Личная база знаний: википедия твоей жизни

Мы живем в век переполнения информацией. Эволюция мозг к таким объемам не готовила – он рассчитан на то, чтобы охотиться на дичь, прятаться от тигров, искать ягоды по кустам. А вот на бомбардировку сообщениями, эмоциональными качелями от новостей, ночи за учебниками – вовсе нет.

Сгенерировано Google Gemini. Всего лишь с третьей попытки!
Сгенерировано Google Gemini. Всего лишь с третьей попытки!

Что происходит с мозгом из-за перегруза

Неудивительно, что мы забываем важное, а время пролетает всё быстрее и быстрее – мозг не успевает обработать все входящие и качественно переложить воспоминания из оперативной памяти в постоянную. А сама оперативная память страдает "выпадением из стека" – когда новые важные вещи, которые нужно заполнить, вытесняют более старые.

Пару лет назад я познакомилась с такой концепцией как "личная база знаний" или "второй мозг". Это меня заинтриговало: моя собственная "википедия", которая помогает мне лучше запоминать и учиться? Дайте две!

Кейсы использования личной базы знаний

Базу знаний я веду уже пару лет без особого напряга и перегиба. Был период когда я пыталась соблюсти все правила с точностью до запятой и, хотя я получала удовольствие от процесса, не могу сказать что это принесло мне большой пользы – я быстро сдулась и перестала вести записи.

Зато когда я стала относиться проще к форме и вместо этого ввела регулярность и простоту, я решала следующие задачи:

  • Организация починки газа в подъезде дома
  • Заметки с вебинаров
  • Ведение конспектов осмотров у врачей
  • Ведение списка подарков
  • Планирование меню на неделю
  • Ведение блога
  • Ведение конспектов курсов
  • Ведение конспектов книг
  • Саморефлексия

И ещё много чего другого.

Конечно, всё не идеально – но я стала значительно лучше структурировать и укладывать информацию в голове, помогая себе понимать и запоминать; для меня это большое достижение.

Организация личной базы знаний

Для того, чтобы организовать свою базу знаний совершенно не нужно знать какие-то определенные методики. Нужно лишь выбрать удобный инструмент и завести привычку в него записывать так, чтобы потом было просто найти.

Для организации базы знаний по уму уже придуманы разные подходы. Вот некоторые из них:

Из-за сложных названий и аббревиатур может показаться, что это что-то сложное и замороченное. Но это не так. За ними скрываются простые идеи, которые можно реализовывать тратя на это минимум времени.

Но знаете что? Даже это совершенно необязательно. Если начав вести заметки без определенного плана вы поймете, что вам неудобно – можно попробовать применить один из способов организации. Но если, попытавшись реализовать один из подходов вы осознаете, что вы тратите больше времени на оформление и организацию, чем на реальную пользу – оптимизируйте.

Выкиньте ненужное, отпустите то, чем не пользуетесь. Не пытайтесь втиснуть себя и свой мозг в подход просто потому что надо. Возьмите то, что вам удобно и помогает – а остальное отбросьте. Поверьте, так будет больше толку, чем воспользоваться установкой "всё или ничего" и бросить на полпути.

Как организовываю лично я

У меня сейчас есть 3 инструмента для хранения и организации:

  • Telegram. Думаю, что не открою вам Америку, рассказав что использую Telegram в том числе как средство для заметок. Переслать самому себе картинку, файл, быстро записать, даже поставить напоминалку – и всё под рукой. Скорее всего и вы тоже. Конечно, это не полноценная замена, но "Избранное" или приватный канал для групповых заметок – это база.В "Избранном" у меня полный хаос, я использую их именно для оперативного сохранения информации или пересылки с одного устройства на другое. Или как второстепенное средство для напоминания.
  • Obsidian. Это – крайне удобный бесплатный текстовый редактор, который сохраняет ваши заметки в формате, который можно использовать где угодно – хоть в блокноте. Если ничего в этом непонятно – ничего страшного, это просто означает, что заметки хранятся у вас на устройстве и даже если Obsidian вдруг решит больше не работать в РФ (или наоборот) – редактировать заметки из другого приложения будет очень и очень просто. Из минусов – синхронизация платная, либо можно настроить через внешние программы (у меня синхронизируется через Яндекс.Диск)Для структуризации в Obsidian я использую метод PARA (Projects, areas, resources, archives). В будущей статье распишу его подробнее, а пока покажу как это выглядит у меня:
Личная база знаний: википедия твоей жизни

Все заметки лежат согласно методике PARA: в папке "Projects" всякие текущие дела (блог, организация аренды, покупка кроватки), "Areas" для заметок из разных областей жизни (подарки, рефлексия, контакты), "Resources" практически не использую – туда можно складывать источники, которые потом перерабатываются в заметки, а в "Archives" отправляются неактуальные проекты.

  • Google Sheets. Использую для ведения бюджета, планирования проектов, организации закупок. Я вообще люблю таблички, и много всякого полезного в них делаю. А ещё в этом году начала писать скрипты для автоматической разметки трат и чеков по продуктам из некоторых магазинов. Красота!

Есть ещё сотни, нет, тысячи программ на любой вкус и цвет, которые позволяют создавать, хранить и синхронизировать заметки. И столько же способов их организовать. В будущем планирую посвятить этому цикл статей – только нужно понять, какие интересны хоть кому-то кроме меня (:

Как вы организовываете и организовываете ли свои знания? Какие ваши любимые инструменты? Подписывайтесь на мой Телеграм и пишите в комментарии. Я всё читаю, честно-честно!

Начать дискуссию