Ребенок не хочет учиться? Возможно, дело не в лени

То голова болит, то горло, то резко заболел живот — знакомая ситуация? Со временем причин и манипуляций становится все больше и в какой-то момент родитель понимает: ребенок саботирует учебу.

Часто взрослые считают, что единственная обязанность школьника — хорошо учиться, и он просто ленится, поэтому первой эмоцией становится злость, а первой реакцией — наказание. Но на самом ли деле это лень? Предлагаю разобраться в вопросе с помощью рекомендаций психологов.

Что вы чувствуете?

Попробуйте вспомнить, какие чувства у вас вызывает ситуация, когда в очередной раз ребенок отказывается идти в школу или делать уроки. Задайте себе вопросы: “Почему я испытал/а именно эти эмоции?”и “Что дает мне эта эмоция?”.

Например, “В этот момент я расстраиваюсь, потому что учитель будет вызывать меня в школу и отчитывать нашу семью за плохую успеваемость”или “Это чувство значит, как сильно я за переживаю за ребенка”. Проанализируйте, точно ли ребенок понимает, что вы за него переживаете?

Поделитесь чувствами

Психологи рекомендуют использовать прием под названием “Я сообщения”. Это значит, что в момент разговора вы говорите только о себе и своих переживаниях, не оценивая и не порицая поступки другого человека.

Например: “Я переживаю, что ты отказываешься идти в школу уже 3-й раз. Это вызывает у меня грусть и тревогу, потому что мне важно, чтобы ты окончил школу и получил образование”. Попросите ребенка также поделиться своими мыслями. Скорее всего, придется поговорить не один раз. Но именно такой подход может выстроить между вами теплые и доверительные отношения, благодаря которым вы сможете решить проблему и выяснить причину школьных прогулов.

Все-таки почему ребенок саботирует учебу?

Причин может быть много. Вот самые распространенные:

  • Отсутствие поддержки со стороны друзей и семьи;
  • Невозможность поделиться своими мыслями и переживаниями с семьей (часто из-за отсутствия доверительных отношений с родителями, страх наказания);
  • Загруженный график (школа, дополнительные занятия, много домашек, обязанности по дому и так далее);
  • Низкая заинтересованность в обучении;
  • Сложные взаимоотношения с другими учениками/ преподавателем.

Что делать?

Во-первых, как сказано выше, — разобраться в своих чувствах по отношению к ситуации. Во-вторых, начать говорить с ребенком без обвинений и мотивации наказания. А в-третьих, мягко выяснить: что его интересует в обучении, что не интересует, спросить о его потребностях, как он видит идеальный вариант учебы, чего ему не хватает и какие отношения у него другими ребятами и учителем.

Любому ребенку, подростку нужна мотивация. Вы можете вместе поставить цель, которую он может достичь по окончании или в процессе учебы. Примите участие в этом пути, например, сделайте вместе план работ, карту и так далее. Подумайте, какие поощрения могут быть при достижении небольших побед. Уверена, что у вас получится.

Начать дискуссию