Со взрослыми все немного проще. Интервью педагогического дизайнера Валерии Коновальчук
Лера работает в OTUS и развивает направление мобильной разработки и программирования, а также участвует в новом проекте «OTUS.Дети». Мы обсудили с ней, как найти себя в сфере образования и чем обучение взрослых отличается от обучения детей.
Расскажи, как ты пришла в сферу образования?
Начнем с того, что я тот редкий человек, который работает по профессии, так как я обучалась на направлении «менеджмент образования». Еще в школе я была активисткой: организовывала лагеря, участвовала в школьном активе, мне нравилось придумывать мероприятия. Поэтому при выборе профессии я искала направление, которое сочеталось бы с моими интересами — менеджмент и работу с детьми.
Я всегда работала в образовании, но на разных позициях. Начинала в деканате, потом ушла в педагогику: преподавала робототехнику и физику в школах Петербурга, работала в «Сириусе», методистом во Дворце творчества, организовывала интенсивы по дебатам, вела лагеря. Но со временем я поняла, что устала от работы с детьми — уперлась в потолок. Тогда я задумалась: «А взрослые тоже занимаются интересными вещами, и там, возможно, меньше бюрократии». Так я пришла в OTUS.
Что тебя привлекает в педагогическом дизайне? Почему ты решила уйти от преподавания?
Во-первых, это возможность оставаться в образовании, влиять на результат, но без такой эмоциональной вовлеченности, как в преподавании. Проведение занятий требует огромных сил, а еще — глубокой экспертизы. В какой-то момент я осознала, что темы, по которым могу преподавать, начинают исчерпываться.
Мне хотелось шагнуть в другую сторону, но не уходить из образования полностью. Роль методиста оказалась идеальной: я все так же влияю на процесс, но уже через проектирование курсов, а не через прямое взаимодействие с учениками.
Как твой прошлый опыт помогает в текущей работе?
В целом, я понимаю основные цели и задачи образования: как строится программа, какие существуют законодательные нормы и так далее. Но важно отметить, что мой опыт в большей степени связан с государственными структурами. И, конечно, цели, которые ставят перед собой государственные учреждения, отличаются от тех, что преследует бизнес.
Опыт общения с детьми и родителями сейчас помогает выстраивать коммуникацию со студентами. Например, когда вижу негативные отзывы, не впадаю в панику, а ищу причину и работаю с ней. Важно создать комьюнити, наладить взаимодействие — тогда программа будет работать эффективно.
Как ты оказалась в проекте «OTUS.Дети»?
Через год работы со взрослыми я заскучала по детским проектам. Это был вызов: нужно было создавать программу с нуля — новый продукт, новая аудитория. Раньше я приходила в готовые процессы, а тут пришлось строить всё самостоятельно. И, честно говоря, я с радостью вернулась к детям. Интересно было применить опыт OTUS в новом контексте.
Какие результаты уже есть?
Проект еще не завершен, но я вижу, что навыки, полученные в OTUS, действительно работают. Стало больше уверенности: я убедилась, что мой опыт можно применять в разных сферах образования.
Еще я углубилась в техническое наполнение курса: раньше у меня было общее понимание, а теперь могу детальнее обсуждать технические задания с авторами, точнее формулировать правки.
В чем цель «OTUS.Дети»?
Многие детские курсы — это просто развлечение. Мы же делаем упор на профориентацию: показываем, как IT может стать профессией. В программе есть не только технические навыки, но и блоки по карьере — например, как создать резюме или портфолио.
Также мы учим софт-скиллам: дети работают с Kanban-досками, ведут задачи, как в реальных IT-командах. Это микро-стажировка: они пробуют среду и понимают, хотят ли развиваться в этом направлении.
Чем отличается обучение детей от взрослых?
Мне кажется, что в обучении взрослых ценность образования формирует для себя сам студент. Он приходит с конкретными запросами, которые хочет удовлетворить. И на основе своей мотивации и осознания, зачем ему это нужно, он движется вперед. Конечно, мы создаем условия, чтобы поддерживать эту мотивацию.
У детей всё иначе:
- Младшие школьники учатся из интереса, им всё любопытно.
- Подросткам нужно объяснять, зачем им, например, Python вместо Roblox.
- Старшеклассники думают о поступлении.
Родителям тоже важно донести ценность курсов, но чаще они принимают решение на этапе выбора, а не в процессе обучения.
Какие сложности были при запуске?
«OTUS.Дети» — новый бизнес-юнит, и я была единственным сотрудником OTUS в команде. Пришлось адаптировать новых коллег, объяснять процессы, быть терпеливой.
Еще есть опасения насчет нагрузки: школа, кружки, наши курсы — важно следить, чтобы дети справлялись. Мы держим руку на пульсе через обратную связь от преподавателей.
С какими результатами ты выходишь из этого челленджа?
У меня точно больше уверенности в своих силах. Я познакомилась с новыми технологиями, подходами коллег. Будет интересно попробовать применить новые знания на курсах для взрослых.
Какие планы на будущее?
Сейчас мы собираем фидбек от студентов, родителей и коллег, чтобы доработать курсы. Дальше — оптимизация процессов, чтобы разработка шла быстрее. Надеюсь, линейка расширится: например, появится «Python Pro для детей».
Что пожелаешь студентам и родителям?
Детям: не бойтесь задавать вопросы. Преподаватели делают всё, чтобы вам помочь, но читать мысли они не умеют. Нет глупых вопросов — только те, на которые вы пока не знаете ответа.
Родителям: будьте терпеливы. Обучение — сложный процесс, и ваша поддержка очень важна. Если ребенок заинтересовался курсами, значит, вы уже на правильном пути.
Текст интервью подготовила Терегеренко Оксана – ведущий педагогический дизайнер OTUS.