Позитивная психология: как победить информационный шум и учиться эффективнее

Как информационный шум влияет на обучение? Какова роль позитивной психологии в борьбе с инфошумом? Как позитивные эмоции улучшают обучение?

Информационный шум в виде социальных сетей, новостных лент и просто переписок в мессенджерах формирует у человека привычку к быстрому переключению между источниками информации, из-за чего у него может ухудшаться способность сосредотачиваться на одной длительной задаче.

А эффективность обучения, как правило, зависит именно от умения фокусироваться на одной длительной задаче. К тому же я ранее писал на канале о том, что научно доказано негативное влияние многозадачности на когнитивные процессы.

💭 Мне кажется, что время перешло за тот рубеж, когда внутренних ресурсов у обучающегося порой не хватает, чтобы когнитивные процессы и мотивация функционировали стабильно.

И одним из главных барьеров как раз является информационный шум.

Источник: freepik.com
Источник: freepik.com

В связи с этим, на мой взгляд, роль позитивной психологии в жизни общества будет только расти.

Для информации: методы позитивной психологии направлены на формирование позитивных эмоций и состояний, а также на улучшение взаимоотношений с окружающими. Они включают практики осознанности, благодарности, постановки и достижения целей, а также развитие позитивных взаимоотношений.

Все методы позитивной психологии в совокупности напрямую влияют на формирование субъектности в обучении, увеличение учебной мотивации, проявление творческого потенциала и т.д.

Чтобы понять, о чём я веду речь, давайте обратимся к понятию «образовательный опыт», который впервые употребил на своих лекциях в 2007 году пионер LXD Нильс Флор.
Сперва перечислим из каких компонентов состоит образовательный опыт:
• содержательный (чему учится студент)
• деятельностный (какие действия совершает студент, чтобы учиться)
• социальный (с кем и как сотрудничает студент для достижения образовательного результата)
• эмоциональный (что чувствует студент, какие трудности испытывает, что думает при достижении образовательных результатов)

Как раз эмоциональный компонент — это главный драйвер для всех остальных. И именно на него негативно влияет информационный шум, не позволяя раскрыться другим компонентам.

Существует такая теория расширения и построения (Broaden-and-Build Theory), которую разработала Барбара Ли Фредриксон и за которую она получила премию Темплтона.
Разберём основные принципы теории👇🏼

1. Расширение (Broaden)
Позитивные эмоции (радость, интерес, надежда, благодарность) расширяют:
а) Когнитивные возможности (включается поиск нестандартных решений)
б) Внимание (человек замечает больше деталей)
в) Поведенческий репертуар (появляется желание исследовать, учиться и т.д.)
2. Построение (Build)
Расширенное мышление и поведение постепенно формируют ресурсы:
а) Интеллектуальные
б) Социальные
в) Психологические
г) Физические (например, энергия)
3. Трансформация (Transform)
Накопленные ресурсы меняют жизнь.
В чём это выражается для обучающегося?
Ресурсы увеличивают учебную мотивацию, помогают справляться с трудностями (и не бросать обучение на полпути), осваивать сложные учебные темы и т.д.

Интересно получается:

положительные эмоции формируют ресурсы, ресурсы становятся источником силы для когнитивных процессов, которые влияют на то, как эффективно мы учимся и развиваемся.

Ставлю эмоциональный компонент образовательного опыта на первое место.

А вы❓

Начать дискуссию