Как учить зумеров
Недавно в профессиональном чате задали вопрос, как подготовиться к тренингу для группы с участниками возраста 20-22 года. Я слету ответил, что особенностей, связанных с возрастом, я не вижу. Но дальше вопрос меня не отпустил, и я решил поразмышлять, а и правда, какие особенности стоит учесть при подготовке к такой аудитории. Пожалуй, они вправду есть.
В процессе размышлений я столкнулся еще с одной мыслью: эти особенности связаны с тем, что им 20+ лет, или с тем, что нынешнее время таково, что эти особенности нужно учитывать с любой аудиторией? Буду рад обсудить это в комментариях.
Погнали.
1. Больше опыта, на который стоит опираться
Как известно, особенность обучения взрослых - наличие опыта. Нынешние 20летние начинают его получать раньше. Уже в старших классах школы они вовлекаются в проекты, задачи, решения, которые требуют применения профессиональных качеств. Часто они это делают интуитивно или наблюдая за ролевыми моделями старших товарищей. Но точно к 20 годам этот опыт может составлять 3-5 лет, и игнорировать его - будет ошибкой для тренера. Им точно есть о чем размышлять, генерировать собственные решения, идеи и концепции.
2. Больше перерывов. И чаще
Я думаю, что это особенность в принципе современного мира. И тут дело не в том, что мы стали хуже концентрироваться, а в том что за пределами нашего основного занятия есть масса событий, которые мы привыкли обрабатывать. И спустя 40-50 минут непрерывной работы неизбежно возникает потребность нырнуть в чаты и другие задачи, чтобы дать короткие, но нужные ответы.
Так что вместо привычных слотов по 1.5 часа в тренинге я бы делал 40-50 минутные.
3. Больше понятного вайба на тренинге
Понятные мемы, примеры из культуры, которые понятны аудитории. Это важная штука. Когда-то на тренинге по активному слушанию я показывал отрывок из “Теории большого взрыва”, где Шелдон и Эмми Фара Фаулер беседуют об приставке XBox. Я не уверен, что 20 летнему участнику тренинга этот сериал будет известен. Да, суть ролика будет понятна, но если я покажу отрывок из сериала/кино/тиктока, который он видел сам, это даст более качественный эффект.
4. Ответ, зачем им это обучение
Тоже привычный факт из обучения взрослых - они должны ясно понимать, как прямо сейчас они смогут применить содержание тренинга в своей практике. Для поколения 20-22, думаю, ответ на этот вопрос стал еще важнее. Поэтому - больше реальных примеров, где они применят этот конкретный элемент в их деятельности. В идеале - в преддверии тренинга провести с ними интервью и собрать реальные кейсы из их деятельности, а материал тренинга построить полностью на кейсах участников.
5. Практические задания
Тоже важное во все времена. И ничего необычного для аудитории 20-22. Но я бы делал микропрактические задания чуть чаще, чем обычно. Ранее для меня было привычно: минут 40 теория, далее минут 20 практика. Теперь я бы строил так 10-15 минут теория, 10-15 минут практика с выводами. Короче сделал практику чаще и короче. Опять же в силу привычки не фокусироваться на чем-то одном долго.
6. Еще важнее микролернинг и асинхронность
Это поколение способно концентрироваться на нескольких вещах одновременно. Сильно завидую этой способности. Для целей обучения это значит, что можно сделать так, чтоб они были уже частично готовы к теме до начала тренинга. Записать несколько (5-7) микролекций по теме заранее. Длительностью 2-3 минуты. И отдать им как предтренинговое задание. Возможно суть задания в том, чтоб они пришли уже с 3-5 вопросами, которые им важно разобрать по этой теме.
7. Больше проверок знаний, но не экзамены
В этом пункте хочется учесть привычку к быстрому подкреплению и получению фидбека. Если в конце каждого блока после практики делать 3-5 вопросов на проверку знаний, то получится во-первых, быстро подкерпить полученные знания, во-вторых, дать поддержку, что участник идет верным путем.
Важный момент - позиционировать проверку знаний как часть учебного процесса, способ разобраться с темой, а не как экзамен, от которого зависит оценка за занятие.
8. Соавторство
Думаю, что важно больше отталкиваться от самих участников и если есть такая возможность, а длительность обучения подразумевает перерыв между занятиями в день или больше, то в конце занятия делать опрос - какие темы/блоки для вас важны в следующем занятии, что вы хотите разобрать. В этом случае используется привычка к соавторству контента и как следствие - бОльшее вовлечение.
9. Технолоджия и геймификация
Забавно, но только к 9 пункту мои идеи пришли к самой частой мысли, которая крутится вокруг зумеров. Делать процессы технологичными (голосовалки, интерактив, боты и т.п.) и геймифицированными. Я отношусь с уважением к этим элементам обучения, но считаю их бесполезными без предыдущих пунктов. Будет весело, но в итоге как в бородатом меме:
мой телеграмм канал