Как будет выглядеть школьное образование в будущем: 5 главных трендов 2021 года

Как будет выглядеть школьное образование в будущем:  5 главных трендов 2021 года

Сейчас среди миллениалов — нынешних молодых родителей — высокий спрос на качественное образование для своих детей. Вопрос школьного образования всегда был сложным, но после 2020 года обострился еще сильнее.

Главное, что интересует родителей — как будет выглядеть школа будущего? Я как основатель компании Educate Online решил поделиться своими мыслями по поводу основных трендов в школьном образовании в 2021 году.

Онлайн + офлайн

Как будет выглядеть школьное образование в будущем:  5 главных трендов 2021 года

Самый главный вопрос, который всех волнует: будут ли дети физически находиться в школе? Сразу отвечу: я думаю, что будет совмещение онлайна и офлайна.

В условиях пандемии довольно экстремально жить полноценно офлайн — так же экстремально переходить на полноценный онлайн, потому что в этом случае мы отрываемся от реальной жизни. Так что скорей всего будет совмещение — но как оно будет выглядеть, уже решать каждой конкретной семье.

Конечно, такая система обучения будет обусловлена в том числе и экономическими вопросами. Например, в случае с дистанционным обучением ребенку нужны определенные условия: техника, отдельная комната. Не зря за пандемию рынок недвижимости стал номер 1 в мире. Конечно, после покупки квартиры или дома родители будут думать: зачем мне куда-то везти ребенка, если он может заниматься онлайн. Поэтому совмещение разных видов обучения — всего лишь дело времени.

Как только онлайн-уроки (и онлайн вообще) будет становиться интересней, его “доля” в образовании будет увеличиваться. То есть больше детей будет переходить в онлайн. Поэтому сейчас индустрия ставит себе такой вопрос: “как нам сделать онлайн еще интересней?”.

Применение VR и AR

Технологии виртуальной реальности в образовании — это тренд даже не 2021 года; он с нами примерно до 2030-2035 года. К этому времени всё, возможно, придет к тому, что можно будет надеть очки — и оказаться в виртуальном классе с виртуальным учителем в любом конце Земли.

Например, недавно Microsoft представила платформу для взаимодействия людей в дополненной реальности. Платформа позволит пользователям создавать виртуальные аватары, а со временем — использовать фотореалистичные голограммы. Всем ясно, что это начало чего-то очень масштабного. Возможно, того, что однажды учитель из Англии сможет преподавать урок в режиме реального времени в африканской школе.

Уже сейчас в VR очках можно совершать путешествия по звездам на уроках астрономии, посещать зоопарки на уроках биологии — и дальше будет только больше. К тому же, Apple скоро выпустят свои очки с 15 камерами дополненной реальности — а это значит, что мы резко продвинемся направлении AR. Это классическая история: когда на рынок приходит айфон, все “нокии” умирают.

Конечно, здесь есть и "тёмная" сторона. Многие специалисты говорят о зависимости от технологий: о том, как технологии, социальные сети повышают дофамин. Есть вероятность, что в образовании будет так же — и поспособствуют этому EdTech компании.

Сейчас многие проводят эксперименты с вниманием детей (например, с помощью искусственного интеллекта смотрят, насколько был ребенок увлечен — анализируют, куда направлены его глаза во время урока и так далее). Это, с одной стороны, помогает прокачать образовательный процесс, но с другой стороны, можно сделать настолько крутой продукт, что на образование также можно будет подсесть. Так что концепция “образование + развлечение” не такая уж невинная — не стоит недооценивать этот момент.

Робототехника и программирование

Как будет выглядеть школьное образование в будущем:  5 главных трендов 2021 года

Я верю, что со временем роботы появятся в классах. Но это будет следствием того, что в школах станет больше кодинга.

Как говорил Тим Кук, главный международный язык — язык программирования. И, скорее всего, для того, чтобы взаимодействовать в будущем с миром, недостаточно будет только русского и английского языка: нужно будет знать основы хотя бы одного из языков программирования.

Уже сейчас есть множество школ для детей, в которых обучают кодингу. Возможно, это приведет к тому, что дети смогут научиться управлять, к примеру, медицинскими роботами, программировать их. То есть будущий доктор уже может не делать какие-то операции, но будет в состоянии запрограммировать робота так, чтобы он сделал операцию лучше человека — с меньшим риск-фактором. Классно учиться этому с детства, потому что детям проще и интереснее привыкать к новому.

Несколько лет назад Apple столкнулись с проблемой нехватки программистов. Компания решила эту проблему так: они начали вкладываться в начальные классы школ: покупать оборудование, вводить обучающие программы. То есть чтобы добиться результата в будущем, компания решила вкладываться в детей. Это классный тренд, и в какой-то момент он дойдет до России.

Изменение системы оценок

Последние 15 лет в некоторых школах Великобритании и Штатов ученикам стали ставить по две оценки: одну за старание, другую за результат. Школы мыслят так: результатом может быть двойка, и даже ноль — но ученик старался, значит у него есть зона ближайшего развития, где он может добиться лучшего результата. Также бывает наоборот: отличная оценка, но школьник вообще не старался.

В России в одной оценке пытаются уместить вообще всё: и знания школьника, и отношение учителя к ученику. И это неправильно. При этом у нас всем обязательно нужно, чтобы ребенок был отличником — а если он учится на тройки, это катастрофа. И когда такой ребенок (от которого все ждали исключительно пятерок) входит во взрослую жизнь, ему крайне трудно. Потому что в реальной жизни “на отлично” сразу не сделаешь — например, когда бизнес получается не сразу, а через несколько ошибочных ходов. А сделать плохо он — уже взрослый человек — боится. Зарубежная система предполагает поход: “Сделай плохо, а потом сделай лучше”.

По отчетам наших школьников, которые учатся за рубежом, мы видим их двойные оценки и радуемся — часто такая система повышает мотивацию ученика к обучению.

Если российские школы начнут внедрять в систему оценки за старание и результат, это пойдет на пользу вообще всей системе.

Конечно, у нас большинство учреждений государственные, и всё зависит от того, насколько государство подхватит этот тренд.

Также в России система образования построена на том, чтобы дать как можно больше предметов сразу. За рубежом система образования построена на персонализации: предметов меньше, но только те, которые интересны самому ребенку. Многие дети и родители выделяют это как плюс.

Коучи и менторы в школах

Как будет выглядеть школьное образование в будущем:  5 главных трендов 2021 года

Традиционно в российской школе были психологи, однако несколько лет назад многих сократили, потому что это стало невыгодно. Однако уже сейчас мы видим некий тренд на менторство в школах: это может быть коуч, психолог или ментор внутри школы, который работает с конкретным классом или персонально с каждым ребенком. Такой человек-авторитет, который помогает преодолевать преграды, неудачи, с которым можно поделиться чем-то важным.

На мой взгляд, хорошие менторы, как и психологи, обязательно нужны в школах — как минимум, такие специалисты могут дать детям полезные техники и упражнения для коммуникации, нетворкинга или учебы, о которых дети могут даже не догадываться.

Хочется, конечно, сказать, что сейчас никто не знает, что будет на самом деле. Мы ничего не можем планировать. Единственное, что мы можем делать, это каждый день просыпаться утром и делать то, что делаем, только еще лучше.

1212
реклама
разместить
9 комментариев

По поводу оценок - ещё интересная тенденция, переход от пятибальной системы к стобальной. Некоторые частные школы начали применять такую практику. Что думаете по этому поводу?

2

Практика действительно интересная :) Единственный момент - как оценить старания в такой системе? И как структурированы задания - можно ли задание из нескольких пунктов оценить в 100 баллов. А в целом, это похоже на оценку в процентах, которая действительно уже зарекомендовала себя зарубежом. При этом старание, как мне видится, стоит также оценивать отдельно - словом или баллом определённым. Чем больше старание сейчас, тем выше результат будет потом - такая корреляция часто прослеживается.

2

Мне кажется что два мощных тренда которые затрагивают фундаментальное образование это Коммьюнити/Нетворк и погружение в профессиональную среду. Бум продуктов в сегменте профессионального образования задал планку и показал новые сценарии, которые уже сейчас начали перенимать ВУЗы и школы. Старшеклассники уже встают перед выбором - закончить условный Скиллбокс и через пару лет устроиться junior-ом в крутую IT-компанию или идти по пути государственного высшего образования с бакалавриатом, магистратурой, аспирантурой итд, с неочевидным будущим и профитом от потраченного времени. Поэтому государственной системе образования прийдется учитывать рост влияния коммерческих образовательных продуктов, которых становится все больше (и доступнее).  Университеты запускают инкубаторы и акселераторы для студенческих стартапов. Школы участвуют в хакатонах итд.    Наверное это позитивная конкуренция - ничего хорошего в вакууме и монополии быть не может. 

1

Думаю, что это и российская, и мировая практика тоже. Частный сектор и стартапы закрывают «дыры» и решают проблемы гос сектора и больших корпораций. А практическое применение знаний заботит теперь не только учеников, но и родителей. И, конечно школы, вузы тоже подхватывают этот тренд. Думаю, что система образования благодаря разным решениям, которые вы описали, находится на верном пути :) В конкуренции рождаются лучшие решения!

По вопросу оценок в школе. Эта тема, на мой взгляд, досточно актуальна. Оценка сегодня в школе - статус ученика, а не качество его знаний. Считаю, что оценки до 9 класса следует отменить, т.к. ученик не мотивирован на адекватное оценивание своих знаний. Систему оценивания необходимо изменить потому, что оценка не должна уличать ученика в его недостаточной подготовке, а оценивать результат его работы.

Татьяна, очень интересно :) А смысл после их вводить, если ребёнок ранее в этой системе не работал? :)

Об онлайн обучении. В условиях, когда в классе на 30 учеников смешали всех - детей с высокими интеллектуальными способностями, инклюзию с разной нозологией, и учитель половина урока  усаживает класс, не умеет работать одновременно на уровень разных программ, то дистанционная школа - выход. Невозможно обучать детей одновременно с разным уровнем, сильные дети теряются и не развиваются. А ребёнок - есть ребенок, ему для развития нужны условия, рассчитанные на "зону ближайшего развития". Только эта зона у всех разная, вот учитель и вынужден ориентироваться на "середнячка". Онлайн обучение может предложить индивидуальный учебный план, но тут тоже многое еще необходимо дорабатывать.