Бум e-learning. Как развивается электронное обучение в России

В 2020 году взрыв популярности e-learning был настолько силен, что на рынке нашлось место для огромного количества электронных образовательных проектов. Но чем дальше, тем больше потребители начинают понимать разницу между онлайн-обучением и инфобизнесом. О том, как в России развивается электронное обучение, побеседовали с участниками команды «Один клик» Натальей Никитенко, руководителем направления реализации бизнес-решений, и Анастасией Мороз, тимлидером команды сборщиков.

– Как повлияла пандемия на развитие электронного обучения?

Анастасия: Дистанционное обучение всегда было в нашей современной жизни, просто раньше не все его замечали. Мы смотрели ролики на экранах в общественном транспорте, читали карточки с ликбезом на «Медузе», просматривали видео на YouTube, проходили тесты на Facebook – эти форматы давно вошли в нашу жизнь. Пандемия просто более глобально подняла вопрос организации электронного обучения в компаниях и образовательных учреждениях.

Наталья: Действительно бум на рынке e-learning бушует уже давно, и он начался еще до пандемии. Она просто стала еще одним катализатором развития этой сферы. Теперь электронное обучение внезапно коснулось практически каждого, даже тех, кто этого сознательно избегал, и тех, кто был к этому не готов. В итоге организации оказались в положении, когда не они сами пришли к новым форматам обучения, а неспокойные условия вынудили быстро к ним адаптироваться. Отсюда большой спрос и много предложений.

– Что говорят инвесторы: почему они инвестируют в сферу онлайн-образования?

Анастасия: Любой организации – коммерческой, некоммерческой, образовательной, муниципальной – всегда нужно будет обучение и развитие. E-learning показал себя как сферу, устойчивую к глобальным встряскам. Электронное обучение очень гибкое и подстраиваемое под новые реальности. Многие бизнесы трансформировались и ушли в онлайн, именно поэтому для инвесторов эта ниша стала особенно привлекательной.

– Смогут ли в России вузы успешно работать по модели массового онлайн-образования Coursera?

Наталья: Я думаю, что в этом нет ничего невозможного, но главное, всегда думать о целесообразности и качестве. Простые лекции на таких площадках не заходят – нужно серьезно работать над интерактивом, чтобы держать пользователей в тонусе. В каком-то смысле освоение таких площадок для российских вузов будет челленджем – придется преломлять традиционные форматы также, как когда-то это делали американские вузы. Coursera – отличный проект, который дает массу возможностей и вариантов для развития. Наши университеты тоже постепенно начинают осваивать такие форматы, но системе образования предстоит преодолеть еще много моральных и бюрократических препятствий.

– Какие стратегии в РФ выигрывают: Skillbox, где есть любые курсы, или Skyeng с одним профильным направлением?

Анастасия: На самом деле онлайн-школы не ограничивают свои горизонты, и это совершенно правильно, на мой взгляд. Skillbox начинали как площадка с программами по веб-специальностям – верстальщики, программисты, веб-дизайнеры, а потом постепенно разрастались. Также и Skyeng, и Geekbrains, и многие другие. В корпоративном обучении все хотят разного: кто-то пытается максимально все отдать на аутсорсинг, а у кого-то сильная внутренняя школа, но не развито какое-то одно направление, и по нему они взаимодействуют с другими компаниями. Оба подхода могут прекрасно работать.

Наталья: Я всегда думала, что выигрывает та стратегия, которая может интегрировать в себе всё необходимое. Например, Skyeng внедряет у себя элементы, направленные на изучение и маркетинга, и бизнеса только на английском языке, тем самым расширяя границы. В корпоративном обучении важен индивидуальный подход к каждой компании. Кому-то подойдет смешанное обучение, а кому-то продуманная учебная траектория только с онлайн-элементами.

– Сейчас встречается много рекламных предложений о том, что можно просто и быстро запускать онлайн-курсы и открывать онлайн-школы. Как отличить качественные продукты и услуги от тех, которые создаются на скорую руку?

Анастасия: Прежде всего, нужно понять, что это точно не просто и не быстро. Качественное обучение не может создаваться так легко – это огромная аналитическая, методологическая работа, которая требует больших ресурсов. Нужно учитывать массу аспектов: кто будет учиться, какую потребность клиент хочет закрыть, какой формат подходит для выбранной целевой аудитории, на каком языке с ней нужно говорить и многое-многое другое.

Наталья: Любая сфера сталкивается с пиком развития. Во время бума появляется много предложений разного уровня качества, в том числе низкого, и после таких периодов случается кризис доверия пользователей. Из-за этого динамика развития замедляется, но постепенно в индустрии остается большинство тех, кто ориентируется на качество и долгосрочную перспективу, а не на желание получить быструю прибыль. Поэтому выбирая себе поставщика услуг, следует ориентироваться на тех, кто готов предложить длительное сотрудничество и комплексный подход.

– Какие самые распространенные ошибки совершают компании при переходе с очного на онлайн-обучение?

Наталья: На больших скоростях важно концентрироваться на главном. Для этого нужно ответить на вопросы: «Зачем? Для кого? Какой результат хотим получить?». Самые популярные ошибки – это когда не определена цель, не ясна аудитория, не обозначен желаемый эффект, нет понимания задач обучения и контента, а просто хочется, чтобы было красиво.

Анастасия: Еще одна самая большая ошибка, на мой взгляд, полагать, что можно перенести офлайн-обучение в онлайн без малейших усилий. То есть делать все то же самое, что и в очном формате, только в цифровой среде. На самом же деле это совсем другая работа с аудиторией, особые методы мотивации и удержания интереса пользователей. Все требует совершенно иной подготовки, инструментов и подходов. Когда этим различиям не уделяется должного внимания, мы слышим истории о том, что онлайн-обучение где-то «не выстрелило». Также важно понимать, что дистанционное обучение не закрывает абсолютно все потребности компании, поэтому нужно правильно оценивать ситуацию и при необходимости прибегать к смешанным форматам.

– Какие последствия могут быть от неправильного подхода к организации электронного обучения?

Анастасия: В первую очередь у пользователей может сформироваться раздражение от обучения. Естественного желания изучать материалы не возникнет, поэтому руководству придется требовать этого из-под палки. В результате и само начальство вскоре начнет думать, что электронное обучение – зло и ненужная трата ресурсов, так как не приводит к планируемому улучшению показателей. Хотя, возможно, дело лишь в том, что с аудиторией говорили не на том языке, или неверно был выбран формат.

Наталья: Помимо раздражительности пользователей и падения мотивации к обучению серьезной проблемой, конечно, является запуск с багами и ошибками. Из-за этого придется проводить множество переделок и, как следствие, терять деньги. Потом нужно будет еще долго и упорно работать с сопротивлением сотрудников.

– Как переломить в России отношение к корпоративному обучению как к дополнительной нагрузке и обязательным мучениям?

Анастасия: Мы работаем над этим каждый день: транслируем позитивное отношение к корпоративному обучению в каждом проекте, показывая и клиентам, и пользователям, что оно может быть интересным, полезным и вовлекающим. Каждая компания, которая занимается обучением, должна вкладываться в его популяризацию. Также очень важно сделать более прозрачной историю о том, что обучение напрямую влияет на увеличение прибыли в бизнесе, а соответственно и на доходы сотрудников. В России это будет большой шаг на пути к росту значимости корпоративного обучения.

Наталья: Уйти от обязательных мучений можно будет в целом по мере развития менеджмента. Бизнес должен понять, заставлять сотрудников – плохой путь, хороший – предлагать качественные инструменты для развития. Если вести работу по продвижению, то люди со временем поймут, что качество их труда, положение в компании, доход зависят от уровня обученности и сами начнут искать способы ее повышения. Опыт масштабной удаленной работы многих подтолкнул к пониманию этого. Руководство учится доверять сотрудникам и мотивировать их, а не наказывать. Чем больше осознанной свободы, тем лучше!
Команда One Click Learning

22
Начать дискуссию