{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Анализ рынка образовательных экосистем в России: как это работает?

Привет! Меня зовут Миша Свердлов, я контент-директор компании Skyeng. «Экосистемы» стало словом года по запросам Яндекса. Давайте разберемся, что с этим происходит на рынке образования и кто лидирует.

Давайте начнем с того, что такое экосистемы. Если отбросить биологическое определение, то McKinsey определяет экосистемы как набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании с целью создания добавленной ценности для каждого из ее участников. Экосистема может быть сосредоточена вокруг одной сферы жизни клиента или проникать сразу в несколько из них.

Сегодня мы с вами рассмотрим образовательные экосистемы.

Ключевыми преимуществами экосистем являются:

Клиентские данные и более персонифицированный маркетинг. Возможности кросс- и апсейла.

— Более быстрое внедрение технологий. Компании могут внедрять новые технологии способами, которые ранее были слишком сложными и неуправляемыми, что позволяет им в полной мере использовать облачные сервисы и SaaS.

Создание новых источников дохода. Системная интеграция создает новые потоки доходов и позволяет организациям отслеживать и анализировать огромные массивы данных, проходящие через бизнес. Они могут использовать эти данные для создания новых продуктов и услуг с повышенной ценностью.

Снижение затрат при одновременном совершенствовании бизнес-процессов. Цифровая трансформация и создание цифровой экосистемы повышают эффективность рабочего процесса и рабочих отношений с клиентами и партнерами. Автоматизированные процессы обработки данных и повышение эффективности бизнеса в целом также снижают эксплуатационные расходы.

Так есть ли где-то на рынке образования в РФ экосистемы?

Начну с неожиданного но закономерного, что 2 крупнейшие образовательные экосистемы — это государство и прокрастинация.

Государство как экосистема Государство, являясь монополистом на рынке образования, обеспечивает всю экосистемность (по крайней мере старается): детские сады и ясли, подготовка к школе, сама школа, средние специальные учреждения, вузы, профессиональную переподготовку. Даже как работодатель государство все еще один из крупнейших игроков, в бюджетной сфере занято в районе 30-34 млн человек (по разным данным), что порядка 51% от общего объема официально работающего населения.

На сегодняшний день под крылом государства работает:

  • 35 704 детских садов

  • 4 161 700 студентов и 91 000 аспирантов

  • 741 вузов

  • 162 033 педагогические работники СПО

  • 2 458 141 студенты СПО

  • 4 621 учреждений СПО

  • 16 081 236 школьников

  • 1 083 294 учителей

  • 44 032 школ

  • 6 344 581 воспитанников в детских садах

  • 236 100 профессорско-преподавательский состав

Проделывая огромную работу по обучению населения, — а Россия находится на 19 месте в рейтинге грамотности населения и на 30–31 месте в нашей любимой PISA (цель — десятка), — государство оставляет огромное пространство для маневра в этой нише для частных школ ввиду ряда факторов, среди которых и качество образовательного продукта, и гибкость в адаптации его под реальности рынка, и, как ни странно, даже цена.

Если же мы говорим про прокрастинацию, то тут и Netflix, с которыми мы все соревнуемся в образовании, и соцсети, и игры. TikTok активно идет в образование и в Индии занимает огромную долю, а в России стремительно начинает разворачивать свою образовательную активность. А если пройти по тегу #education , то вы найдете миллионы видео разного уровня качества и глубины проработки. Если же верить статистике, то более 10% контента в Youtube — это образовательный контент, и лишь вопрос времени, когда к структуре подачи материала добавится формат проверки знаний и сертификаты.

Подожди, Миша, скажете вы, но почему ты смешиваешь офлайн и онлайн? Да я не смешиваю, мне, так же как и Александру Ларьяновскому, кажется, что нет никакого офлайна и онлайна. И не так критична среда, важно то, что получает клиент системы образования на выходе. Так кто же из игроков рынка РФ строит коммерческие экосистемные продукты? И как ни странно, редко кто это делает в офлайне. Если не в чистом онлайне, то для офлайна, а не в нем.

На всякий случай дисклеймер, это просто список без приоритизации, размера или значимости.

Начнем, пожалуй, с Яндекса

Какие продукты объединяет:

Школьное образование:

Для взрослых и не только:

ДПО: Я.Практикум

Английский язык: Я.Flow

По идее, большая часть продуктов самодостаточные, и кажется, Яндекс еще не приступил к экосистемизации своих продуктовых линеек.

Кстати, Яндекс показывает отличный пример того, зачем нужна экосистема, когда теперь в Яндекс.Лавке можно выбрать диапазон доставки товара из маркета, и тебе его привезет курьер из ближайшей логистической точки Лавки.

А так в образовательных проектах Яндекса частично используются внутренние IT-продукты. Но нас еще ждет время, когда будет крайне сложно купить лиды в директе, так как там будет один Яндекс (пока там Скилбокса). C другой стороны, начав большую часть своих проектов как лидгены в рекрутинге и поиск талантов, в чем, кстати, очень преуспел, пока что существенной конкуренции ни в одной нише продукты не представляют. Хотя не сомневаюсь, что через годик-два Практикум, завершив этот год с 1+ млрд выручки, будет больше Скилбокса (но это не точно).

Mail.ru Group

Кажется, что большинство проектов в образовании уже тут, те кто не тут, скоро будут тут. Какие продукты уже куплены или проинвестированы.

Детское образование:

ДПО:

  • Skillbox — крупнейший игрок и ДПО и Edtech в России (по 2020 году сделали порядка 4,5 млрд выручки, это уже больше чем бюджет топового вуза, например уровня МФТИ)
  • Skillfactory 18,31%
  • Geekbrains, крупнейшая и старейшая на сегодняшний день школа по обучению технологиям онлайн полностью довыкулена Mail ru и присоединится к экосистеме ДПО, скорее всего, растворившись в ней.

После недавнего присоединения Учи.ру, инвестору не хватает лишь, пожалуй, сильного языкового и хобби-направлений в этом пазле.

Экосистема ли это? Я не уверен, так как хоть инвестор и один, но систематизировать это все будут еще долго, но точно будут, так как компания не исключила IPO своей образовательной экосистемы, а игроки в нее сейчас вошли очень сильные. Понятно условно-бесплатный трафик самого Mail.ru творит чудеса. Посмотрим, что выйдет с учетом того, что будет разрабатываться единая образовательная платформа. И с большими планами на развитие образования и у VK, куда ушел в 2020 году из Фоксфорда Владимир Алешин, на позицию руководителя департамента образовательных инициатив, возможно, как раз через VK всех и замкнут.

Кстати, заходите ко мне в Telegram-канал Образование, которое мы заслужили. Там я рассказываю про тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования. Веб дизайн в цифре и цифра в образовании.

Сбер

У Сбера большие планы на образование, и начнут (точнее, начали) они уже с классического на рынке государства.

Школьная цифровая платформа. Софт + контент для школ с уникальной программой, руку к которой приложили такие зарубежные эксперты, достаточно понятные заходы в школы (софт + железо) дают им существенное конкурентное преимущество, а то, что подход пока что не понятен преподавателям, так это лишь вопрос времени. Кстати, платформу для изучения английского языка они используют Skyeng, что очень приятно.

«Школа 21» — офлайн и по факту СПО образовательная инициатива Сбербанка, основанная на методике «школы будущего», используемой в инновационной французской школе программирования "Ecole 42" с 2013 года.

«Школа 21» готовит специалистов мирового уровня в области информационных технологий (IT) по уникальной образовательной методологии: без учителей, без лекций, без оценок. В основе методики лежит метод peer-to-peer («равный равному»), или коллективное обучение. Обучение в Школе 21 бесплатно.

Свежая новость о том, что Дмитрий Волошин (основатель обучающей платформы для IT-специалистов Otus.ru) стал партнером фонда Fort Ross и будет отвечать за EdTech 100% добавит жизни на рынок инвестиций в образование. А то все Mail да Mail.

Плюс не стоит сбрасывать со счетов корпоративный университет Сбера, который обучает сотни тысяч сотрудников в год и уже активно продает свои курсы на открытом рынке, мне кажется, пока что больше на B2B, что логично, но это опять же вопрос времени.

Ну, и стоит не забывать, что Сбер, купив портал Rabota.ru, легко сможет выстроить полный цикл от обучения детей, потом подростков, студентов, повышать квалификацию и потом их трудоустраивать. Что очень логично.

Нетология групп, а точнее Talent Tech

Если Нетология-групп включает в себя:

Дети:

Фоксфорд — из интересного, есть полностью дистанционная школа гос. образца.

ДПО:

Языки: Wordika

То в Talent Tech еще входят ряд HR-tech проектов и саму группу Нетология, и тут, в продолжение логики Сбера, коллеги строят долгоиграющие планы на полную цифровизацию пути человека и сопровождение его: когда каждый ученик будет понятен с первого класса и в дальнейшем, исходя из своих склонностей, пожеланий сможет получить профессию, быть трудоустроенным и дальше развиваться в концепции life long learning.

Все про это говорят, а вот как мне кажется, у ребят самые большие успехи в этом. Подробнее про концепт Нетологии в ютубе Максима Спиридонова.

А если же говорить про Нетологию в целом, то, по моим ощущениям, коллеги первые поняли, что всех методистов и контент-продюсеров на рынке не схантить, и открыли проект EdMarket, куда стянули отличное методическое сообщество. В конце прошлого года по их стопам пошел Skillbox, открыв и внутренние курсы, и публичные, лучших выпускников которых на их месте я бы даже не отпускал, а сразу трудоустроил.

Skyeng

Спросите вы: где Skyeng и где экосистема? А давайте посмотрим.

Во-первых, компания осталась последней независимой на рынке образования, uchi.ru были до декабря предпоследним бастионом.

Во-вторых, Skyeng уже давно не только английский и математика, но и еще другие предметы школьной программы: рабочие тетради Skysmart совместно с издательством Просвещение за 2020 год получили приличную долю в 2+ млн активных учеников (из 16, у Uchi.ru до 8 млн) и более 100000 активных преподавателей.

В-третьих, компания развивается в классике платформенного экосистемного подхода, и например, на запуск школьного проекта в пандемию ушло 2 недели. И используя активную базу в 150 000 активных учеников, осуществляет органическое переливание трафика, существенно снижая стоимость привлечения (CAC).

Естественно, будет и расширение линейки детского направления, будут и другие продукты для следующих ниш.

Посвятив последние 2 года большому количеству образовательных исследований и повышения качества образовательного продукта, с января компания открыла базовую кафедру совместно с Институтом образования ВШЭ. В рамках базовой кафедры фокус будет на исследовании вовлеченности и мотивации учеников в онлайне, эффективности обучения и преподавания, применении образовательной аналитики и моделирования, будут развиваться подходы и доказываться их работоспособность в реальностях цифровой дидактики.

Подробнее про планы на развитие вы можете посмотреть в постах и интервью Гоши Соловьева.

МТС

Ну, и вишенка на торте — МТС. Компания давно и долго выходит на рынок и школьного образования и профессионального. Они обладают достаточно сильным корпоративным университетом, и я уверен, что в скором времени у них это получится. Особенно с учетом бешеной активности венчурного фонда материнской компании Sistema VC.

Забыл ли я Ростелеком с их Лицеем? Не забыл, когда ребята раскачаются, тогда и добавим. Будет ли в скором времени ВТБ на этой карте? Вполне возможно. Но см предыдущий пункт. Придет ли в эту нишу Тиньков? Не исключаю. Но пока ни у одного из вышеупомянутых игроков ИТ рынка нет ярко выраженной стратегии и системного подхода.

PwC выделяет еще 4 важных преимущества построения экосистемы:

  • Прозрачность. Они имеют полное сквозное видение Операционной экосистемы. Совместное использование данных в режиме реального времени. Все участники цепочки создания стоимости видят информацию одновременно.
  • Расширенное взаимодействие. Взаимодействие с партнерами (такими как поставщики) развивается органично, становясь более глубоким и синергичным, как того требуют решения в цепочке создания стоимости.
  • Незамедлительное реагирование и гибкость. Реакция в режиме реального времени на изменение спроса от конечных клиентов и незамедлительные действия на уровне планирования и реализации на всех уровнях.
  • Коннективность. Бесшовная интеграция внутреннего и внешнего управления жизненным циклом продукта, управления цепочкой поставок и информацией о клиентах обеспечивает условия для связной сквозной цепочки создания стоимости от создания продукта до его доставки потребителю.

При этом интересная история происходит и на уровне LMS и подхода UGC, когда авторы сами создают свои курсы, как это происходит на Coursera или Udacity, которые, как мы знаем, уже более чем единороги.

источник: https://getcourse.ru/blog/year2019

Еще не подъехали данные за 2020 год, там есть инсайды про 44 млрд рублей, но в 2019-м у GetCourse.ru было 32,2 млн лидов и 18 млрд рублей оборота курсов авторов, кто разместил их на платформе. Понятно, что это не выручка компании, но эти школы сгенерировали в 2 раза больше, чем весь топ-10 крупнейших игроков ed tech того года. Это к вопросам скептиков, кто переживает, что онлайн умирает.

Как говорится: Собаки лают — караван идет...

В интересное время мы живем, друзья. И то ли еще будет!

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Труфанов

Ооо, образовательная экосистема как глобально и заманчиво... С 11 января я обзвонил 13 частных школ в Москве, чтобы найти для ребенка дистанционное обучение в реальном времени (не в записи) с нормальными уроками и учителями. В одной из школ – в неделю: два дня лекции, два дня практикумы и один день уроки с опросами – смело невероятно, но работает ли – не знаю. В другой в чате урока, по словам представителя 40 учеников, а по отзывам родителей 150... Есть отличный отдел продаж где-то в бизнес-центре сидящий, но при этом нет реальной школы и тебе просто сливают записи уроков и это твой квест как ребенок потом сдаст ЕГЭ... А нормальный дистант нужен именно сейчас, так как ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья, в период пандемии.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Все именно так. Рынок школьного образования не тронут никем, кроме модели репетиторства. 
Но точно советую обратить внимание на экстернат Фоксфорда (https://externat.foxford.ru/).

Ребята стараются делать очень крутой продукт, многие знакомые там учатся и довольны. 

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Ermolova

Не хватает цифр: реального и потенциального объёма рынка. Разделение на секторы государственной сферы и коммерческих EdTech стартапов и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Анастасия, Александр, очень резонное предложение. 
Некоторые шаги пропускаю, так как думаю, что все в контексте (мой косяк). 
Так как данные по выручке не было целью данного материала, то с радостью порекомендую: 
Исследование рынка образования 2020 (покрывает 2019 год) от Нетологии

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Ermolova

Этот отчёт встречала, хороший! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Alimov

Поддерживаю. Добить бы инфы про объемы рынка и в деньгах и в количестве платящих.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

И статьи RBC
Второй квартал 2020:
Компания Smart Ranking и ИТ-холдинг TalentTech составили топ-45 российских EdTech-компаний за второй квартал 2020 года, а эксперты рынка выделили десять трендов в этой сфере

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Третиий квартал
«Вирусная» карта отыграна: итоги третьего квартала для российского EdTech

Ответить
Развернуть ветку
Lynx Lo

С первой фразы вызвало раздражение слово Миша. Использование лепетных, сокращённых имен для самопрезентации непрофессионально вне зависимости от моды. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Очень странно :)

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Ну это VC, как минимум. Тут часто так, 
Ну и сложно спорить с ощущениями человека, это же его ощущения, он на них имеет право. 

Я не про моду уж точно, просто люблю когда просто и на одной волне. 

Ответить
Развернуть ветку
Lynx Lo

Люда Мониава, Нюта Федермессер, Митя Алешковский - все из сферы благотворительности, но навскидку они у меня больше на слуху. VC тут не при чем. Вызывает настороженность, когда человек зовет себя официально уменьшенной разговорной формой в статье, претендующей на серьезность.
Язык тяготеет к упрощению, но даже упоминание полного имени без фамилии в нашей языковой среде не везде прижилось.
Это не ощущения, а психология и лингвистика.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А если у меня в паспорте было бы Миша, то я не могу пробиться в мир серьезных людей? Эх ...

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Антипова

Я бы поспорила с целями создания экосистем. Добавленная прибыль с каждого из участников звучит более реалистично) И стиль повествования душноватый... Может лучше нанять копирайтера? 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Кажется, что нам не о чем спорить, я про это писал в пункте

"— Клиентские данные и более персонифицированный маркетинг. Возможности кросс- и апсейла".

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Антипова

Видите, как тяжело читать ваш текст 🧐

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Ооок 🙃

Ответить
Развернуть ветку
Invent Valley

Образовательные хипстеры со смузи - потихоньку отходят от шока вызванного удалёнкой, вскрывшей полное отсутствие реального русскоязычного онлайн-образования, и опять заводят пиарную шарманку.
Много громких и красивых иностранных слов, а в реальности, за целый год - не смогли сделать реальную замену ни одного старорежимного тёплого лампового предмета, не говоря уже о чём то большем.
Как и со всем остальным - остаётся ждать когда сюда зайдут реальные мировые операторы и сделают не ураганный пиар а реальные продукты и сервисы.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А кого из реальных мировых операторов мы ждём? И каких реальных продуктов нам не хватает на образовательном рынке? 

Ответить
Развернуть ветку
Invent Valley

"А кого из реальных мировых операторов мы ждём?"©
___________________________________________________________
Любого первого же, кто сделает хотя бы на 80% реально работающую онлайн-школу. Не недельные курсы английского или вязания, а хотя бы годичный курс для класса из 25-30 человек, со ВСЕМИ необходимыми примочками. (посмотрите пиар-материалы собянинско-сколковской "Электронной школы", или ВШЭ-вские (и АСИ-шные) материалы про "Электронный" (у АСИ - 2035) университет, там это достаточно подробно расписано (осталось сделать))

"И каких реальных продуктов нам не хватает на образовательном рынке?"©
______________________________________________________________
Да вообще то говоря - всех. Сейчас на русском языке - нет вообще ни одного комплексного образовательного продукта. Точнее не продукта, а товара, продуктов (недотоваров) - полно, но всё это - не товары. Они - НИКАК не включены и не интегрированы в государственную образовательную систему (а другой в РФ - нету).

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Так это, а можно конкретику то про список "первых же"? Имена, пароли, явки. Я пока не совсем понимаю на кого ориентироваться. 

И что есть "все необходимые примочки"? Например, нет у проекта VR - все, уже не годный? 

Что есть "комплексный образовательный продукт". 

Про онлайн школу - обратить внимание на экстернат Фоксфорда (https://externat.foxford.ru/), сколько там процентов по вашему мнению и почему? Кажется, больше 80. 

Ответить
Развернуть ветку
Invent Valley

"Первым" - станет то кто первым сделает.
Может Курсера проснётся, может академия Хана (они собственно изначально это и обещали), может корпоративные университеты типа гугла вырастут их своей IT-тематики (по крайней мере они этим летом грозились заменить традиционные университеты).
Может сами университеты типа MIT столкнувшись с угрозой банкротства не будут с онлайн волной бороться а её оседлают.
Претендентов с хорошими шансами - много.
Что реально выстрелит - пока неизвестно.
Про ZOOM ещё год назад никто не знал.

"Примочки" это - не виар. Это - полная интеграция в реальный офлайновый мир.
То есть: "комплексный образовательный продукт".
То что грозится сделать ВШЭ, или АСИ со 2035, или корпоративные университеты, гарантирующие трудоустройство после обучения.

Экстернат это - ИСКЛЮЧЕНИЕ из правил, а речь идёт - о НОВЫХ правилах.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А в чем крутость курсеры или хана по сравнению, скажем, со Скилбоксом? Просто пока так и не увидел подтверждения тезиса, что "у них все хорошо, не то что у нас" .

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Петросов

Майк, у вас топовая кофта!)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kapustin

Отличная классификация! Ещё есть такие интересные штуки, как совместные программы с ВУЗами. Интеграция какой-либо тн "профессии" (например, анализ или визуализация данных) в ту же программу подготовки экономистов была бы очень кстати:)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия KoT

Круто, конечно, происходит на рынке образования онлайн миксуется с офлайном, спасибо за обзор, узнала о новых игроках

Ответить
Развернуть ветку
Хороший Человек

Уже писал ранее, всем советую, очень довольны - https://ibls.one

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда