Почему мы ожидаем от 18-летних финансовую независимость, но не даём им ни времени, ни инструментов

Представьте: вам 18. Вы только начали понимать, как работает мир, но от вас уже ждут, что вы будете платить за транспорт, еду, жильё, айфон, и, желательно, не спрашивать у мамы на проезд.

Одновременно — вы учитесь в вузе, где “посещение обязательно”, “пары с 8:30”, и “вы обязаны присутствовать телом и понимать смысл происходящего”.

А теперь внимание: вы устраиваетесь на работу. Ой, нет. Без опыта вас не берут.

Классика. Система, в которой ты должен всё — но не можешь ничего. Звучит как антиутопия, да?

Почему мы ожидаем от 18-летних финансовую независимость, но не даём им ни времени, ни инструментов

Почему вообще в обществе живёт эта странная аксиома:

“С 18 лет ты взрослый, самостоятельный, независимый.”

В этот момент ты как будто превращаешься из “ребёнка, которого нельзя отпускать одного в ТЦ” в “гражданина, который должен платить налоги”.

Но никто не отменял:

  • невозможность работать фултайм и учиться одновременно (если ты не киборг),
  • требования “опыта работы” от выпускника вуза,
  • отсутствие финансовой грамотности, которую никто нигде не преподаёт.

Мы как будто бы отрываем человека от мамкиной груди и бросаем в реку — с криком: “Если утонешь — значит слабый.”

Почему так? Немного философии

Это всё — наследие индустриальной модели общества.

Когда “взрослая жизнь” начиналась с завода или армии. Когда было ясно: 18 лет — время резких перемен.

Но в 2025 году мозг развивается дольше, мир сложнее, работа нестабильнее.

И при этом мы сохранили мышление, в котором взрослая жизнь начинается по таймеру.

Почему мы ожидаем от 18-летних финансовую независимость, но не даём им ни времени, ни инструментов

Что с этим делать? Нестандартные идеи

Если система выглядит нелогичной — давай нарисуем свою.

Вот несколько (почти реалистичных) решений, которые могли бы сделать переход во “взрослую жизнь” менее похожим на выживание.

💡 1. Год "проб и ошибок".

Что, если бы после школы был обязательный “тест-драйва жизни”?

Ты выбираешь: хочешь поработать в кофейне, попробовать фриланс, запустить проект, пройти оплачиваемую стажировку.

Никаких оценок, никаких “Где твоя справка?”. Только ты и реальный опыт.

💡 2. Финансовая симуляция 2.0

Вместо химии и истории — симулятор взрослой жизни.

Ты получаешь “виртуальную зарплату”, учишься делить бюджет, платишь “налоги”, попадаешь в “форс-мажоры” и даже — упс — в “ипотеку с огромной ставкой”.

Но в безопасной среде. Где факапы — это обучение, а не банкротство.

💡 3. Стажёрские квоты на всех уровнях

Как в стартапе: junior не должен быть бесполезным.

У компаний — обязанность брать новичков с минимальной оплатой, но максимальным менторством.

Потому что обучение — это не благотворительность. Это инвестиция в рынок.

💡 4. Стипендия за развитие, а не за оценки

Ты развиваешь проект, проходишь онлайн-курсы, создаёшь подкаст, пишешь книгу, рисуешь инфографику — и за это получаешь “взрослую стипендию”.

Деньги не за “галочку в зачётке”, а за ценность, которую ты создаёшь.

Почему мы ожидаем от 18-летних финансовую независимость, но не даём им ни времени, ни инструментов

Мы живём в эпоху, где подростки должны быть взрослыми, а взрослые ведут себя, как дети.

Так почему бы не признать: взрослость — это не про “18 исполнилось — вперёд”. Это про навык понимать себя и находить свою реальность. А значит, сначала нужно не отпускать в свободное плавание, а научить плавать — дать подросткам время, инструменты и пространство, чтобы они поняли: чего хотят, что умеют и куда вообще плывут.

Потому что финансовая зрелость начинается не с зарплаты. Она начинается с момента, когда ты перестаёшь принимать правила по умолчанию.

Хочешь поспорить? Пиши. Или создай стартап "антивзросления".

Я бы инвестировала.

🧠 “Мысли изобретательницы” — здесь перезапускают логику и форматируют мышление.

1
Начать дискуссию