Рынок фотографии, которого нет. Как художникам-фотографам комфортно взаимодействовать с их меценатами и поклонниками.
Недавно я была на одном мероприятии — дискуссии в ЦТИ Фабрика на тему того, как в России в сфере искусства комфортно взаимодействовать фотографам и их меценатам и поклонникам.
Приглашенные главные участники дискуссии, спикеры:
Николай Дмитриев — сооснователь единственной сейчас в России фотогалереи Pennlab.
Елена Аносова — художник, фотограф, куратор, педагог.
Вела беседу куратор Дарья Панайотти.
Народу пришло человек 25–30.Само мероприятие, частью которого была эта дискуссия, в основном было не про фотографию — Ночь идей 2025.
Во время дискуссии я делала для себя заметки. Это не тезисы, просто моменты, которые захотела записать, чтобы запомнить или погуглить потом, или просто обсудить дома. Хочу поделиться ими с теми, кому тема интересна.
✔ Ни для кого из тех, кто следит за темой, не секрет, что в этом году Ассоциация Галерей сформулировала и опубликовала «правила игры» для художников, работающих с тиражным искусством.
Там есть и комментарии про тиражи и ценообразование в фотографии, но, со слов Николая Дмитриева, в этом году также будет создан отдельный документ касательно тиражей в фотографии с тонкостями, присущими этому медиуму.
Над ним уже работает группа из сотрудников Ассоциации Галерей, Pennlab и Piranesi Lab. Его планируют презентовать или на ближайшей ярмарке современного искусства Cosmoscow, или на Catalog.
✔ Самое главное, о чем важно знать фотографу — автор в момент презентации на рынке снимка должен сразу определиться с общим тиражом — какие размеры будут доступны и в каком количестве, а не решать этот вопрос по ходу дела.
Количество авторских отпечатков в каждом тираже (AP — artist prints) тоже прописывается сразу (обычно 1-2 на каждый размер).
Естественно, отпечатки подписываются и атрибутируются, имеют сертификат подлинности.
Выставочные отпечатки не подписываются и не продаются. Это HC — Hors Commerce Prints (от французского hors commerce— «вне торговли»). Такие отпечатки могут быть уничтожены после выставки, подарены, так или иначе они находятся вне рынка.
✔ Отсутствие четких прозрачных правил на тиражи фотографий в России — одна из причин недоверия к фотографии как к искусству. Уровень осведомленности покупателей фотографий о правилах тиражности растет, поэтому фотографам важно их знать и соблюдать.
Мой комментарий: для этого критично важно сделать эти правила максимально широко и бесплатно распространенными в русскоязычном интернете в виде статей.
Эта информация не должна быть доступной узкому кругу лиц, оплативших обучение в фотошколах, на курсах, пришедших на офлайн лекции в московские арт-институции.
Также недостаточно распространять ее только через видео на ютьюбе (замедленном в России), в постах с текстовыми плашками в инстаграме (запрещенном в России) или в телеграм-каналах без навигации и хэштегов, где их невозможно найти.
✔ В целом в России сейчас нет рынка ни фотографии как современного искусства, ни рынка современного искусства. Покупатели искусства по большей части выступают как его меценаты.
✔ Сейчас в России нет печатных изданий, которые покупали бы фотографии, даже Аэрофлот предпочитает сток.
✔ Фэшн фотография вряд ли выдержит конкуренцию с нейросетями.
Кто любит фэшн, в Мультимедиа Арт Музее в Москве сейчас проходит выставка совместно с фондом Still Art Foundation «Шедевры мировой фотографии моды». Для авторов этого направления фонд каждый год проводит опен-коллы.
✔ Фотография — один из самых дорогих в производстве медиумов в искусстве. Дорогая печать, дорогая бумага, дорогое оформление, не говоря уже о технике для съемки.
✔ Абсолютное большинство фотографов, даже самых успешных, живут не на деньги от продажи своих фотографий. Кто-то имеет работу, связанную или не связанную с фотографией, многие преподают людям, которые хотят стать фотографами😁
Некоторые проводят коммерческие съемки (раздел Commissioned на профессиональном сайте).
✔ Pennlab — единственная сейчас фотогалерея в России. За 4 года ее существования не появилось ни одной новой, специализирующейся только на фотографии. Эта галерея работает в том числе с еще не известными в арт-среде фотографами.
✔ Количество галерей, работающих с произведениями искусства, медиумом которых является фотография, увеличивается.
В 2021 году на Космоскоу были только Галерея Люмьер, Глаз и Pennlab, сейчас их значительно больше на всех ярмарках.
Также в этом году параллельно с нижегородской ярмаркой графики Контур впервые прошла ярмарка Контур Фото.
✔ У большинства галерей выставочные планы составлены на 1-2 года вперед, у некоторых — на 5.
Для иллюстрации: выставка «Кунштюк» Оли Пеговой прошла в Pennlab в 2025 году. Письмо автор написала в галерею в 2021 году, серию сняла в 2019.
✔ Фотогалереи прошлого:— «Победа» (2007–2019) — основана Ниной Гомиашвили и Ириной Меглинской году. Находилась на Винзаводе, в Красном Октябре, в ГУМе— «Меглинская» (2010–2012)
✔ ЦТИ Фабрика при отборе художников на свои опен-коллы в большей степени склоняется к групповым заявкам, а не к индивидуальным.
✔ «Фабричные мастерские» как возможность для художников Условия прошлого опен-колла.
✔ Примеры объединений и самоорганизаций художников на основе культуры соучастия:
— Книжный клуб Марго Овчаренко — я нашла только телеграм-канал Фотокнижный червь, но он, судя по всему, заброшен
— Низина
— Фотоклуб Новатор (еще живой)
— студия «Тихая» в Нижнем Новгороде
— вокруг Pennlab в Москве сформировалось сообщество, которое посещает открытия выставки и общается.
✔ В галерее Ruarts 18 июля откроется выставка фотографии про работу с общностью, куратор Дарья Панайотти.
✔ Галерея концептуальной фотографии Le Ball в Париже.
✔ В России есть не только Ассоциация галерей, но и Ассоциация арт-резиденций.
✔ Любопытный телеграм-канал о фотографии, про который я не знала — Фотоулов.
На остальные упомянутые в дискуссии — Арт-планета, OPEN CALL для фотографов от Низина фест, Pennlab — уже была подписана.
✔ Оказывается, у арт-группы Провмыза есть не только видео, но и фотографии.
✔ Михаил Краснов, сооснователь Pennlab, учит студентов в школе Родченко готовить фотофайлы к печати.
Я погуглила и нашла такой курс «Цветоведение и обработка изображений», правда, преподавателем сейчас заявлен Михаил Заикин.
Схема лекций там такая:
— Физическая природа цвета. Спектры. Цветовой круг.
— Механизм цветового зрения.
— Представление цвета в цифре.
— Законы смешения цветов. Режимы наложения цветов в программах обработки изображений.
— Основные характеристики цвета.
— Количественные системы описания цвета. Типология цвета, цветовые справочники.
— Психофизиологические свойства цвета.
— Источники света, характеристики.
— Организация рабочего места.
— Характеристики красок. Смешение красок.
— Виды контрастов.
— Инструменты управления контрастом в Photoshop.
— Цветовой баланс. Инструменты управления балансом в Photoshop.
— Цветовые ассоциации. Памятные цвета.
— Цветовая компрессия. Субдискретизация. Форматы хранения файлов.— Детализация изображения. Резкость текстуры. Муар.
— Частотное разложение. Применение на примере портретов.
— Оптимальный алгоритм цветокоррекции.
— Цветовая гармония. Приемы создания гармонических сочетаний цвета.
— Сканирование. Какие бывают сканеры. Виды оригиналов для сканирования. Критерии оценки качества сканирования.
— Цифровые камеры. Характеристики. Цифровой негатив.
— Управление цветом. Калибровка и профилирование.
Автор статьи — фотохудожник Екатерина Кастальская.
Другие мои статьи на VC:
🟢 Гайд по созданию портфолио художника
🟢 Атрибуция отпечатков фотографий и печатной графики
🟢 Как правильно составить текст опен-колла для художников
🟢 Фотография на российском арт-рынке 2025. Как продвигаться художнику?
🟢 Как правильно монтировать в паспарту художественные работы на бумаге и фотографии