Как просто и понятно рассказать об операционных системах даже первоклашкам. Новый урок от «Группы Астра»
Представьте ситуацию: ребенок приходит из школы, говорит, что на уроке информатики ничего не понял, и просит сделать с ним домашку. Чтобы родителям не приходилось лезть в поисковики и вспоминать давно забытые уроки, мы решили взять объяснение одной из самых важных тем в ИТ на себя. Рассказываем, что из этого получилось.
Всем привет! Меня зовут Тимур Кабиров, и я руководитель направления карьерного развития в «Группе Астра». Мы с командой понимаем, как важно вкладываться в развитие детей и готовить их к будущему в цифровой сфере. Логика простая: если замотивировать ребят на изучение ИТ и дать им необходимые навыки, то крутых специалистов станет больше (в том числе и для нашей компании 😉). Именно поэтому, когда к нам обратилась АНО «Цифровая экономика» и предложила поучаствовать в конкурсе на разработку «Урока цифры», мы сразу согласились.
Суть проекта такая: ведущие технологические компании делают тематические уроки, которые состоят из лекций, интерактивных тренажеров и заданий. При этом специалисты адаптируют занятия для учеников младшей, средней и старшей школы. В результате ребята всех возрастов погружаются в мир ИТ в игровом формате.
Выиграли конкурс от «Урока цифры» и готовили занятие несколько месяцев
Наша компания начинала свой путь с разработки операционных систем (ОС), поэтому свой урок решили посвятить этой теме. Она прекрасно вписывалась и в школьную программу по информатике: без ОС никакие устройства работать не будут.
На занятии мы хотели ответить на самые востребованные вопросы выбранной темы — от состава ОС до безопасной работы в интернете. Организаторам «Урока цифры» наша идея понравилась. В итоге мы победили в конкурсе и начали готовить урок.
Это был наш первый опыт с «Уроком цифры», поэтому начинали с нуля. На всё ушло несколько месяцев, и вот какой путь мы прошли.
Потратили четыре месяца на подготовку. Чтобы понять, как вообще должен выглядеть урок, мы смотрели лекции и проходили тренажеры других компаний. Нужно было решить, в каком формате делать материалы и какие техники для онлайн-игр можно использовать. После этого стали постепенно собирать информацию для лекций, чтобы написать сценарий.
Было сложно уместить всю информацию про ОС в один урок и адаптировать материал для детей разного возраста. Мы посоветовались с педагогами и решили, что задачи урока для каждого класса будут отличаться. Например, можно объяснить младшеклассникам, что такое компьютер, для чего нужна ОС и из чего она состоит. Ребятам в средней школе стоит рассказать о функциях системы. А для старшеклассников решили сделать акцент на архитектуре и управлении памятью.
И еще три месяца подтягивали техническую часть, чтобы всё работало гладко и без перебоев. По задумке, школьники могут пройти «Урок цифры» в онлайн-формате. Вот что мы для этого сделали:
- Разработали онлайн-тренажеры. У нас было несколько попыток придумать и довести задания до идеала. Мы ориентировались на школьную программу и консультировались с учителями информатики, чтобы сделать игры не слишком сложными и при этом познавательными. После каждого нового варианта устраивали брейншторм с командой и исправляли недочеты. Затем подключали дизайнеров и внешних подрядчиков, которые программировали тренажеры. И последний этап — проводили тесты игр среди школьников.
- Адаптировали браузерные игры под мобильные устройства. Онлайн-тренажеры должны были работать на любом доступном для ребенка устройстве: не только на компьютере, но и на планшете или смартфоне.
- Продумали запуск офлайн-тренажеров в ОС по типу Linux. Так школьники могли скачать игры и пройти их без интернета.
- Разработали моушен-дизайн для видеолекции. Чтобы ребята не заскучали на просмотре ролика, мы разбавили его графическими объектами. Например, вместе со спикером, раскрывающим тему лекции, на экране появлялись всплывающие строки с пояснениями.
Когда урок и инструкции для его проведения были готовы, нам оставалось лишь защитить все методические материалы в «Институте изучения детства, семьи и воспитания». Мы справились с задачей и получили право выложить свои наработки на сайт «Урока цифры».
Продумали контент для онлайн-урока до мелочей, чтобы вдохновить ребят на изучение ИТ
Когда объясняешь детям такую сложную тему, как ОС, важно сохранять баланс между обучением и развлечением. Именно поэтому урок «Секреты операционных систем» разделен на два основных этапа.
Сначала — теория. В видеолекцию для учеников средних и старших классов мы включили всю базовую информацию об ОС. Видео длится всего 14 минут и включает несколько коротких частей, например историю ОС, из чего она состоит и какие функции выполняет. А еще мы добавили комментарии наших специалистов: разработчика, эксперта по информационной безопасности, системного администратора и тестировщика. Так школьники могли сразу ориентироваться в ИТ-профессиях.
Мы понимали, что лекция может быть слишком непонятной и длинной для учеников младших классов. Внимание детей в этом возрасте сложно удерживать, а объяснения должны быть максимально простыми, поэтому сделали альтернативную презентацию на понятном ребенку языке. Так, мы сравнили компьютер с оркестром, а операционную систему — с дирижером, который всем управляет.
Затем — практика. На этом этапе школьники закрепляют полученные знания и выполняют задания на интерактивном тренажере. По сути, это квест с мини-играми. Сюжет такой: ребята попадают в «Галерею компьютерной эволюции», где их встречают традиционные персонажи «Урока цифры» — Запятыня, Скобец и братья Слэши. К ним мы добавили нового героя от «Группы Астра» — экскурсовода Дениса. Под его руководством игроки должны найти выход из лабиринта, а по дороге — выполнить задания.
Сами мини-игры для всех классов разные и отличаются по сложности:
- 1–4-й класс. Мы хотели, чтобы в этом возрасте дети могли ответить на вопрос «из чего состоит ОС» и ориентировались в графическом интерфейсе, поэтому в первом задании ученикам нужно было правильно назвать все части операционной системы. А во втором — выбрать универсальные значки, которые встречаются во всех ОС.
- 5–9-й класс. Здесь игры посвящены процессам, которые происходят в ОС, и их свойствам. С помощью заданий ребята изучают команды для запуска процессов, узнают про их приоритеты и состояния. А еще учатся переключаться между программами с помощью горячих клавиш.
- 10–11-й класс. Ребята постарше тоже решают задачи по процессам ОС. Правда, их мы сделали сложнее. К примеру, школьникам нужно было составить алгоритм жизненного цикла процессора. Также одну игру мы посвятили безопасности по работе с ОС, а другую — видам файловых систем.
Подготовили альтернативный урок, чтобы ребята могли практиковаться и без компьютеров
Бывает, что в школах не хватает компьютеров для всех учеников или начинаются проблемы с интернетом. Для этого сценария наша команда продумала еще одну версию урока и расписала ее в pdf-файлах, которые легко скачать. Вот что мы сделали.
Рассказали об ОС в опорных презентациях. Их мы также разрабатывали с учетом возраста: для младшей, средней и старшей школы. Каждая презентация состоит из теоретической и игровой части. Сначала ребята разбирают с учителем слайды с основной информацией об ОС, а потом переходят к активностям. К примеру, для всех учеников мы подготовили викторину «Клавишный квест». Правила игры такие: нужно угадать правильное сочетание клавиш, которое появляется на экране.
А для более продвинутых (старшеклассников) мы сделали игру «Терминал». Ребята должны догадаться, какое действие выполняет введенная в терминал команда. К примеру, sudo apt install vlc или pwd.
Сделали рабочие листы. Их мы подготовили для практической части урока — вместо тренажеров. Учителю нужно лишь скачать материал и раздать его классу. К примеру, одна из игр для младших школьников — найти соответствие между разными частями компьютера и ролями в оркестре. Так дети запоминают, что драйверы похожи на музыкантов, которые выполняют указания дирижера — ОС.
Для урока в формате «без устройств» мы сделали задания, которые не повторяют онлайн-игры. Так что учителя могут провести целых два урока: с компьютерами и без — или дать домашнее задание самостоятельно потренироваться на тренажере.
Чтобы учителям и родителям было проще организовать урок, написали памятки и методички
Одна из фишек «Урока цифры» — возможность провести его в любом месте: в школе, специальном ИТ-пространстве или дома. Чтобы организаторы урока не тратили время на подготовку и быстро разобрались в незнакомой теме, мы написали подробные инструкции. Например, сделали отдельную памятку для родителей о том, как провести урок дома. Если ребенок заболеет и пропустит занятие в школе, он не отстанет от класса.
Чтобы написать полезные методические рекомендации для учителей, мы решили обратиться к профессионалам и попросили совета у «Института изучения детства, семьи и воспитания». Так что при разработке текста учитывали все комментарии специалистов. В результате собрали материал на три части.
- 1-я часть. Рассказали, как организовать занятия. Мы постарались закрыть все вопросы о том, как провести урок для разных возрастов и что для этого использовать. Например, какие ПК, смартфоны и планшеты подходят для тренажеров и сколько времени нужно уделять каждому этапу занятий. Так, несколько минут в конце урока мы советуем посвятить рефлексии. Специально для этого составили список тем, которые можно обсудить с ребятами.
- 2-я часть. Разобрали тему ОС. Мы писали методичку по принципу «всё, что нужно знать про операционные системы», только в сжатом формате. В общем, добавили базовую информацию, которая поможет провести урок даже учителям без опыта в информатике. А еще один из разделов посвятили профессиям в ИТ, чтобы педагоги могли помочь ученикам при выборе специализации.
- 3-я часть. Написали ключи ко всем заданиям. С помощью правильных ответов учителя могли быстро помочь ученикам, если у них что-то не получалось.
Программу от «Группы Астра» можно было пройти и на открытых уроках, которые проводили специалисты с нашим сертификатом «АстраСлов». Всего они организовали 21 занятие в 14 регионах.
Уроки проходили не только в школах, но и в ИТ-пространствах. Так, московские школьники изучали «Секреты операционных систем» в Детском технопарке «Альтаир» РТУ МИРЭА. А ребята в Санкт-Петербурге — в Академии цифровых технологий.
Какие выводы сделали
Как оказалось, даже такую сложную тему, как ОС, можно сделать простой и увлекательной для детей. Урок «Секреты операционных систем» стартовал 10 февраля и длился 3 недели. За это время его прошли два миллиона школьников из всех регионов страны, из них больше 56% ребят выполнили все задания в тренажерах и получили сертификаты. Нормой считается 30%, так что показатель очень хороший.
В десятку лидирующих регионов по доле прохождений тренажера вошли Белгородская обл., Чеченская Республика, Оренбургская обл., Республика Карелия, Свердловская обл., Омская обл., Рязанская обл., Чукотский автономный округ, Самарская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Насколько учителям, родителям и школьникам интересна тема операционных систем, мы убедились и по активности в соцсетях проекта: сделано 483 репоста и оставлен 321 комментарий к нашим публикациям.
Два миллиона учащихся из всех регионов страны узнали, как работают операционные системы, какие процессы происходят «под капотом» компьютера и что ОС — это не просто фон рабочего стола, а настоящая основа любой цифровой технологии. Это полезный опыт для всех ребят, который в будущем поможет им сделать первые шаги в ИТ-карьере, а нас вдохновит на разработку следующих уроков, расширяющих горизонты познания в мире цифровых технологий.
У нас уже появились идеи, как можно развить тему операционных систем в формате «Урока цифры». Так что если выиграем еще один конкурс, обязательно сделаем новый урок.
Как вы думаете, нужно ли больше знакомить детей с ИТ еще в школе? И стоит ли делать акцент на занятиях в игровом формате? Делитесь в комментариях.