Живые вебинары vs. записи занятий, что эффективнее для обучения?
Мы провели исследование, чтобы выяснить влияет ли посещение живых вебинаров на то, насколько полно студенты охватывают программу. Основная гипотеза была такой:
чем больше живых вебинаров посетил студент,
тем больше домашних заданий он выполнил.
И наоборот, чем больше занятий в записи посмотрел студент,
тем меньше домашних заданий выполнил.
Чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение мы обратились к цифрам и взяли выборку:
- 15 учебных групп
- 454 студента
Скажем честно, результаты нас немного удивили!
В каких условиях проходило исследование?
Студенты обучались по расписанию: вебинары 2 раза в неделю, в фиксированные дни и время. Если студент отсутствовал на занятии, то у него была возможность посмотреть вебинар в записи. На каждом курсе предусмотрено некоторое количество домашних заданий без строгих дедлайнов. Единственное ограничение: их можно сдать не позже даты окончания всего курса.
Мы собрали данные по каждому студенту:
- Сколько живых вебинаров он посетил.
- Какой у него был общий охват тем (живые + записи).
- Сколько домашних заданий он сдал.
Что мы узнали?
Да, живые вебинары работают. Мы обнаружили положительную корреляцию между их посещением и сдачей ДЗ. Но ее сила сильно колебалась от группы к группе (r = от 0.21 до 0.78), составляя в среднем 0.49. Это связь есть, но она не железная.
Есть показатель мощнее. Корреляция между общим охватом тем (просмотрены ли они вживую или в записи) и количеством сданных ДЗ оказалась стабильно выше — в среднем r ≈ 0.67. Это уже сильная связь.
Главная неожиданность. Среди самых успешных студентов оказались те, кто почти не ходил на живые вебинары, но добросовестно смотрел записи и сдавал работы.
Главный вывод исследования: способ обучения (онлайн или в записи) не так важен, как его полнота. Успех определяет не присутствие на онлайн вебинаре, а систематическое движение по программе.
Практические выводы для методистов и онлайн-школ
Надеемся, что наше исследование это не просто наблюдение, а готовый инструмент для повышения эффективности курсов.
«Course Health KPI».
Сильная корреляция между охватом и выполнением ДЗ — это маркер здоровья вашего курса. Если эта связь ослабевает, значит, материалы перестали быть полезными или задания — релевантными. Это сигнал к глубокому аудиту.
Раннее выявление рисков.
Студент с охватом <50% тем и низкой сдачей ДЗ — это красный флаг. Такого ученика можно и нужно вовремя поддержать, пока он не выгорел и не бросил курс.
Оптимизация ресурсов.
Раз записи так же эффективно удерживают часть аудитории, значит, им нужно уделять не меньше внимания, чем живым эфирам. Качество монтажа, структура и доступность записей — это не второстепенная задача, а стратегическая.
Поддержка гибридности.
Не заставляйте выбирать. Живые вебинары создают атмосферу, формируют чувство комьюнити, дают быстрый фидбек и возможность «поймать волну». Это ядро курса, его эмоциональная энергия.
Записи усиливают эффект и не дают студентам выпадать из процесса, если что-то пошло не по плану: работа, командировки, разные часовые пояса. Запись — страховка, которая делает обучение доступным и устойчивым.