Как просто и понятно рассказать об операционных системах даже первоклашкам. Новый урок от «Группы Астра»

Представьте ситуацию: ребенок приходит из школы, говорит, что на уроке информатики ничего не понял, и просит сделать с ним домашку. Чтобы родителям не приходилось лезть в поисковики и вспоминать давно забытые уроки, мы решили взять объяснение одной из самых важных тем в ИТ на себя. Рассказываем, что из этого получилось.

Как просто и понятно рассказать об операционных системах даже первоклашкам. Новый урок от «Группы Астра»

Всем привет! Меня зовут Тимур Кабиров, и я руководитель направления карьерного развития в «Группе Астра». Мы с командой понимаем, как важно вкладываться в развитие детей и готовить их к будущему в цифровой сфере. Логика простая: если замотивировать ребят на изучение ИТ и дать им необходимые навыки, то крутых специалистов станет больше (в том числе и для нашей компании 😉). Именно поэтому, когда к нам обратилась АНО «Цифровая экономика» и предложила поучаствовать в конкурсе на разработку «Урока цифры», мы сразу согласились.

Суть проекта такая: ведущие технологические компании делают тематические уроки, которые состоят из лекций, интерактивных тренажеров и заданий. При этом специалисты адаптируют занятия для учеников младшей, средней и старшей школы. В результате ребята всех возрастов погружаются в мир ИТ в игровом формате.

Выиграли конкурс от «Урока цифры» и готовили занятие несколько месяцев

Наша компания начинала свой путь с разработки операционных систем (ОС), поэтому свой урок решили посвятить этой теме. Она прекрасно вписывалась и в школьную программу по информатике: без ОС никакие устройства работать не будут.

На занятии мы хотели ответить на самые востребованные вопросы выбранной темы — от состава ОС до безопасной работы в интернете. Организаторам «Урока цифры» наша идея понравилась. В итоге мы победили в конкурсе и начали готовить урок.

Список тем, которые мы решили подсветить в уроке «Секреты операционных систем» 
Список тем, которые мы решили подсветить в уроке «Секреты операционных систем» 

Это был наш первый опыт с «Уроком цифры», поэтому начинали с нуля. На всё ушло несколько месяцев, и вот какой путь мы прошли.

Потратили четыре месяца на подготовку. Чтобы понять, как вообще должен выглядеть урок, мы смотрели лекции и проходили тренажеры других компаний. Нужно было решить, в каком формате делать материалы и какие техники для онлайн-игр можно использовать. После этого стали постепенно собирать информацию для лекций, чтобы написать сценарий.

Было сложно уместить всю информацию про ОС в один урок и адаптировать материал для детей разного возраста. Мы посоветовались с педагогами и решили, что задачи урока для каждого класса будут отличаться. Например, можно объяснить младшеклассникам, что такое компьютер, для чего нужна ОС и из чего она состоит. Ребятам в средней школе стоит рассказать о функциях системы. А для старшеклассников решили сделать акцент на архитектуре и управлении памятью.

И еще три месяца подтягивали техническую часть, чтобы всё работало гладко и без перебоев. По задумке, школьники могут пройти «Урок цифры» в онлайн-формате. Вот что мы для этого сделали:

  • Разработали онлайн-тренажеры. У нас было несколько попыток придумать и довести задания до идеала. Мы ориентировались на школьную программу и консультировались с учителями информатики, чтобы сделать игры не слишком сложными и при этом познавательными. После каждого нового варианта устраивали брейншторм с командой и исправляли недочеты. Затем подключали дизайнеров и внешних подрядчиков, которые программировали тренажеры. И последний этап — проводили тесты игр среди школьников.
  • Адаптировали браузерные игры под мобильные устройства. Онлайн-тренажеры должны были работать на любом доступном для ребенка устройстве: не только на компьютере, но и на планшете или смартфоне.
  • Продумали запуск офлайн-тренажеров в ОС по типу Linux. Так школьники могли скачать игры и пройти их без интернета.
  • Разработали моушен-дизайн для видеолекции. Чтобы ребята не заскучали на просмотре ролика, мы разбавили его графическими объектами. Например, вместе со спикером, раскрывающим тему лекции, на экране появлялись всплывающие строки с пояснениями.
Отрывок из видеолекции. Ребята сразу видят, из каких компонентов состоят гаджеты, и лучше воспринимают информацию
Отрывок из видеолекции. Ребята сразу видят, из каких компонентов состоят гаджеты, и лучше воспринимают информацию

Когда урок и инструкции для его проведения были готовы, нам оставалось лишь защитить все методические материалы в «Институте изучения детства, семьи и воспитания». Мы справились с задачей и получили право выложить свои наработки на сайт «Урока цифры».

Продумали контент для онлайн-урока до мелочей, чтобы вдохновить ребят на изучение ИТ

Когда объясняешь детям такую сложную тему, как ОС, важно сохранять баланс между обучением и развлечением. Именно поэтому урок «Секреты операционных систем» разделен на два основных этапа.

Сначала — теория. В видеолекцию для учеников средних и старших классов мы включили всю базовую информацию об ОС. Видео длится всего 14 минут и включает несколько коротких частей, например историю ОС, из чего она состоит и какие функции выполняет. А еще мы добавили комментарии наших специалистов: разработчика, эксперта по информационной безопасности, системного администратора и тестировщика. Так школьники могли сразу ориентироваться в ИТ-профессиях.

Мы понимали, что лекция может быть слишком непонятной и длинной для учеников младших классов. Внимание детей в этом возрасте сложно удерживать, а объяснения должны быть максимально простыми, поэтому сделали альтернативную презентацию на понятном ребенку языке. Так, мы сравнили компьютер с оркестром, а операционную систему — с дирижером, который всем управляет.

Затем — практика. На этом этапе школьники закрепляют полученные знания и выполняют задания на интерактивном тренажере. По сути, это квест с мини-играми. Сюжет такой: ребята попадают в «Галерею компьютерной эволюции», где их встречают традиционные персонажи «Урока цифры» — Запятыня, Скобец и братья Слэши. К ним мы добавили нового героя от «Группы Астра» — экскурсовода Дениса. Под его руководством игроки должны найти выход из лабиринта, а по дороге — выполнить задания.

Чтобы пройти лабиринт, игроки должны составить маршрут до «секретов» (игр). Для младшеклассников мы сделали простую навигацию с помощью стрелок, а для ребят постарше — через словесные команды 
Чтобы пройти лабиринт, игроки должны составить маршрут до «секретов» (игр). Для младшеклассников мы сделали простую навигацию с помощью стрелок, а для ребят постарше — через словесные команды 

Сами мини-игры для всех классов разные и отличаются по сложности:

  • 1–4-й класс. Мы хотели, чтобы в этом возрасте дети могли ответить на вопрос «из чего состоит ОС» и ориентировались в графическом интерфейсе, поэтому в первом задании ученикам нужно было правильно назвать все части операционной системы. А во втором — выбрать универсальные значки, которые встречаются во всех ОС.
В одном из заданий мы провели аналогию ОС с нашей планетой, которая состоит из слоев 
В одном из заданий мы провели аналогию ОС с нашей планетой, которая состоит из слоев 
  • 5–9-й класс. Здесь игры посвящены процессам, которые происходят в ОС, и их свойствам. С помощью заданий ребята изучают команды для запуска процессов, узнают про их приоритеты и состояния. А еще учатся переключаться между программами с помощью горячих клавиш.
Интерфейс игры «Горячие клавиши». Ребенок должен лопнуть пузырек с нужной горячей комбинацией
Интерфейс игры «Горячие клавиши». Ребенок должен лопнуть пузырек с нужной горячей комбинацией
  • 10–11-й класс. Ребята постарше тоже решают задачи по процессам ОС. Правда, их мы сделали сложнее. К примеру, школьникам нужно было составить алгоритм жизненного цикла процессора. Также одну игру мы посвятили безопасности по работе с ОС, а другую — видам файловых систем.
У игрока несколько попыток, чтобы пройти тренажер. Если он совершает ошибку во второй раз, то она выделяется красным. Благодаря этому ребенок быстрее запоминает, что он делает не так, и проходит дальше 
У игрока несколько попыток, чтобы пройти тренажер. Если он совершает ошибку во второй раз, то она выделяется красным. Благодаря этому ребенок быстрее запоминает, что он делает не так, и проходит дальше 

Подготовили альтернативный урок, чтобы ребята могли практиковаться и без компьютеров

Бывает, что в школах не хватает компьютеров для всех учеников или начинаются проблемы с интернетом. Для этого сценария наша команда продумала еще одну версию урока и расписала ее в pdf-файлах, которые легко скачать. Вот что мы сделали.

Рассказали об ОС в опорных презентациях. Их мы также разрабатывали с учетом возраста: для младшей, средней и старшей школы. Каждая презентация состоит из теоретической и игровой части. Сначала ребята разбирают с учителем слайды с основной информацией об ОС, а потом переходят к активностям. К примеру, для всех учеников мы подготовили викторину «Клавишный квест». Правила игры такие: нужно угадать правильное сочетание клавиш, которое появляется на экране.

По совету педагогов мы подготовили разные презентации для 1–2-х и 3–4-х классов. У первоклашек задания проще — с несколькими вариантами ответов и изображением клавиатуры. Так дети быстрее запомнят, где находятся нужные клавиши 
По совету педагогов мы подготовили разные презентации для 1–2-х и 3–4-х классов. У первоклашек задания проще — с несколькими вариантами ответов и изображением клавиатуры. Так дети быстрее запомнят, где находятся нужные клавиши 

А для более продвинутых (старшеклассников) мы сделали игру «Терминал». Ребята должны догадаться, какое действие выполняет введенная в терминал команда. К примеру, sudo apt install vlc или pwd.

Чтобы задание не было слишком сложным, мы добавили варианты ответов
Чтобы задание не было слишком сложным, мы добавили варианты ответов

Сделали рабочие листы. Их мы подготовили для практической части урока — вместо тренажеров. Учителю нужно лишь скачать материал и раздать его классу. К примеру, одна из игр для младших школьников — найти соответствие между разными частями компьютера и ролями в оркестре. Так дети запоминают, что драйверы похожи на музыкантов, которые выполняют указания дирижера — ОС.

Пример игры для учеников 5–11-х классов. Ребята собирают пазл с терминами, которые используются в теме ОС. Мы даже начертили линии, чтобы учителю было проще разрезать напечатанный листок на части
Пример игры для учеников 5–11-х классов. Ребята собирают пазл с терминами, которые используются в теме ОС. Мы даже начертили линии, чтобы учителю было проще разрезать напечатанный листок на части

Для урока в формате «без устройств» мы сделали задания, которые не повторяют онлайн-игры. Так что учителя могут провести целых два урока: с компьютерами и без — или дать домашнее задание самостоятельно потренироваться на тренажере.

Чтобы учителям и родителям было проще организовать урок, написали памятки и методички

Одна из фишек «Урока цифры» — возможность провести его в любом месте: в школе, специальном ИТ-пространстве или дома. Чтобы организаторы урока не тратили время на подготовку и быстро разобрались в незнакомой теме, мы написали подробные инструкции. Например, сделали отдельную памятку для родителей о том, как провести урок дома. Если ребенок заболеет и пропустит занятие в школе, он не отстанет от класса.

Чтобы написать полезные методические рекомендации для учителей, мы решили обратиться к профессионалам и попросили совета у «Института изучения детства, семьи и воспитания». Так что при разработке текста учитывали все комментарии специалистов. В результате собрали материал на три части.

  • 1-я часть. Рассказали, как организовать занятия. Мы постарались закрыть все вопросы о том, как провести урок для разных возрастов и что для этого использовать. Например, какие ПК, смартфоны и планшеты подходят для тренажеров и сколько времени нужно уделять каждому этапу занятий. Так, несколько минут в конце урока мы советуем посвятить рефлексии. Специально для этого составили список тем, которые можно обсудить с ребятами.
План урока с компьютерной поддержкой. При этом рекомендации нестрогие — учитель может сам выбрать, сколько времени потратить на каждый этап
План урока с компьютерной поддержкой. При этом рекомендации нестрогие — учитель может сам выбрать, сколько времени потратить на каждый этап
  • 2-я часть. Разобрали тему ОС. Мы писали методичку по принципу «всё, что нужно знать про операционные системы», только в сжатом формате. В общем, добавили базовую информацию, которая поможет провести урок даже учителям без опыта в информатике. А еще один из разделов посвятили профессиям в ИТ, чтобы педагоги могли помочь ученикам при выборе специализации.
  • 3-я часть. Написали ключи ко всем заданиям. С помощью правильных ответов учителя могли быстро помочь ученикам, если у них что-то не получалось.

Программу от «Группы Астра» можно было пройти и на открытых уроках, которые проводили специалисты с нашим сертификатом «АстраСлов». Всего они организовали 21 занятие в 14 регионах.

Уроки проходили не только в школах, но и в ИТ-пространствах. Так, московские школьники изучали «Секреты операционных систем» в Детском технопарке «Альтаир» РТУ МИРЭА. А ребята в Санкт-Петербурге — в Академии цифровых технологий.

Вот как прошел урок для московских школьников в технопарке «Альтаир». Специалисты помогали выполнить задания, если у ребят появлялись вопросы
Вот как прошел урок для московских школьников в технопарке «Альтаир». Специалисты помогали выполнить задания, если у ребят появлялись вопросы

Какие выводы сделали

Как оказалось, даже такую сложную тему, как ОС, можно сделать простой и увлекательной для детей. Урок «Секреты операционных систем» стартовал 10 февраля и длился 3 недели. За это время его прошли два миллиона школьников из всех регионов страны, из них больше 56% ребят выполнили все задания в тренажерах и получили сертификаты. Нормой считается 30%, так что показатель очень хороший.

В десятку лидирующих регионов по доле прохождений тренажера вошли Белгородская обл., Чеченская Республика, Оренбургская обл., Республика Карелия, Свердловская обл., Омская обл., Рязанская обл., Чукотский автономный округ, Самарская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Насколько учителям, родителям и школьникам интересна тема операционных систем, мы убедились и по активности в соцсетях проекта: сделано 483 репоста и оставлен 321 комментарий к нашим публикациям.

С продвижением проекта нам помогало digital-агентство D-AGENCY. Их статистика показала, насколько школьники увлечены темой ОС: более 95% лайкнули или поделились постами о «Секретах операционных систем» в соцсетях 
С продвижением проекта нам помогало digital-агентство D-AGENCY. Их статистика показала, насколько школьники увлечены темой ОС: более 95% лайкнули или поделились постами о «Секретах операционных систем» в соцсетях 
Александра Алешкова
директор департамента образования «Группы Астра»

Два миллиона учащихся из всех регионов страны узнали, как работают операционные системы, какие процессы происходят «под капотом» компьютера и что ОС — это не просто фон рабочего стола, а настоящая основа любой цифровой технологии. Это полезный опыт для всех ребят, который в будущем поможет им сделать первые шаги в ИТ-карьере, а нас вдохновит на разработку следующих уроков, расширяющих горизонты познания в мире цифровых технологий.

Александра Алешкова

У нас уже появились идеи, как можно развить тему операционных систем в формате «Урока цифры». Так что если выиграем еще один конкурс, обязательно сделаем новый урок.

Как вы думаете, нужно ли больше знакомить детей с ИТ еще в школе? И стоит ли делать акцент на занятиях в игровом формате? Делитесь в комментариях.

18
1
17 комментариев