Анализ рынка образовательных экосистем в России: как это работает?

Привет! Меня зовут Миша Свердлов, я контент-директор компании Skyeng. «Экосистемы» стало словом года по запросам Яндекса. Давайте разберемся, что с этим происходит на рынке образования и кто лидирует.

Анализ рынка образовательных экосистем в России: как это работает?

Давайте начнем с того, что такое экосистемы. Если отбросить биологическое определение, то McKinsey определяет экосистемы как набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании с целью создания добавленной ценности для каждого из ее участников. Экосистема может быть сосредоточена вокруг одной сферы жизни клиента или проникать сразу в несколько из них.

Сегодня мы с вами рассмотрим образовательные экосистемы.

Ключевыми преимуществами экосистем являются:

Клиентские данные и более персонифицированный маркетинг. Возможности кросс- и апсейла.

— Более быстрое внедрение технологий. Компании могут внедрять новые технологии способами, которые ранее были слишком сложными и неуправляемыми, что позволяет им в полной мере использовать облачные сервисы и SaaS.

Создание новых источников дохода. Системная интеграция создает новые потоки доходов и позволяет организациям отслеживать и анализировать огромные массивы данных, проходящие через бизнес. Они могут использовать эти данные для создания новых продуктов и услуг с повышенной ценностью.

Снижение затрат при одновременном совершенствовании бизнес-процессов. Цифровая трансформация и создание цифровой экосистемы повышают эффективность рабочего процесса и рабочих отношений с клиентами и партнерами. Автоматизированные процессы обработки данных и повышение эффективности бизнеса в целом также снижают эксплуатационные расходы.

Так есть ли где-то на рынке образования в РФ экосистемы?

Начну с неожиданного но закономерного, что 2 крупнейшие образовательные экосистемы — это государство и прокрастинация.

Государство как экосистема Государство, являясь монополистом на рынке образования, обеспечивает всю экосистемность (по крайней мере старается): детские сады и ясли, подготовка к школе, сама школа, средние специальные учреждения, вузы, профессиональную переподготовку. Даже как работодатель государство все еще один из крупнейших игроков, в бюджетной сфере занято в районе 30-34 млн человек (по разным данным), что порядка 51% от общего объема официально работающего населения.

На сегодняшний день под крылом государства работает:

  • 35 704 детских садов

  • 4 161 700 студентов и 91 000 аспирантов

  • 741 вузов

  • 162 033 педагогические работники СПО

  • 2 458 141 студенты СПО

  • 4 621 учреждений СПО

  • 16 081 236 школьников

  • 1 083 294 учителей

  • 44 032 школ

  • 6 344 581 воспитанников в детских садах

  • 236 100 профессорско-преподавательский состав

Проделывая огромную работу по обучению населения, — а Россия находится на 19 месте в рейтинге грамотности населения и на 30–31 месте в нашей любимой PISA (цель — десятка), — государство оставляет огромное пространство для маневра в этой нише для частных школ ввиду ряда факторов, среди которых и качество образовательного продукта, и гибкость в адаптации его под реальности рынка, и, как ни странно, даже цена.

Если же мы говорим про прокрастинацию, то тут и Netflix, с которыми мы все соревнуемся в образовании, и соцсети, и игры. TikTok активно идет в образование и в Индии занимает огромную долю, а в России стремительно начинает разворачивать свою образовательную активность. А если пройти по тегу #education , то вы найдете миллионы видео разного уровня качества и глубины проработки. Если же верить статистике, то более 10% контента в Youtube — это образовательный контент, и лишь вопрос времени, когда к структуре подачи материала добавится формат проверки знаний и сертификаты.

Подожди, Миша, скажете вы, но почему ты смешиваешь офлайн и онлайн? Да я не смешиваю, мне, так же как и Александру Ларьяновскому, кажется, что нет никакого офлайна и онлайна. И не так критична среда, важно то, что получает клиент системы образования на выходе. Так кто же из игроков рынка РФ строит коммерческие экосистемные продукты? И как ни странно, редко кто это делает в офлайне. Если не в чистом онлайне, то для офлайна, а не в нем.

На всякий случай дисклеймер, это просто список без приоритизации, размера или значимости.

Начнем, пожалуй, с Яндекса

Какие продукты объединяет:

Школьное образование:

Для взрослых и не только:

ДПО: Я.Практикум

Английский язык: Я.Flow

По идее, большая часть продуктов самодостаточные, и кажется, Яндекс еще не приступил к экосистемизации своих продуктовых линеек.

Кстати, Яндекс показывает отличный пример того, зачем нужна экосистема, когда теперь в Яндекс.Лавке можно выбрать диапазон доставки товара из маркета, и тебе его привезет курьер из ближайшей логистической точки Лавки.

А так в образовательных проектах Яндекса частично используются внутренние IT-продукты. Но нас еще ждет время, когда будет крайне сложно купить лиды в директе, так как там будет один Яндекс (пока там Скилбокса). C другой стороны, начав большую часть своих проектов как лидгены в рекрутинге и поиск талантов, в чем, кстати, очень преуспел, пока что существенной конкуренции ни в одной нише продукты не представляют. Хотя не сомневаюсь, что через годик-два Практикум, завершив этот год с 1+ млрд выручки, будет больше Скилбокса (но это не точно).

Mail.ru Group

Кажется, что большинство проектов в образовании уже тут, те кто не тут, скоро будут тут. Какие продукты уже куплены или проинвестированы.

Детское образование:

ДПО:

  • Skillbox — крупнейший игрок и ДПО и Edtech в России (по 2020 году сделали порядка 4,5 млрд выручки, это уже больше чем бюджет топового вуза, например уровня МФТИ)
  • Skillfactory 18,31%
  • Geekbrains, крупнейшая и старейшая на сегодняшний день школа по обучению технологиям онлайн полностью довыкулена Mail ru и присоединится к экосистеме ДПО, скорее всего, растворившись в ней.

После недавнего присоединения Учи.ру, инвестору не хватает лишь, пожалуй, сильного языкового и хобби-направлений в этом пазле.

Экосистема ли это? Я не уверен, так как хоть инвестор и один, но систематизировать это все будут еще долго, но точно будут, так как компания не исключила IPO своей образовательной экосистемы, а игроки в нее сейчас вошли очень сильные. Понятно условно-бесплатный трафик самого Mail.ru творит чудеса. Посмотрим, что выйдет с учетом того, что будет разрабатываться единая образовательная платформа. И с большими планами на развитие образования и у VK, куда ушел в 2020 году из Фоксфорда Владимир Алешин, на позицию руководителя департамента образовательных инициатив, возможно, как раз через VK всех и замкнут.

Кстати, заходите ко мне в Telegram-канал Образование, которое мы заслужили. Там я рассказываю про тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования. Веб дизайн в цифре и цифра в образовании.

Сбер

У Сбера большие планы на образование, и начнут (точнее, начали) они уже с классического на рынке государства.

Школьная цифровая платформа. Софт + контент для школ с уникальной программой, руку к которой приложили такие зарубежные эксперты, достаточно понятные заходы в школы (софт + железо) дают им существенное конкурентное преимущество, а то, что подход пока что не понятен преподавателям, так это лишь вопрос времени. Кстати, платформу для изучения английского языка они используют Skyeng, что очень приятно.

«Школа 21» — офлайн и по факту СПО образовательная инициатива Сбербанка, основанная на методике «школы будущего», используемой в инновационной французской школе программирования "Ecole 42" с 2013 года.

«Школа 21» готовит специалистов мирового уровня в области информационных технологий (IT) по уникальной образовательной методологии: без учителей, без лекций, без оценок. В основе методики лежит метод peer-to-peer («равный равному»), или коллективное обучение. Обучение в Школе 21 бесплатно.

Свежая новость о том, что Дмитрий Волошин (основатель обучающей платформы для IT-специалистов Otus.ru) стал партнером фонда Fort Ross и будет отвечать за EdTech 100% добавит жизни на рынок инвестиций в образование. А то все Mail да Mail.

Плюс не стоит сбрасывать со счетов корпоративный университет Сбера, который обучает сотни тысяч сотрудников в год и уже активно продает свои курсы на открытом рынке, мне кажется, пока что больше на B2B, что логично, но это опять же вопрос времени.

Ну, и стоит не забывать, что Сбер, купив портал Rabota.ru, легко сможет выстроить полный цикл от обучения детей, потом подростков, студентов, повышать квалификацию и потом их трудоустраивать. Что очень логично.

Нетология групп, а точнее Talent Tech

Если Нетология-групп включает в себя:

Дети:

Фоксфорд — из интересного, есть полностью дистанционная школа гос. образца.

ДПО:

Языки: Wordika

То в Talent Tech еще входят ряд HR-tech проектов и саму группу Нетология, и тут, в продолжение логики Сбера, коллеги строят долгоиграющие планы на полную цифровизацию пути человека и сопровождение его: когда каждый ученик будет понятен с первого класса и в дальнейшем, исходя из своих склонностей, пожеланий сможет получить профессию, быть трудоустроенным и дальше развиваться в концепции life long learning.

Все про это говорят, а вот как мне кажется, у ребят самые большие успехи в этом. Подробнее про концепт Нетологии в ютубе Максима Спиридонова.

А если же говорить про Нетологию в целом, то, по моим ощущениям, коллеги первые поняли, что всех методистов и контент-продюсеров на рынке не схантить, и открыли проект EdMarket, куда стянули отличное методическое сообщество. В конце прошлого года по их стопам пошел Skillbox, открыв и внутренние курсы, и публичные, лучших выпускников которых на их месте я бы даже не отпускал, а сразу трудоустроил.

Skyeng

Спросите вы: где Skyeng и где экосистема? А давайте посмотрим.

Во-первых, компания осталась последней независимой на рынке образования, uchi.ru были до декабря предпоследним бастионом.

Во-вторых, Skyeng уже давно не только английский и математика, но и еще другие предметы школьной программы: рабочие тетради Skysmart совместно с издательством Просвещение за 2020 год получили приличную долю в 2+ млн активных учеников (из 16, у Uchi.ru до 8 млн) и более 100000 активных преподавателей.

В-третьих, компания развивается в классике платформенного экосистемного подхода, и например, на запуск школьного проекта в пандемию ушло 2 недели. И используя активную базу в 150 000 активных учеников, осуществляет органическое переливание трафика, существенно снижая стоимость привлечения (CAC).

Естественно, будет и расширение линейки детского направления, будут и другие продукты для следующих ниш.

Посвятив последние 2 года большому количеству образовательных исследований и повышения качества образовательного продукта, с января компания открыла базовую кафедру совместно с Институтом образования ВШЭ. В рамках базовой кафедры фокус будет на исследовании вовлеченности и мотивации учеников в онлайне, эффективности обучения и преподавания, применении образовательной аналитики и моделирования, будут развиваться подходы и доказываться их работоспособность в реальностях цифровой дидактики.

Подробнее про планы на развитие вы можете посмотреть в постах и интервью Гоши Соловьева.

МТС

Ну, и вишенка на торте — МТС. Компания давно и долго выходит на рынок и школьного образования и профессионального. Они обладают достаточно сильным корпоративным университетом, и я уверен, что в скором времени у них это получится. Особенно с учетом бешеной активности венчурного фонда материнской компании Sistema VC.

Забыл ли я Ростелеком с их Лицеем? Не забыл, когда ребята раскачаются, тогда и добавим. Будет ли в скором времени ВТБ на этой карте? Вполне возможно. Но см предыдущий пункт. Придет ли в эту нишу Тиньков? Не исключаю. Но пока ни у одного из вышеупомянутых игроков ИТ рынка нет ярко выраженной стратегии и системного подхода.

PwC выделяет еще 4 важных преимущества построения экосистемы:

  • Прозрачность. Они имеют полное сквозное видение Операционной экосистемы. Совместное использование данных в режиме реального времени. Все участники цепочки создания стоимости видят информацию одновременно.
  • Расширенное взаимодействие. Взаимодействие с партнерами (такими как поставщики) развивается органично, становясь более глубоким и синергичным, как того требуют решения в цепочке создания стоимости.
  • Незамедлительное реагирование и гибкость. Реакция в режиме реального времени на изменение спроса от конечных клиентов и незамедлительные действия на уровне планирования и реализации на всех уровнях.
  • Коннективность. Бесшовная интеграция внутреннего и внешнего управления жизненным циклом продукта, управления цепочкой поставок и информацией о клиентах обеспечивает условия для связной сквозной цепочки создания стоимости от создания продукта до его доставки потребителю.

При этом интересная история происходит и на уровне LMS и подхода UGC, когда авторы сами создают свои курсы, как это происходит на Coursera или Udacity, которые, как мы знаем, уже более чем единороги.

источник: https://getcourse.ru/blog/year2019
источник: https://getcourse.ru/blog/year2019

Еще не подъехали данные за 2020 год, там есть инсайды про 44 млрд рублей, но в 2019-м у GetCourse.ru было 32,2 млн лидов и 18 млрд рублей оборота курсов авторов, кто разместил их на платформе. Понятно, что это не выручка компании, но эти школы сгенерировали в 2 раза больше, чем весь топ-10 крупнейших игроков ed tech того года. Это к вопросам скептиков, кто переживает, что онлайн умирает.

Как говорится: Собаки лают — караван идет...

В интересное время мы живем, друзья. И то ли еще будет!

3030
27 комментариев

Ооо, образовательная экосистема как глобально и заманчиво... С 11 января я обзвонил 13 частных школ в Москве, чтобы найти для ребенка дистанционное обучение в реальном времени (не в записи) с нормальными уроками и учителями. В одной из школ – в неделю: два дня лекции, два дня практикумы и один день уроки с опросами – смело невероятно, но работает ли – не знаю. В другой в чате урока, по словам представителя 40 учеников, а по отзывам родителей 150... Есть отличный отдел продаж где-то в бизнес-центре сидящий, но при этом нет реальной школы и тебе просто сливают записи уроков и это твой квест как ребенок потом сдаст ЕГЭ... А нормальный дистант нужен именно сейчас, так как ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья, в период пандемии.

2
Ответить

Все именно так. Рынок школьного образования не тронут никем, кроме модели репетиторства. 
Но точно советую обратить внимание на экстернат Фоксфорда (https://externat.foxford.ru/).

Ребята стараются делать очень крутой продукт, многие знакомые там учатся и довольны. 

2
Ответить

Не хватает цифр: реального и потенциального объёма рынка. Разделение на секторы государственной сферы и коммерческих EdTech стартапов и т.д.

1
Ответить

Анастасия, Александр, очень резонное предложение. 
Некоторые шаги пропускаю, так как думаю, что все в контексте (мой косяк). 
Так как данные по выручке не было целью данного материала, то с радостью порекомендую: 
Исследование рынка образования 2020 (покрывает 2019 год) от Нетологии

2
Ответить

Поддерживаю. Добить бы инфы про объемы рынка и в деньгах и в количестве платящих.

2
Ответить

И статьи RBC
Второй квартал 2020:
Компания Smart Ranking и ИТ-холдинг TalentTech составили топ-45 российских EdTech-компаний за второй квартал 2020 года, а эксперты рынка выделили десять трендов в этой сфере

2
Ответить

Третиий квартал
«Вирусная» карта отыграна: итоги третьего квартала для российского EdTech

2
Ответить