«Игры вместо скучных уроков: учим малыша ходам фигур и прокачиваем логику»

«Игры вместо скучных уроков: учим малыша ходам фигур и прокачиваем логику»

Когда ребёнок воспринимает урок как игру, запоминание происходит «само собой»: вместо зубрёжки — смех, движение и радость открытия. Сегодня — простые и весёлые приёмы, чтобы малыш освоил ходы ключевых шахматных фигур за пару занятий.

Игра «пешки – прыжки лягушки»

Чтобы сделать занятие ещё увлекательнее, представьте, что пешка — это маленькая лягушка.

«Игры вместо скучных уроков: учим малыша ходам фигур и прокачиваем логику»

Для этой игры вам понадобится:

  • Обычная деревянная шахматная доска
  • Оригами-лягушка, сложенная из зелёной бумаги (можно подготовить вместе с ребёнком)

Правила игры:

  1. Старт– Поставьте оригами-лягушку на клетку a2 (или любую другую вторую вертикаль).– Объясните: «Это наша лягушка-пешка, она умеет прыгать вперёд!»
  2. Маленький прыжок– Покажите, как лягушка (пешка) двигается на одну клетку вперёд (с a2 на a3).– Подчеркните: «Тихий, аккуратный шаг — чтобы лягушка не спугнулась».
  3. Большой прыжок– Объясните: «Если лягушка только что проснулась (первый ход), она может прыгнуть на две клетки (с a2 сразу на a4)».– Сделайте демонстрацию руками, затем вместе с ребёнком.
  4. Ход ребёнка– Пусть малыш сам переместит лягушку-оригами сначала на одну клетку, потом — при повторном ходе, на две.– Обязательно похвалите за каждое верное действие: «Отличный прыгок!»

Прокачка логики

– Задача-головоломка: «Лягушке нужно добраться до последней горизонтали (a8), прыгая на 1 или 2 клетки. За какое минимум ходов ей это удастся?»

– Вариант усложнения: возьмите две лягушки (две пешки), попросите ребёнка проложить им оптимальный маршрут, чтобы они встретились на одной клетке.

Ещё 2 простые игры для запоминания ходов фигур на деревянной доске

Помимо «лягушачьих» прыжков для пешки, давайте добавим в ваш арсенал ещё две увлекательные игры — для коня и слона. Так у вас уже будет три «героя» урока: пешка, конь и слон. Остальные три фигуры (ладья, ферзь и король) разберём в следующей статье.

Конь: «Г-образный скачок»

Материалы: деревянная доска, шахматный конь, фишки и набор карточек с координатами доски и другие игрушки, которые будут помогать вам (замки, башки):

  • Разметка: «Г» С помощью фишек наметьте на доске несколько «Г-образных» маршрутов: две клетки вперёд и одна — вбок.– Можно сделать 3–4 такие разметки в разных частях доски.
  • Демонстрация: Поставьте коня на стартовую клетку и покажите: два шага вперёд, потом один вбок .Проговорите вслух «два–два–один», чтобы ребёнок запомнил последовательность.
  • Игра «Конь-исследователь»: ребёнок вытягивает карточку с координатами (например, c4) и ставит туда фигурку/замок или игрушку, дальше нужно конем проделать маршрут и добраться до замка!

Слон: «Мудрец, взбирающийся на горный склон». Представьте себе древнего мудреца-слона, который каждое утро поднимается по склону горы, не сворачивая с тропы. Именно так двигается слон на шахматной доске — только по диагонали, шаг за шагом, исследуя новые вершины. – Разметка «горных троп»:

– Наклейте диагональные ленты по углам доски, словно горные тропы, уходящие вверх-вбок.– Сделайте ещё 2–3 параллельные «склона» в центре.

– Демонстрация: восхождение мудреца:

Поставьте слона в «подножье горы» (угол a1)

– Объясните: «Наш слон-мудрец начинает подъём: с a1 он идёт по склону — b2, c3, d4…и никогда не сворачивает в сторону!»– Проговорите «диа-го-наль» — растягивая слово, чтобы запомнить особый маршрут.

– Игра «По тропе мудреца»

  1. Ребёнок ставит слона у подножья (например, на b2).
  2. Его задача — довести мудреца до вершины одной из «горных троп» (размеченной ленты).
  3. При каждом шаге проговаривайте вслух: «Слон поднялся с b2 на c3» — и закрепляйте образ восхождения.

– Прокачка логики: где ещё найти склон?

– Вопрос-задача: «С каких клеток слон может начать восхождение, чтобы одним ходом попасть на нашу тропу?»

– Вариант квеста: спрячьте «сокровище мудреца» (фишку) на вершине одной из лент — пусть ребёнок проложит маршрут подъёма и найдёт клад.

Таким образом образ мудреца, взбирающегося по горному склону, помогает малышу не просто запомнить диагональный ход, но и увидеть в нём живую историю — и влюбиться в игру ещё сильнее.


А в следующем посте мы встретим трёх новых героев Шахматного королевства: могучую Ладью, могучую Ферзя и величественного Короля.


Расскажем, какие сказочные образы и игры помогут ребёнку запомнить их ходы и сделать каждое занятие настоящим приключением!

И если вы хотите опробовать эти методики вместе с малышом — попробуйте урок в онлайн-школе Chessiland, где каждое занятие — это волшебное путешествие в мир шахмат!

2
Начать дискуссию