Рынок фотографии, которого нет. Как художникам-фотографам комфортно взаимодействовать с их меценатами и поклонниками.

Дискуссия о современной фотографии в России. Москва, ЦТИ Фабрика, Ночь идей 2025
Дискуссия о современной фотографии в России. Москва, ЦТИ Фабрика, Ночь идей 2025

Недавно я была на одном мероприятии — дискуссии в ЦТИ Фабрика на тему того, как в России в сфере искусства комфортно взаимодействовать фотографам и их меценатам и поклонникам.

Приглашенные главные участники дискуссии, спикеры:
Николай Дмитриев — сооснователь единственной сейчас в России фотогалереи Pennlab.
Елена Аносова — художник, фотограф, куратор, педагог.
Вела беседу куратор Дарья Панайотти.

Народу пришло человек 25–30.Само мероприятие, частью которого была эта дискуссия, в основном было не про фотографию — Ночь идей 2025.

Во время дискуссии я делала для себя заметки. Это не тезисы, просто моменты, которые захотела записать, чтобы запомнить или погуглить потом, или просто обсудить дома. Хочу поделиться ими с теми, кому тема интересна.

✔ Ни для кого из тех, кто следит за темой, не секрет, что в этом году Ассоциация Галерей сформулировала и опубликовала «правила игры» для художников, работающих с тиражным искусством.

Там есть и комментарии про тиражи и ценообразование в фотографии, но, со слов Николая Дмитриева, в этом году также будет создан отдельный документ касательно тиражей в фотографии с тонкостями, присущими этому медиуму.

Над ним уже работает группа из сотрудников Ассоциации Галерей, Pennlab и Piranesi Lab. Его планируют презентовать или на ближайшей ярмарке современного искусства Cosmoscow, или на Catalog.

✔ Самое главное, о чем важно знать фотографу — автор в момент презентации на рынке снимка должен сразу определиться с общим тиражом — какие размеры будут доступны и в каком количестве, а не решать этот вопрос по ходу дела.

Количество авторских отпечатков в каждом тираже (AP — artist prints) тоже прописывается сразу (обычно 1-2 на каждый размер).

Естественно, отпечатки подписываются и атрибутируются, имеют сертификат подлинности.

Выставочные отпечатки не подписываются и не продаются. Это HC — Hors Commerce Prints (от французского hors commerce— «вне торговли»). Такие отпечатки могут быть уничтожены после выставки, подарены, так или иначе они находятся вне рынка.

✔ Отсутствие четких прозрачных правил на тиражи фотографий в России — одна из причин недоверия к фотографии как к искусству. Уровень осведомленности покупателей фотографий о правилах тиражности растет, поэтому фотографам важно их знать и соблюдать.

Мой комментарий: для этого критично важно сделать эти правила максимально широко и бесплатно распространенными в русскоязычном интернете в виде статей.


Эта информация не должна быть доступной узкому кругу лиц, оплативших обучение в фотошколах, на курсах, пришедших на офлайн лекции в московские арт-институции.


Также недостаточно распространять ее только через видео на ютьюбе (замедленном в России), в постах с текстовыми плашками в инстаграме (запрещенном в России) или в телеграм-каналах без навигации и хэштегов, где их невозможно найти.

✔ В целом в России сейчас нет рынка ни фотографии как современного искусства, ни рынка современного искусства. Покупатели искусства по большей части выступают как его меценаты.

✔ Сейчас в России нет печатных изданий, которые покупали бы фотографии, даже Аэрофлот предпочитает сток.

Фэшн фотография вряд ли выдержит конкуренцию с нейросетями.

Кто любит фэшн, в Мультимедиа Арт Музее в Москве сейчас проходит выставка совместно с фондом Still Art Foundation «Шедевры мировой фотографии моды». Для авторов этого направления фонд каждый год проводит опен-коллы.

Фотография — один из самых дорогих в производстве медиумов в искусстве. Дорогая печать, дорогая бумага, дорогое оформление, не говоря уже о технике для съемки.

Абсолютное большинство фотографов, даже самых успешных, живут не на деньги от продажи своих фотографий. Кто-то имеет работу, связанную или не связанную с фотографией, многие преподают людям, которые хотят стать фотографами😁

Некоторые проводят коммерческие съемки (раздел Commissioned на профессиональном сайте).

Pennlab — единственная сейчас фотогалерея в России. За 4 года ее существования не появилось ни одной новой, специализирующейся только на фотографии. Эта галерея работает в том числе с еще не известными в арт-среде фотографами.

Количество галерей, работающих с произведениями искусства, медиумом которых является фотография, увеличивается.
В 2021 году на Космоскоу были только Галерея Люмьер, Глаз и Pennlab, сейчас их значительно больше на всех ярмарках.
Также в этом году параллельно с нижегородской ярмаркой графики Контур впервые прошла ярмарка Контур Фото.

У большинства галерей выставочные планы составлены на 1-2 года вперед, у некоторых — на 5.

Для иллюстрации: выставка «Кунштюк» Оли Пеговой прошла в Pennlab в 2025 году. Письмо автор написала в галерею в 2021 году, серию сняла в 2019.

Фотогалереи прошлого:— «Победа» (2007–2019) — основана Ниной Гомиашвили и Ириной Меглинской году. Находилась на Винзаводе, в Красном Октябре, в ГУМе— «Меглинская» (2010–2012)

ЦТИ Фабрика при отборе художников на свои опен-коллы в большей степени склоняется к групповым заявкам, а не к индивидуальным.

«Фабричные мастерские» как возможность для художников Условия прошлого опен-колла.

Примеры объединений и самоорганизаций художников на основе культуры соучастия:

Аллигаторы

— Книжный клуб Марго Овчаренко — я нашла только телеграм-канал Фотокнижный червь, но он, судя по всему, заброшен

Низина

Красненькая биеннале

Болотная биеннале

Фотоклуб Новатор (еще живой)

студия «Тихая» в Нижнем Новгороде

— вокруг Pennlab в Москве сформировалось сообщество, которое посещает открытия выставки и общается.

В галерее Ruarts 18 июля откроется выставка фотографии про работу с общностью, куратор Дарья Панайотти.

Галерея концептуальной фотографии Le Ball в Париже.

✔ В России есть не только Ассоциация галерей, но и Ассоциация арт-резиденций.

✔ Любопытный телеграм-канал о фотографии, про который я не знала — Фотоулов.

На остальные упомянутые в дискуссии — Арт-планета, OPEN CALL для фотографов от Низина фест, Pennlab — уже была подписана.

✔ Оказывается, у арт-группы Провмыза есть не только видео, но и фотографии.

Михаил Краснов, сооснователь Pennlab, учит студентов в школе Родченко готовить фотофайлы к печати.

Я погуглила и нашла такой курс «Цветоведение и обработка изображений», правда, преподавателем сейчас заявлен Михаил Заикин.

Схема лекций там такая:

— Физическая природа цвета. Спектры. Цветовой круг.

— Механизм цветового зрения.

— Представление цвета в цифре.

— Законы смешения цветов. Режимы наложения цветов в программах обработки изображений.

— Основные характеристики цвета.

— Количественные системы описания цвета. Типология цвета, цветовые справочники.

— Психофизиологические свойства цвета.

— Источники света, характеристики.

— Организация рабочего места.

— Характеристики красок. Смешение красок.

— Виды контрастов.

— Инструменты управления контрастом в Photoshop.

— Цветовой баланс. Инструменты управления балансом в Photoshop.

— Цветовые ассоциации. Памятные цвета.

— Цветовая компрессия. Субдискретизация. Форматы хранения файлов.— Детализация изображения. Резкость текстуры. Муар.

— Частотное разложение. Применение на примере портретов.

— Оптимальный алгоритм цветокоррекции.

— Цветовая гармония. Приемы создания гармонических сочетаний цвета.

— Сканирование. Какие бывают сканеры. Виды оригиналов для сканирования. Критерии оценки качества сканирования.

— Цифровые камеры. Характеристики. Цифровой негатив.

— Управление цветом. Калибровка и профилирование.

Автор статьи — фотохудожник Екатерина Кастальская.

ВК — https://vk.com/kastalskayaekaterina

ТГ — https://t.me/ekaterinakastalskayaart

Другие мои статьи на VC:

Начать дискуссию