Как научиться читать по-английски без ошибок и нужно ли учить правила чтения
Английский язык славится своей нелогичной системой чтения: одни и те же буквы и буквосочетания могут читаться по-разному в разных словах. А каждое правило имеет множество исключений, что может отпугнуть начинающих от сомнительной затеи заучить все правила чтения.
Сможете ли вы объяснить, почему следующие слова читаются именно так, как они читаются:
· Do – Go;
· Does – Goes;
· Rear – Pear;
· Put –Cut;
· Through – though – cough;
· Door – poor – blood;
· Read в Present Simple и Past Simple при абсолютно одинаковом написании;
· а как читается имя Sean?
Таких примеров в английском масса. Из-за этого у многих возникает резонный вопрос: стоит ли заучивать все правила чтения или можно обойтись без них?
Исключений больше, чем правил
На самом деле, в английском чтении есть логика и существуют целые группы слов, которые читаются по одному и тому же принципу. Но много и самих правил.
Например:
· Правила чтения гласных в открытом слоге.
· Правила чтения гласных в закрытом слоге.
· Правила чтения временных окончаний –ed, окончания -s/-es и так далее.
· Различное чтение в безударных и ударных позициях.
· Чтение согласных и их сочетаний в зависимости от их положения в слове и сопровождающих их гласных или согласных букв.
А еще английский язык богат на звуки – их насчитывается 44 при алфавите из 26 букв.
Наглядно покажу, как работают правила чтения в английском на двух простых примерах:
1. Слово dive [daɪv] – гласная буква i дает звук [aɪ] как в алфавите. Здесь все просто и работает стандартное правило чтения. В словах с открытым слогом со структурой "гласная + согласная + немая e", гласная читается как в алфавите.
Ученик все понял и начинает читать все похожие слова подобным образом: mate, kite, make, same. И тут встречается слово give (или live, а еще have, some, come, love) и ряд других исключений.
2. Еще один пример правила чтения: если после согласной g стоят гласные e, i, y, то этот согласный читается как [dʒ]. В остальных случаях как [ɡ].
Снова все прекрасно, проще простого: geography, gist, gym, giant. НО! Girl, gear, forget, give, begin – опять исключения. Много исключений.
Так что же со всем этим делать?
Как научиться читать без зубрежки правил чтения?
Если вы хотите научиться читать, вот мои рекомендации:
1. В первую очередь нужно освоить чтение знаков фонетической транскрипции. Тогда вы сможете прочитать любое незнакомое слово, обратившись к словарю. А в процессе изучения транскрипции вы заодно поставите себе правильное произношение и научитесь различать звуки. Особенно это актуально для гласных звуков.
2. Пользуйтесь электронными словарями с аудио озвучкой для самопроверки.
3. Не стремитесь выучить все правила чтения сразу и наизусть. Есть смысл запомнить наиболее простые, базовые. Например, что ch читается как [tʃ] - «ч», а sh – как [ʃ] - «ш» (хотя здесь тоже встречаются исключения: chemistry, где ch читается как [k] и т.д.).
4. Более сложные правила, а это относится прежде всего к гласным, осваивайте постепенно. И вскоре вы поймете логику чтения. Если встречаются похожие по своему строению слова, вы интуитивно догадаетесь, что читаются они одинаково. Например, rat, cat, fat, bat, bad – нетрудно догадаться, что во всех этих словах гласный звук будет произноситься одинаково. И для этого совершенно нет необходимости становиться специалистом по английской фонетике. Однако, не забывайте себя проверять (вспомните про cut [kʌt] и put [pʊt]).
5. Много читайте вслух. Слушайте подкасты и обучающие аудиозаписи со скриптами (текстами к аудиозаписям), повторяя за диктором. Чем больше вы читаете, тем лучше запоминаете, как произносятся слова. Кстати, в процессе прослушивания и повторения аудиозаписей вы одновременно убиваете двух зайцев: учитесь правильно читать и прокачиваете навык аудирования (восприятия речи на слух). Разумеется, если вы переводите и понимаете то, что слушаете.
Учитесь читать через изучение лексики
Я рекомендую осваивать правила чтения параллельно с изучением лексики. Так вы сразу будете узнавать знакомые слова в текстах и правильно их читать. Ведь даже очень сложный текст по большей части состоит из частотных слов.
И в целом, главная цель изучения языка - умение им пользоваться, понимать устную и письменную речь, общаться на иностранном языке. Так что с лексикой затягивать не стоит.
На начальных этапах изучения некоторые студенты могут путать и не сразу узнавать похожие по написанию слова и произносить их неправильно (feel – fill, through – though, angel - angle и т.д.), но со временем и с опытом это все корректируется и навык чтения доводится до автоматизма.
Полезны ли упражнения в чтении и тренажеры для чтения с озвучкой диктором?
Безусловно, полезны. Они помогают:
1. Выявлять закономерности и правила чтения самостоятельно, наглядно и без лишней теории.
2. Поставить произношение.
3. Научиться различать звуки, что в будущем поможет легче воспринимать речь на слух (особенно актуально для гласных звуков).
4. Запомнить основные исключения (а их много среди наиболее частотных слов).
Если кратко
Итак, я рекомендую:
1. Запомнить знаки транскрипции.
2. Запомнить самые простые правила, которые не имеют большой вариативности и исключений. Например, в буквосочетании kn – k не читается: knife – knit.
3. Изучать правила чтения через изучение лексики.
4. Изучать сложные правила по мере погружения в язык и всегда параллельно с лексикой.
5. Обращаться к словарю с аудио озвучкой для самопроверки.
6. Как можно больше читать вслух от простого к сложному – слова – предложения – тексты.
Подписывайтесь на мой канал. 14 лет преподаю английский. На моём канале я помогаю изучать английский язык быстро, правильно, эффективно. Подписка здесь.