритмы. На них я с удовольствием погружаюсь в эту тему, но стараюсь объяснить всё максимально просто.
Моя цель — помочь студентам подготовиться к алгоритмическим собеседованиям. Обычно они уже знают, что я люблю проводить практики, и готовы участвовать в легкой версии алгоритмического собеседования на нашем занятии.
Особенно запомнилось одно из занятий по SQL. В ходе вебинара я поняла, что группа оказалась гораздо более опытной, чем я ожидала. Мои заранее подготовленные примеры они решали без проблем, и мне приходилось импровизировать, чтобы создать для студентов более сложные задачи.
Как “разбить лед” в общении со студентами и побудить их участвовать в практике?
На своих занятиях я стремлюсь создать доверительную атмосферу. Мои студенты знают, что нет глупых вопросов и что нормально испытывать трудности, когда демонстрируешь код перед аудиторией. Они понимают, что всегда могут обратиться за помощью к одногруппникам и преподавателю.
На одном из последних занятий поток вопросов не иссякал. Почти все студенты задавали вопросы или высказывали свои идеи. Более того, в чате сформировалась группа помощников — те, кто уже разобрался в теме и был готов объяснить её остальным.
Был случай, студент никак не мог осмыслить тему и только в конце занятия выяснил, что неправильно понимал один базовый момент, на котором строилось занятие. Это понимание пришло к нему, когда он наконец-то решился и высказал свои мысли. Для меня было большим счастьем, когда студент этот, в результате, освоил тему.
Что бы ты посоветовала начинающим преподавателям?
Дайте студентам больше свободы! Например, если задаешь задачу, не расписывать сразу пошаговую инструкцию, а побрейнштормить, как лучше подойти к решению. Пусть студенты пробуют, ошибаются, ищут решения сами. Главное — создать атмосферу, в которой они не боятся экспериментировать. Ведь лучший способ научиться программированию — это начать программировать.