Мозг в эпоху Reels: что изменилось в обучении за 10 лет
Волна популярности Tiktok изменила обучение: мы быстро усваиваем новый материал, но испытываем проблемы с концентрацией внимания. Я изучил исследования за последние 10 лет и выяснил, как цифровизация изменила нашу способность воспринимать знания — и как теперь преподавать эффективно.
TikTok головного мозга: скроллинг — враг концентрации и самоконтроля
Частый просмотр Reels коррелирует с меньшими баллами в учебе и меньшим уровнем концентрации. Исследование Университета бизнеса и технологий (UBT, Косово) показывает: студенты, которые тратят в день в среднем 3,5 часа на просмотр коротких видео, делают на 27% больше ошибок в тестах на внимание и реагируют значительно медленнее в отличие от тех, кто смотрит меньше часа.
Отдельно хочется упомянуть влияние платформ с короткими роликами (TikTok, Instagram Reels*) на так называемые привычки внимания. Исследования нейропсихологов Чжэцзянского университета предупреждают: злоупотребление просмотром 60-секундных роликов может ухудшать способность концентрироваться . Чем больше зависимость от коротких видео, тем хуже работает префронтальная кора. У заядлых скроллеров уровень самоконтроля в среднем на треть ниже, чем у тех, кто реже пользуется соцсетями.
Заметки нужны даже при ускоренном просмотре
При работе со студентами в EdAgency мы отметили: люди все быстрее потребляют информацию — особенно это выражается в том, как мы смотрим видео. Исследование Chen et al. (2024) показывает, что 83% из 191 опрошенных студентов включают лекции на повышенной скорости. При этом больше половины считают, что такой формат — ускорение от 1.25x до 2x — даже помогает лучше учиться.
В рамках исследования провели 2 эксперимента: участники смотрели 15-минутные лекции на незнакомые и сложные для них темы — палеонтология и экономика — либо на обычной скорости, либо на скорости 2х. Часть из них делала заметки. Результаты показывают: ускорение видео снижает качество обучения, однако заметки (независимо от способа их ведения) помогают лучше запомнить материал.
Способность к длительной концентрации никуда не исчезла
В среднем человек в цифровую эпоху может удерживать внимание на одном экране около 47 секунд. Компьютерные специалисты и психологи изучают продолжительность концентрации внимания уже около 20 лет.
За это время среднее время, в течение которого человек может сосредотачиваться на одном предмете, сократилось примерно с 2,5 минут до 45 секунд.
Эти цифры подтверждаются большим мета-исследованием. Выборка включала данные 21 291 участников из 32 стран. Ученые оценивали концентрацию внимания с помощью индекса Concentration Performance (CP) из Теста Внимания d2 (d2 Test of Attention) — теста, где участники должны как можно быстрее и точнее вычеркивать определенные символы (букву «d» с двумя черточками) среди похожих отвлекающих элементов.
Исследование показало: за 20 лет способность к концентрации у детей не изменилась, а вот взрослые стали немного более внимательными — их результаты выросли в среднем на 1,2 балла.
Как создавать образовательный контент, который удержит внимание
Исходя из многочисленных исследований, можно выделить несколько рекомендаций к современному образовательному контенту:
- Структурируйте информацию и обеспечьте навигацию. Каждое видео должно иметь внятное введение (о чем пойдет речь) и выводы.
Раскройте ожидания в первые 30 секунд — это «точка захвата» внимания. Используйте заголовки на экране, списки, визуальные акценты, чтобы упростить когнитивное восприятие.
- Говорите живо, с энтузиазмом и не слишком медленно. Монотонность — враг внимания.
- Делайте видео короткими и цельными. Лучше серия из нескольких видеочастей, каждая с четкой темой, чем длинный часовой монолог. Небольшое видео удержит внимание и его легче пересмотреть.
- Показывайте преподавателя или анимированного персонажа. Включение виртуального аватара в урок дает чувство присутствия и улучшает результаты обучения.
Исследования fMRI и eye-tracking подтверждают, что такое включение повышает нейронную и визуальную синхронность — фактически объединяет внимание группы студентов.
- Используйте визуальные пояснения. Если предмет допускает, включайте фрагменты, где вы пишете или рисуете от руки: решения уравнений, зарисовка схемы, выделение ключевых частей кода. Такой стиль очень эффективен — студенты дольше смотрят и активнее пытаются решить задачи после него.
- Встраивайте интерактивные элементы. Это может быть: вопрос или мини-викторина по только что пройденному (лучше с моментальной обратной связью) — согласно исследованиям, такая практика повышает удержание материала и снижает количество блуждающих мыслей.
* Деятельность организации запрещена на территории РФ.