Живые вебинары vs. записи занятий, что эффективнее для обучения?

Живые вебинары vs. записи занятий, что эффективнее для обучения?

Мы провели исследование, чтобы выяснить влияет ли посещение живых вебинаров на то, насколько полно студенты охватывают программу. Основная гипотеза была такой:

чем больше живых вебинаров посетил студент,

тем больше домашних заданий он выполнил.

И наоборот, чем больше занятий в записи посмотрел студент,

тем меньше домашних заданий выполнил.

Чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение мы обратились к цифрам и взяли выборку:

  • 15 учебных групп
  • 454 студента

Скажем честно, результаты нас немного удивили!

В каких условиях проходило исследование?

Студенты обучались по расписанию: вебинары 2 раза в неделю, в фиксированные дни и время. Если студент отсутствовал на занятии, то у него была возможность посмотреть вебинар в записи. На каждом курсе предусмотрено некоторое количество домашних заданий без строгих дедлайнов. Единственное ограничение: их можно сдать не позже даты окончания всего курса.

Мы собрали данные по каждому студенту:

  1. Сколько живых вебинаров он посетил.
  2. Какой у него был общий охват тем (живые + записи).
  3. Сколько домашних заданий он сдал.

Что мы узнали?

Да, живые вебинары работают. Мы обнаружили положительную корреляцию между их посещением и сдачей ДЗ. Но ее сила сильно колебалась от группы к группе (r = от 0.21 до 0.78), составляя в среднем 0.49. Это связь есть, но она не железная.

Есть показатель мощнее. Корреляция между общим охватом тем (просмотрены ли они вживую или в записи) и количеством сданных ДЗ оказалась стабильно выше — в среднем r ≈ 0.67. Это уже сильная связь.

Живые вебинары vs. записи занятий, что эффективнее для обучения?
Живые вебинары vs. записи занятий, что эффективнее для обучения?

Главная неожиданность. Среди самых успешных студентов оказались те, кто почти не ходил на живые вебинары, но добросовестно смотрел записи и сдавал работы.

Главный вывод исследования: способ обучения (онлайн или в записи) не так важен, как его полнота. Успех определяет не присутствие на онлайн вебинаре, а систематическое движение по программе.

Практические выводы для методистов и онлайн-школ

Надеемся, что наше исследование это не просто наблюдение, а готовый инструмент для повышения эффективности курсов.

«Course Health KPI».

Сильная корреляция между охватом и выполнением ДЗ — это маркер здоровья вашего курса. Если эта связь ослабевает, значит, материалы перестали быть полезными или задания — релевантными. Это сигнал к глубокому аудиту.

Раннее выявление рисков.

Студент с охватом <50% тем и низкой сдачей ДЗ — это красный флаг. Такого ученика можно и нужно вовремя поддержать, пока он не выгорел и не бросил курс.

Оптимизация ресурсов.

Раз записи так же эффективно удерживают часть аудитории, значит, им нужно уделять не меньше внимания, чем живым эфирам. Качество монтажа, структура и доступность записей — это не второстепенная задача, а стратегическая.

Поддержка гибридности.

Не заставляйте выбирать. Живые вебинары создают атмосферу, формируют чувство комьюнити, дают быстрый фидбек и возможность «поймать волну». Это ядро курса, его эмоциональная энергия.

Записи усиливают эффект и не дают студентам выпадать из процесса, если что-то пошло не по плану: работа, командировки, разные часовые пояса. Запись — страховка, которая делает обучение доступным и устойчивым.

Стволова Светлана, автор исследования,
руководитель группы педагогических дизайнеров в OTUS.
2
1 комментарий