Про гуманитариев
В комментариях к предыдущему посту вы справедливо заметили: «А может, выборка не та, и не там ищем?!» Однозначно ответить сложно, но давайте взглянем на ситуацию шире, учитывая влияние ЕГЭ и то, с чем нам предстоит жить ближайшие 30 лет.
Сейчас в школах после 9-го класса появились профильные классы. Школьники вынуждены заранее определиться с тем, какие ЕГЭ будут сдавать. По сути, они выбирают направление, в котором предстоит учиться в старших классах. Я делю эти направления на гуманитарные и все остальные. «Все остальные» — это медицинские (биология, химия), инженерные (физика, математика), предпринимательские (математика), ИТ (информатика) и т.п. А что выбирает школьник со слабыми знаниями и низкой мотивацией? Как правило это гуманитарный класс. Часто эти классы называют «медиаклассами», там учат рекламе и маркетингу, а ЕГЭ сдают по обществознанию. Варианты вопросов в виде тестов и можно «натыкать», сложных формул учить не требуется.
Дальше в 10-11 классах для таких всё сводится к умению делать посты для соцсетей и базовым навыкам продвижения. После школы такой выпускник поступает в гуманитарный вуз, ибо только тут примут ЕГЭ по обществознанию. В итоге, в моей выборке студентов (особенно если мы говорим о стартапах), отличников изначально нет.
Возможно, поэтому и с мотивацией к предпринимательству дела обстоят не очень. Хотя интересный момент: когда я давал одно и то же задание студентам разных факультетов, именно рекламисты и маркетологи показывали лучшие результаты. Это объяснимо: они учились работать с информацией и целевыми аудиториями с самого начала.
Но суть не в этом. Из-за системы ЕГЭ мы фактически усилили разделение на «физиков и лириков». И это не лучшая тенденция. Кто из них победит — неизвестно, но хочется, чтобы школа давала базовое, сбалансированное образование, а не вела детей по узкому тоннелю выбора. Ведь чем шире фундамент, тем крепче знания и навыки, которые они будут использовать через 10, 20 и даже 30 лет.