Как случайность привела к карьере в EdTech. Интервью Надежды Бойковой, руководителя департамента образования в OTUS
Надежда Бойкова – руководитель департамента образования в OTUS. Она пришла в EdTech благодаря случайности, но осталась в профессии надолго. За несколько лет прошла путь от продюсера курсов до директора департамента образования, сохранив команду и эффективность в непростые времена. В интервью Надя рассказала о трансформациях рынка образования, своем подходе к управлению и о том, почему иногда полезно играть в настолки и танцевать бачату.
Расскажи о своем пути в EdTech? Как ты пришла к своей текущей позиции?
На самом деле я попала в EdTech благодаря ошибке рекрутера. В тот момент я обучалась программированию в Школе 21. Рекрутер OTUS нашла меня, посчитав, что я там работаю, а не учусь. Мне стало любопытно, в чем заключается работа продюсера онлайн-курсов, поэтому я пришла на собеседование. Выяснилось, что мой микс опыта — менеджмент проектов, управление командой и понимание IT-сферы — как раз то, что нужно было в OTUS.
Я быстро втянулась и начала сама запускать курсы. Мне особенно нравилось, что компания открыта к экспериментам. Самые интересные проекты в тот период были: запуск хакатона по Data Science, ведение кросс-командных итоговых проектов у студентов и, конечно, запуск направления «Аналитика и анализ» в компании.
В 2021 году я сменила место работы, потому что мне было интересно узнать, как создают асинхронные образовательные продукты и как устроена работа у других лидеров рынка. В Skillbox я довольно быстро выросла до должности руководителя факультета анализа данных. Этот опыт дал мне многое с точки зрения принятия решений на основе данных, работы с финансовыми моделями и разными форматами курсов.
Спустя 2,5 года мы с OTUS вновь нашли друг друга: я вернулась в роли руководителя отдела развития. Считаю, что это был идеальный мэтч. За это время компания заметно выросла, а роль продюсера трансформировалась: в компании появились продакты, которые развивали успешно запущенные курсы. Думаю, это был самый формирующий меня как руководителя опыт. Я рада, что рядом со мной был и остается Рон Маркосян, наш операционный директор, который всегда поможет советом и направит в нужную сторону.
К сожалению, в тот момент в отделе существовали проблемы и сложности во взаимодействии с другими командами, их нужно было оперативно решать. Мы запустили новые процессы работы с другими подразделениями, обновили команду и самое главное выстроили эффективную работу с продуктом.
По результатам этой работы меня перевели на должность директора департамента, которую я занимаю уже год.
Как изменилась сфера EdTech за последние 3–5 лет?
Мы сейчас переживаем интересный период: бум на “войти в айти” спал, начинающие специалисты осмысленно подходят к выбору профессии и соответственно образования, а продающие заголовки уже не манят, а скорее нервируют. Я считаю, что это уже меняет расстановку сил на рынке.
Если говорить про тенденции, то конечно, на всех нас влияет появление ИИ и его интеграция в учебный процесс. Здорово, что мы можем ускорить создание курса или дать дополнительные инструменты студентами. Однако, с этим важно не заигрываться, контролировать итоговое качество. Плюс, я уверена, что никакие технологии не заменят живой опыт, и обучение с прямым доступом к экспертам будет оставаться востребованным.
Какие задачи в роли директора образования оказалось самым интересным или сложным?
Осеннее планирование следующего года. Это всегда масштабная работа: мы продумываем проекты, закладываем бюджеты, рассчитываем нагрузку на команду и планируем найм, формируем сетку запусков курсов и решаем множество других задач.
Что ты считаешь своим самым большим достижением за время работы на данной позиции?
2025 год стал для нас непростым. Мы пережили несколько этапов оптимизации, сумели сократить расходы без потери качества и провели реструктуризацию части подразделений. Но что важнее — нам удалось сохранить команду, её эффективность и атмосферу вовлеченности. Для меня это самое большое достижение года, и оно было бы невозможным без моей команды руководителей отделов.
Как ты выстраиваешь работу команды?
Я бы разделила свою команду на мини и макси.
Мини – это 5 руководителей отделов, с ними мы встречаемся 2 раза в месяц на “Уютный синк”, чтобы обсудить результаты работы и поделиться ближайшими фокусами. Такие встречи позволяют нам быть в общем контексте, отслеживать изменения в процессах и делиться опытом. Кроме того еженедельно я встречаюсь с каждым из руководителей на 1-2-1, чтобы детально погрузится в работу отдела, обсудить операционные вопросы и проекты.
Макси – это команда всего департамента – 60 человек. Мы обычно встречаемся 2 раза в месяц. На общей встрече департамента образования мы обсуждаем новости и проекты, а на встрече Friday Club мы все можем отвлечься, поиграть в игры, пройти квизы или узнать что-то новое.
Иногда я подключаюсь на регулярные встречи отделов, чтобы решить вопросы напрямую с командой.
И конечно, любой сотрудник департамента может прийти ко мне со своим вопросом, я всегда постараюсь помочь, предложить решение проблемы.
Какие качества особенно ценишь в людях, с которыми работаешь?
- Системное мышления. Важно, чтобы человек видел взаимосвязи, мог аргументировать свои решения и просчитывал риски.
- Смекалочка. Умение находить нестандартные выходы из ситуации.
- Самоходность. Умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
- Честность. Я спокойно отношусь к ошибкам, всегда помогу разобраться в причинах и сделать так, чтобы этого больше не повторялось. Но важно, чтобы люди не замалчивали такие ситуации.
- Эмоциональный контроль. Мы работаем в разных ситуациях, иногда приходится принимать непопулярные решения, проводить сложные разговоры или делать скучные задачи. Я считаю, что в таких случаях профессионал должен быть рационален и делать то, что от него требуется.
Очень не люблю, когда пытаются себя продать или кричать о своих заслугах. Во-первых, это почти всегда видно. Во-вторых, продавать должны результаты, а не слова.
Есть ли у тебя личные увлечения или хобби, которые помогают в работе?
Любое качественное времяпровождение вне работы помогает мне работать эффективнее. Основное хобби – это настольные игры. Мне нравятся евро-стратегии, где нужно просчитывать все на несколько шагов вперед, контролировать количество ресурсов и предугадывать решения соперников. Это то, что позволяет мне быстро перезагрузиться и освободить голову от проблем.
Еще я занимаюсь танцами в стилях джаз-модерн и бачата – это вид физической нагрузки, заниматься которой мне не скучно.
Давно хотела научиться играть на фортепиано и вот недавно начала заниматься. Пока осваиваю базовые вещи, учусь координировать движения и попадать в ритм, но уже получаю от занятий море удовольствия.
Если бы у тебя были неограниченные ресурсы на один образовательный проект — что бы ты сделала?
Так как я человек практичный, мне сложно фантазировать масштабом неограниченных ресурсов. Неограниченные ресурсы, потребуют неограниченной выручки для окупаемости такого проекта.
Но, если бы я выбирала продукт для души, я бы занялась курсом по основам винной культуры.
Это потрясающий мир с многообразием нюансов производства, которые влияют на конечный результат. Российское виноделие сейчас активно развивается и было бы здорово знакомить людей с этой культурой. И самое главное, что мне это просто искренне нравится и интересно.