Метод PARA: как организовать личную базу знаний и больше никогда не терять нужный файл, рассудок и второй носок

Постоянно открываете сотню вкладок и потом не можете найти важную? Или видели полезное сообщение с рекомендацией, но оно затерялось среди обсуждений? Этот инструмент не даст потеряться в хаосе информации и быстро найти любую заметку.

Пара-пара-па
Пара-пара-па

Это первая статья из цикла про методики организации личной базы знаний. Что это такое писала в этом посте.

Кому это будет полезно

  • Специалисту, который постоянно учится и осваивает новые инструменты
  • Для возвращения после декрета на работу
  • Любителю открыть сто вкладок, сохранить кучу в отложенное, а потом не читать ничего

PARA – это метод для организации всей информации, которая вам нужна в жизни и работе таким образом, чтобы вы всегда знали, что и где находится. Это как когда мама учила – класть вещи туда, где будешь их искать; так же можно поступать и с заметками. Но как этого добиться?

Чем этот метод организации хорош – он крайне прост для понимания, не требует специальных инструментов, да и времени занимает совсем немного. Можно использовать папки с текстовыми заметками, Телеграм, любимое приложение для заметок (Notion, Obsidian). Только понять принцип и один раз настроить. Итак, как же его организовать?

4 буквы и главный принцип

Главный принцип PARA – это организация информации согласно проектам и целям, чтобы нужна информация находилась как можно ближе к телу: ровно там, где она вам потребуется. Вы раскладываете заметки и информацию на 4 папки – P (Project), A (Area), R (Resource), A (Archive), и любая информация, которую вы хотите сохранить или с которой работаете, помещается в них.

Projects (Проекты) – в эту папку складываются заметки, нужные для работы над конкретными текущими проектами. У меня это организовано в подпапки, если проект большой или заметкой, если этого достаточно.

Пример

Работа:

  • Запуск MVP нового функционала;
  • Подготовка и сдача квартального отчета;
  • Документирование нового API.

Личное:

  • Подготовка к собеседованию на новую должность;
  • Ремонт в детской комнате;
  • Организация поездки или отпуска.

Areas (Сферы) – всё, что касается ваших постоянных областей ответственности. Например, я сохраняю сюда подарки, про которые кто-то случайно упомянул в разговоре, информацию про питание и режим дочки, персональная книга рецептов, а по работе – информацию про рабочий код, программирование в целом, лайфхаки по самообразованию. Сюда кладется то, что требует постоянной актуализации.

Пример

Работа:

  • Карьерное развитие (цели, грейды, заметки для ревью);
  • Управление командой (заметки о 1-на-1 встречах, менторство).

Личное:

  • Здоровье и режим ребенка (прививки, контакты врачей);
  • Личные финансы (бюджетирование, налоги);
  • Саморазвитие (навыки, которые нужно поддерживать);
  • Идеи подарков (которые кто-то случайно упомянул).

Resources (Ресурсы) – место для сохранения информации, к которой может быть полезно вернуться. Например, сохраненки полезных статей, ссылки на гайды и курсы, любопытные факты – то что вы изучаете или просто сохраняете на будущее. Часто возникает вопрос – а в чем отличие от Areas? Все просто: сюда складываем то, что может потребоваться изредка, или что-то что просто полезно знать.

У меня это самая тоненькая папочка: мне не очень удобно сохранять всё полезное именно здесь.

Пример

Работа:

  • Сохраненные статьи про AI, ML или новый фреймворк;
  • Шаблоны для презентаций, код-ревью или митингов;
  • Ссылки на гайды по Notion/Obsidian.

Личное:

  • Рецепты или кулинарные лайфхаки;
  • Интересные факты или исторические заметки.

Archives (Архивы) – сюда перекладываются неактуальные проекты и заметки, но не удаляются, а сохраняются для истории не мозоля глаза.

Пример

Работа:

  • Завершенные проекты (документация, логи);
  • Старые версии резюме;
  • Отчеты или презентации прошлых лет.

Личное:

  • Пройденные курсы и конспекты;
  • Заметки о планировании прошлогоднего отпуска;
  • Неактуальные или приостановленные сферы ответственности.

Как определить, в какую папку положить заметку

Чтобы быстро определить, в какую папку положить заметку, нужно ответить на максимум 3 вопроса:

  1. Требует ли эта информация действия с конкретным результатом и сроком? Если да, то это Проекты;
  2. Это касается постоянной ответственности, без финала? Сферы;
  3. Просто хочется сохранить на будущее? Ресурсы.

А если какая-то из старых заметок стала неактуальной, либо завершилась – без сожалений отправляем ее в папку Архивы.

Шпаргалка для сохранения

Блок-схема, как определить папку для заметки по методу PARA
Блок-схема, как определить папку для заметки по методу PARA

А как вы храните информацию? Я всегда мечтала о личной википедии, но уделять этому излишнее время считаю нерациональным. А вот PARA мне действительно помог. В будущем я ещё напишу про другие PKMS (системы организации личных баз знаний), так что подписывайтесь, буду рада вас видеть (:

2 комментария