Метод PARA: как организовать личную базу знаний и больше никогда не терять нужный файл, рассудок и второй носок
Постоянно открываете сотню вкладок и потом не можете найти важную? Или видели полезное сообщение с рекомендацией, но оно затерялось среди обсуждений? Этот инструмент не даст потеряться в хаосе информации и быстро найти любую заметку.
Это первая статья из цикла про методики организации личной базы знаний. Что это такое писала в этом посте.
Кому это будет полезно
- Специалисту, который постоянно учится и осваивает новые инструменты
- Для возвращения после декрета на работу
- Любителю открыть сто вкладок, сохранить кучу в отложенное, а потом не читать ничего
PARA – это метод для организации всей информации, которая вам нужна в жизни и работе таким образом, чтобы вы всегда знали, что и где находится. Это как когда мама учила – класть вещи туда, где будешь их искать; так же можно поступать и с заметками. Но как этого добиться?
Чем этот метод организации хорош – он крайне прост для понимания, не требует специальных инструментов, да и времени занимает совсем немного. Можно использовать папки с текстовыми заметками, Телеграм, любимое приложение для заметок (Notion, Obsidian). Только понять принцип и один раз настроить. Итак, как же его организовать?
4 буквы и главный принцип
Главный принцип PARA – это организация информации согласно проектам и целям, чтобы нужна информация находилась как можно ближе к телу: ровно там, где она вам потребуется. Вы раскладываете заметки и информацию на 4 папки – P (Project), A (Area), R (Resource), A (Archive), и любая информация, которую вы хотите сохранить или с которой работаете, помещается в них.
Projects (Проекты) – в эту папку складываются заметки, нужные для работы над конкретными текущими проектами. У меня это организовано в подпапки, если проект большой или заметкой, если этого достаточно.
Пример
Работа:
- Запуск MVP нового функционала;
- Подготовка и сдача квартального отчета;
- Документирование нового API.
Личное:
- Подготовка к собеседованию на новую должность;
- Ремонт в детской комнате;
- Организация поездки или отпуска.
Areas (Сферы) – всё, что касается ваших постоянных областей ответственности. Например, я сохраняю сюда подарки, про которые кто-то случайно упомянул в разговоре, информацию про питание и режим дочки, персональная книга рецептов, а по работе – информацию про рабочий код, программирование в целом, лайфхаки по самообразованию. Сюда кладется то, что требует постоянной актуализации.
Пример
Работа:
- Карьерное развитие (цели, грейды, заметки для ревью);
- Управление командой (заметки о 1-на-1 встречах, менторство).
Личное:
- Здоровье и режим ребенка (прививки, контакты врачей);
- Личные финансы (бюджетирование, налоги);
- Саморазвитие (навыки, которые нужно поддерживать);
- Идеи подарков (которые кто-то случайно упомянул).
Resources (Ресурсы) – место для сохранения информации, к которой может быть полезно вернуться. Например, сохраненки полезных статей, ссылки на гайды и курсы, любопытные факты – то что вы изучаете или просто сохраняете на будущее. Часто возникает вопрос – а в чем отличие от Areas? Все просто: сюда складываем то, что может потребоваться изредка, или что-то что просто полезно знать.
У меня это самая тоненькая папочка: мне не очень удобно сохранять всё полезное именно здесь.
Пример
Работа:
- Сохраненные статьи про AI, ML или новый фреймворк;
- Шаблоны для презентаций, код-ревью или митингов;
- Ссылки на гайды по Notion/Obsidian.
Личное:
- Рецепты или кулинарные лайфхаки;
- Интересные факты или исторические заметки.
Archives (Архивы) – сюда перекладываются неактуальные проекты и заметки, но не удаляются, а сохраняются для истории не мозоля глаза.
Пример
Работа:
- Завершенные проекты (документация, логи);
- Старые версии резюме;
- Отчеты или презентации прошлых лет.
Личное:
- Пройденные курсы и конспекты;
- Заметки о планировании прошлогоднего отпуска;
- Неактуальные или приостановленные сферы ответственности.
Как определить, в какую папку положить заметку
Чтобы быстро определить, в какую папку положить заметку, нужно ответить на максимум 3 вопроса:
- Требует ли эта информация действия с конкретным результатом и сроком? Если да, то это Проекты;
- Это касается постоянной ответственности, без финала? Сферы;
- Просто хочется сохранить на будущее? Ресурсы.
А если какая-то из старых заметок стала неактуальной, либо завершилась – без сожалений отправляем ее в папку Архивы.
Шпаргалка для сохранения
А как вы храните информацию? Я всегда мечтала о личной википедии, но уделять этому излишнее время считаю нерациональным. А вот PARA мне действительно помог. В будущем я ещё напишу про другие PKMS (системы организации личных баз знаний), так что подписывайтесь, буду рада вас видеть (: