Образование
Mike Sverdlov

Анализ рынка образовательных экосистем в России: как это работает?

Привет! Меня зовут Миша Свердлов, я контент-директор компании Skyeng. «Экосистемы» стало словом года по запросам Яндекса. Давайте разберемся, что с этим происходит на рынке образования и кто лидирует.

Давайте начнем с того, что такое экосистемы. Если отбросить биологическое определение, то McKinsey определяет экосистемы как набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании с целью создания добавленной ценности для каждого из ее участников. Экосистема может быть сосредоточена вокруг одной сферы жизни клиента или проникать сразу в несколько из них.

Сегодня мы с вами рассмотрим образовательные экосистемы.

Ключевыми преимуществами экосистем являются:

Клиентские данные и более персонифицированный маркетинг. Возможности кросс- и апсейла.

— Более быстрое внедрение технологий. Компании могут внедрять новые технологии способами, которые ранее были слишком сложными и неуправляемыми, что позволяет им в полной мере использовать облачные сервисы и SaaS.

Создание новых источников дохода. Системная интеграция создает новые потоки доходов и позволяет организациям отслеживать и анализировать огромные массивы данных, проходящие через бизнес. Они могут использовать эти данные для создания новых продуктов и услуг с повышенной ценностью.

Снижение затрат при одновременном совершенствовании бизнес-процессов. Цифровая трансформация и создание цифровой экосистемы повышают эффективность рабочего процесса и рабочих отношений с клиентами и партнерами. Автоматизированные процессы обработки данных и повышение эффективности бизнеса в целом также снижают эксплуатационные расходы.

Так есть ли где-то на рынке образования в РФ экосистемы?

Начну с неожиданного но закономерного, что 2 крупнейшие образовательные экосистемы — это государство и прокрастинация.

Государство как экосистема Государство, являясь монополистом на рынке образования, обеспечивает всю экосистемность (по крайней мере старается): детские сады и ясли, подготовка к школе, сама школа, средние специальные учреждения, вузы, профессиональную переподготовку. Даже как работодатель государство все еще один из крупнейших игроков, в бюджетной сфере занято в районе 30-34 млн человек (по разным данным), что порядка 51% от общего объема официально работающего населения.

На сегодняшний день под крылом государства работает:

  • 35 704 детских садов

  • 4 161 700 студентов и 91 000 аспирантов

  • 741 вузов

  • 162 033 педагогические работники СПО

  • 2 458 141 студенты СПО

  • 4 621 учреждений СПО

  • 16 081 236 школьников

  • 1 083 294 учителей

  • 44 032 школ

  • 6 344 581 воспитанников в детских садах

  • 236 100 профессорско-преподавательский состав

Проделывая огромную работу по обучению населения, — а Россия находится на 19 месте в рейтинге грамотности населения и на 30–31 месте в нашей любимой PISA (цель — десятка), — государство оставляет огромное пространство для маневра в этой нише для частных школ ввиду ряда факторов, среди которых и качество образовательного продукта, и гибкость в адаптации его под реальности рынка, и, как ни странно, даже цена.

Если же мы говорим про прокрастинацию, то тут и Netflix, с которыми мы все соревнуемся в образовании, и соцсети, и игры. TikTok активно идет в образование и в Индии занимает огромную долю, а в России стремительно начинает разворачивать свою образовательную активность. А если пройти по тегу #education , то вы найдете миллионы видео разного уровня качества и глубины проработки. Если же верить статистике, то более 10% контента в Youtube — это образовательный контент, и лишь вопрос времени, когда к структуре подачи материала добавится формат проверки знаний и сертификаты.

Подожди, Миша, скажете вы, но почему ты смешиваешь офлайн и онлайн? Да я не смешиваю, мне, так же как и Александру Ларьяновскому, кажется, что нет никакого офлайна и онлайна. И не так критична среда, важно то, что получает клиент системы образования на выходе. Так кто же из игроков рынка РФ строит коммерческие экосистемные продукты? И как ни странно, редко кто это делает в офлайне. Если не в чистом онлайне, то для офлайна, а не в нем.

На всякий случай дисклеймер, это просто список без приоритизации, размера или значимости.

Начнем, пожалуй, с Яндекса

Какие продукты объединяет:

Школьное образование:

Для взрослых и не только:

ДПО: Я.Практикум

Английский язык: Я.Flow

По идее, большая часть продуктов самодостаточные, и кажется, Яндекс еще не приступил к экосистемизации своих продуктовых линеек.

Кстати, Яндекс показывает отличный пример того, зачем нужна экосистема, когда теперь в Яндекс.Лавке можно выбрать диапазон доставки товара из маркета, и тебе его привезет курьер из ближайшей логистической точки Лавки.

А так в образовательных проектах Яндекса частично используются внутренние IT-продукты. Но нас еще ждет время, когда будет крайне сложно купить лиды в директе, так как там будет один Яндекс (пока там Скилбокса). C другой стороны, начав большую часть своих проектов как лидгены в рекрутинге и поиск талантов, в чем, кстати, очень преуспел, пока что существенной конкуренции ни в одной нише продукты не представляют. Хотя не сомневаюсь, что через годик-два Практикум, завершив этот год с 1+ млрд выручки, будет больше Скилбокса (но это не точно).

Mail.ru Group

Кажется, что большинство проектов в образовании уже тут, те кто не тут, скоро будут тут. Какие продукты уже куплены или проинвестированы.

Детское образование:

ДПО:

  • Skillbox — крупнейший игрок и ДПО и Edtech в России (по 2020 году сделали порядка 4,5 млрд выручки, это уже больше чем бюджет топового вуза, например уровня МФТИ)
  • Skillfactory 18,31%
  • Geekbrains, крупнейшая и старейшая на сегодняшний день школа по обучению технологиям онлайн полностью довыкулена Mail ru и присоединится к экосистеме ДПО, скорее всего, растворившись в ней.

После недавнего присоединения Учи.ру, инвестору не хватает лишь, пожалуй, сильного языкового и хобби-направлений в этом пазле.

Экосистема ли это? Я не уверен, так как хоть инвестор и один, но систематизировать это все будут еще долго, но точно будут, так как компания не исключила IPO своей образовательной экосистемы, а игроки в нее сейчас вошли очень сильные. Понятно условно-бесплатный трафик самого Mail.ru творит чудеса. Посмотрим, что выйдет с учетом того, что будет разрабатываться единая образовательная платформа. И с большими планами на развитие образования и у VK, куда ушел в 2020 году из Фоксфорда Владимир Алешин, на позицию руководителя департамента образовательных инициатив, возможно, как раз через VK всех и замкнут.

Кстати, заходите ко мне в Telegram-канал Образование, которое мы заслужили. Там я рассказываю про тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования. Веб дизайн в цифре и цифра в образовании.

Сбер

У Сбера большие планы на образование, и начнут (точнее, начали) они уже с классического на рынке государства.

Школьная цифровая платформа. Софт + контент для школ с уникальной программой, руку к которой приложили такие зарубежные эксперты, достаточно понятные заходы в школы (софт + железо) дают им существенное конкурентное преимущество, а то, что подход пока что не понятен преподавателям, так это лишь вопрос времени. Кстати, платформу для изучения английского языка они используют Skyeng, что очень приятно.

«Школа 21» — офлайн и по факту СПО образовательная инициатива Сбербанка, основанная на методике «школы будущего», используемой в инновационной французской школе программирования "Ecole 42" с 2013 года.

«Школа 21» готовит специалистов мирового уровня в области информационных технологий (IT) по уникальной образовательной методологии: без учителей, без лекций, без оценок. В основе методики лежит метод peer-to-peer («равный равному»), или коллективное обучение. Обучение в Школе 21 бесплатно.

Свежая новость о том, что Дмитрий Волошин (основатель обучающей платформы для IT-специалистов Otus.ru) стал партнером фонда Fort Ross и будет отвечать за EdTech 100% добавит жизни на рынок инвестиций в образование. А то все Mail да Mail.

Плюс не стоит сбрасывать со счетов корпоративный университет Сбера, который обучает сотни тысяч сотрудников в год и уже активно продает свои курсы на открытом рынке, мне кажется, пока что больше на B2B, что логично, но это опять же вопрос времени.

Ну, и стоит не забывать, что Сбер, купив портал Rabota.ru, легко сможет выстроить полный цикл от обучения детей, потом подростков, студентов, повышать квалификацию и потом их трудоустраивать. Что очень логично.

Нетология групп, а точнее Talent Tech

Если Нетология-групп включает в себя:

Дети:

Фоксфорд — из интересного, есть полностью дистанционная школа гос. образца.

ДПО:

Языки: Wordika

То в Talent Tech еще входят ряд HR-tech проектов и саму группу Нетология, и тут, в продолжение логики Сбера, коллеги строят долгоиграющие планы на полную цифровизацию пути человека и сопровождение его: когда каждый ученик будет понятен с первого класса и в дальнейшем, исходя из своих склонностей, пожеланий сможет получить профессию, быть трудоустроенным и дальше развиваться в концепции life long learning.

Все про это говорят, а вот как мне кажется, у ребят самые большие успехи в этом. Подробнее про концепт Нетологии в ютубе Максима Спиридонова.

А если же говорить про Нетологию в целом, то, по моим ощущениям, коллеги первые поняли, что всех методистов и контент-продюсеров на рынке не схантить, и открыли проект EdMarket, куда стянули отличное методическое сообщество. В конце прошлого года по их стопам пошел Skillbox, открыв и внутренние курсы, и публичные, лучших выпускников которых на их месте я бы даже не отпускал, а сразу трудоустроил.

Skyeng

Спросите вы: где Skyeng и где экосистема? А давайте посмотрим.

Во-первых, компания осталась последней независимой на рынке образования, uchi.ru были до декабря предпоследним бастионом.

Во-вторых, Skyeng уже давно не только английский и математика, но и еще другие предметы школьной программы: рабочие тетради Skysmart совместно с издательством Просвещение за 2020 год получили приличную долю в 2+ млн активных учеников (из 16, у Uchi.ru до 8 млн) и более 100000 активных преподавателей.

В-третьих, компания развивается в классике платформенного экосистемного подхода, и например, на запуск школьного проекта в пандемию ушло 2 недели. И используя активную базу в 150 000 активных учеников, осуществляет органическое переливание трафика, существенно снижая стоимость привлечения (CAC).

Естественно, будет и расширение линейки детского направления, будут и другие продукты для следующих ниш.

Посвятив последние 2 года большому количеству образовательных исследований и повышения качества образовательного продукта, с января компания открыла базовую кафедру совместно с Институтом образования ВШЭ. В рамках базовой кафедры фокус будет на исследовании вовлеченности и мотивации учеников в онлайне, эффективности обучения и преподавания, применении образовательной аналитики и моделирования, будут развиваться подходы и доказываться их работоспособность в реальностях цифровой дидактики.

Подробнее про планы на развитие вы можете посмотреть в постах и интервью Гоши Соловьева.

МТС

Ну, и вишенка на торте — МТС. Компания давно и долго выходит на рынок и школьного образования и профессионального. Они обладают достаточно сильным корпоративным университетом, и я уверен, что в скором времени у них это получится. Особенно с учетом бешеной активности венчурного фонда материнской компании Sistema VC.

Забыл ли я Ростелеком с их Лицеем? Не забыл, когда ребята раскачаются, тогда и добавим. Будет ли в скором времени ВТБ на этой карте? Вполне возможно. Но см предыдущий пункт. Придет ли в эту нишу Тиньков? Не исключаю. Но пока ни у одного из вышеупомянутых игроков ИТ рынка нет ярко выраженной стратегии и системного подхода.

PwC выделяет еще 4 важных преимущества построения экосистемы:

  • Прозрачность. Они имеют полное сквозное видение Операционной экосистемы. Совместное использование данных в режиме реального времени. Все участники цепочки создания стоимости видят информацию одновременно.
  • Расширенное взаимодействие. Взаимодействие с партнерами (такими как поставщики) развивается органично, становясь более глубоким и синергичным, как того требуют решения в цепочке создания стоимости.
  • Незамедлительное реагирование и гибкость. Реакция в режиме реального времени на изменение спроса от конечных клиентов и незамедлительные действия на уровне планирования и реализации на всех уровнях.
  • Коннективность. Бесшовная интеграция внутреннего и внешнего управления жизненным циклом продукта, управления цепочкой поставок и информацией о клиентах обеспечивает условия для связной сквозной цепочки создания стоимости от создания продукта до его доставки потребителю.

При этом интересная история происходит и на уровне LMS и подхода UGC, когда авторы сами создают свои курсы, как это происходит на Coursera или Udacity, которые, как мы знаем, уже более чем единороги.

источник: https://getcourse.ru/blog/year2019

Еще не подъехали данные за 2020 год, там есть инсайды про 44 млрд рублей, но в 2019-м у GetCourse.ru было 32,2 млн лидов и 18 млрд рублей оборота курсов авторов, кто разместил их на платформе. Понятно, что это не выручка компании, но эти школы сгенерировали в 2 раза больше, чем весь топ-10 крупнейших игроков ed tech того года. Это к вопросам скептиков, кто переживает, что онлайн умирает.

Как говорится: Собаки лают — караван идет...

В интересное время мы живем, друзья. И то ли еще будет!

{ "author_name": "Mike Sverdlov", "author_type": "self", "tags": ["education"], "comments": 26, "likes": 18, "favorites": 80, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 198737, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Jan 2021 18:54:45 +0300", "is_special": false }
0
26 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Ооо, образовательная экосистема как глобально и заманчиво... С 11 января я обзвонил 13 частных школ в Москве, чтобы найти для ребенка дистанционное обучение в реальном времени (не в записи) с нормальными уроками и учителями. В одной из школ – в неделю: два дня лекции, два дня практикумы и один день уроки с опросами – смело невероятно, но работает ли – не знаю. В другой в чате урока, по словам представителя 40 учеников, а по отзывам родителей 150... Есть отличный отдел продаж где-то в бизнес-центре сидящий, но при этом нет реальной школы и тебе просто сливают записи уроков и это твой квест как ребенок потом сдаст ЕГЭ... А нормальный дистант нужен именно сейчас, так как ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья, в период пандемии.

Ответить
2

Все именно так. Рынок школьного образования не тронут никем, кроме модели репетиторства. 
Но точно советую обратить внимание на экстернат Фоксфорда (https://externat.foxford.ru/).

Ребята стараются делать очень крутой продукт, многие знакомые там учатся и довольны. 

Ответить
1

Не хватает цифр: реального и потенциального объёма рынка. Разделение на секторы государственной сферы и коммерческих EdTech стартапов и т.д.

Ответить
2

Анастасия, Александр, очень резонное предложение. 
Некоторые шаги пропускаю, так как думаю, что все в контексте (мой косяк). 
Так как данные по выручке не было целью данного материала, то с радостью порекомендую: 
Исследование рынка образования 2020 (покрывает 2019 год) от Нетологии

Ответить
1

Этот отчёт встречала, хороший! Спасибо!

Ответить
2

Поддерживаю. Добить бы инфы про объемы рынка и в деньгах и в количестве платящих.

Ответить
2

И статьи RBC
Второй квартал 2020:
Компания Smart Ranking и ИТ-холдинг TalentTech составили топ-45 российских EdTech-компаний за второй квартал 2020 года, а эксперты рынка выделили десять трендов в этой сфере

Ответить
1

С первой фразы вызвало раздражение слово Миша. Использование лепетных, сокращённых имен для самопрезентации непрофессионально вне зависимости от моды. 

Ответить
1

Очень странно :)

Ответить
1

Ну это VC, как минимум. Тут часто так, 
Ну и сложно спорить с ощущениями человека, это же его ощущения, он на них имеет право. 

Я не про моду уж точно, просто люблю когда просто и на одной волне. 

Ответить
1

Люда Мониава, Нюта Федермессер, Митя Алешковский - все из сферы благотворительности, но навскидку они у меня больше на слуху. VC тут не при чем. Вызывает настороженность, когда человек зовет себя официально уменьшенной разговорной формой в статье, претендующей на серьезность.
Язык тяготеет к упрощению, но даже упоминание полного имени без фамилии в нашей языковой среде не везде прижилось.
Это не ощущения, а психология и лингвистика.

Ответить
2

А если у меня в паспорте было бы Миша, то я не могу пробиться в мир серьезных людей? Эх ...

Ответить
1

Я бы поспорила с целями создания экосистем. Добавленная прибыль с каждого из участников звучит более реалистично) И стиль повествования душноватый... Может лучше нанять копирайтера? 🙂

Ответить
0

Кажется, что нам не о чем спорить, я про это писал в пункте

"— Клиентские данные и более персонифицированный маркетинг. Возможности кросс- и апсейла".

Ответить
1

Видите, как тяжело читать ваш текст 🧐

Ответить
0

Ооок 🙃

Ответить
1

Образовательные хипстеры со смузи - потихоньку отходят от шока вызванного удалёнкой, вскрывшей полное отсутствие реального русскоязычного онлайн-образования, и опять заводят пиарную шарманку.
Много громких и красивых иностранных слов, а в реальности, за целый год - не смогли сделать реальную замену ни одного старорежимного тёплого лампового предмета, не говоря уже о чём то большем.
Как и со всем остальным - остаётся ждать когда сюда зайдут реальные мировые операторы и сделают не ураганный пиар а реальные продукты и сервисы.

Ответить
0

А кого из реальных мировых операторов мы ждём? И каких реальных продуктов нам не хватает на образовательном рынке? 

Ответить
0

"А кого из реальных мировых операторов мы ждём?"©
___________________________________________________________
Любого первого же, кто сделает хотя бы на 80% реально работающую онлайн-школу. Не недельные курсы английского или вязания, а хотя бы годичный курс для класса из 25-30 человек, со ВСЕМИ необходимыми примочками. (посмотрите пиар-материалы собянинско-сколковской "Электронной школы", или ВШЭ-вские (и АСИ-шные) материалы про "Электронный" (у АСИ - 2035) университет, там это достаточно подробно расписано (осталось сделать))

"И каких реальных продуктов нам не хватает на образовательном рынке?"©
______________________________________________________________
Да вообще то говоря - всех. Сейчас на русском языке - нет вообще ни одного комплексного образовательного продукта. Точнее не продукта, а товара, продуктов (недотоваров) - полно, но всё это - не товары. Они - НИКАК не включены и не интегрированы в государственную образовательную систему (а другой в РФ - нету).

Ответить
0

Так это, а можно конкретику то про список "первых же"? Имена, пароли, явки. Я пока не совсем понимаю на кого ориентироваться. 

И что есть "все необходимые примочки"? Например, нет у проекта VR - все, уже не годный? 

Что есть "комплексный образовательный продукт". 

Про онлайн школу - обратить внимание на экстернат Фоксфорда (https://externat.foxford.ru/), сколько там процентов по вашему мнению и почему? Кажется, больше 80. 

Ответить
0

"Первым" - станет то кто первым сделает.
Может Курсера проснётся, может академия Хана (они собственно изначально это и обещали), может корпоративные университеты типа гугла вырастут их своей IT-тематики (по крайней мере они этим летом грозились заменить традиционные университеты).
Может сами университеты типа MIT столкнувшись с угрозой банкротства не будут с онлайн волной бороться а её оседлают.
Претендентов с хорошими шансами - много.
Что реально выстрелит - пока неизвестно.
Про ZOOM ещё год назад никто не знал.

"Примочки" это - не виар. Это - полная интеграция в реальный офлайновый мир.
То есть: "комплексный образовательный продукт".
То что грозится сделать ВШЭ, или АСИ со 2035, или корпоративные университеты, гарантирующие трудоустройство после обучения.

Экстернат это - ИСКЛЮЧЕНИЕ из правил, а речь идёт - о НОВЫХ правилах.

Ответить
1

А в чем крутость курсеры или хана по сравнению, скажем, со Скилбоксом? Просто пока так и не увидел подтверждения тезиса, что "у них все хорошо, не то что у нас" .

Ответить
1

Майк, у вас топовая кофта!)

Ответить
1

Отличная классификация! Ещё есть такие интересные штуки, как совместные программы с ВУЗами. Интеграция какой-либо тн "профессии" (например, анализ или визуализация данных) в ту же программу подготовки экономистов была бы очень кстати:)

Ответить

Комментарии

null