Как вовлекать студентов во время онлайн-лекций

Обычно в этот блог попадают статьи, которые стали результатом только нашей работы: мы рассказываем о накопленных знаниях, кейсах, трендах — о том, что почерпнули из личного опыта. Но работая каждый день с людьми из разных сфер, невозможно не научиться чему-то друг у друга. Таким стал наш проект с “Теориями и практиками”.

Как вовлекать студентов во время онлайн-лекций

“Теории и практики” создают кастомизированные очные и дистанционные программы обучения для корпоративных клиентов. Весной 2020, когда все оказались в условиях локдауна, команда сосредоточилась на том, чтобы сделать онлайн-обучение эффективным и увлекательным. Теперь кроме подбора экспертов, методологии, учебных дисциплин — всего, что называется “курсом под ключ”, на плечи “Теорий и практик” легли съёмка и монтаж. Так мы и познакомились.

Мы стали новым партнером “Теорий и практик” по визуальным коммуникациям. Первым совместным с ними проектом была работа над продуктом “Билайн Бизнес”. Beeline Business Lab — это образовательный портал для управленцев малого и среднего бизнеса. Помимо базы знаний и вебинаров, компания запускает целые образовательные курсы, которые доступны зарегистрированным пользователям. Один из них — курс “Развитие инновационного мышления”. Он состоит из онлайн-воркшопов, видеолекций, полезных подборок, конспектов и рекомендаций от экспертов по формированию инновационной среды в компании, развитию продуктов, изучению потребностей клиентов в VUCA-мире, прокачки креативного и системного мышления. Контент курса создан при участии топ-преподавателей Школы инноваций и креативного мышления «ИКРА».

Обсудили цели, задачи и результаты проделанной работы с Полиной Васенко, продюсером проекта.

Какими важно было сделать лекции для курса “Развитие инновационного мышления”?

Традиционный формат видеоуроков хотелось сделать более “человечным”, показать не “говорящие головы” с выхолощенным контентом, а живых людей, которые как и наша аудитория решают практические задачи по развитию своего бизнеса и бизнеса своих клиентов, – и теперь делятся своим опытом в удобном формате. С некоторыми темами видеоуроков аудитория познакомилась впервые и важно было с помощью визуальных вставок подсветить самое важное для эффективного понимания и запоминания.

Первым заданием для агентства стала анимационная заставка к урокам. Зачем так “париться” с видео? Можно ведь было начать со статичной обложки или вообще с устного представления преподавателя.

Заставка нужна для формирования комплексного восприятия видеоуроков как единого курса по развитию инновационного мышления, быстрого интро экспертов и темы и дополнительного визуального касания аудитории с брендом “Билайн Бизнес”. Динамика интро “захватывает” внимание слушателя, заставляя его отвлечься от своих дел и погрузиться в обучение.

Для заставки выбрали стилистику близкую к брендингу самого “Билайн Бизнес”. Добавили графические объекты, которые ассоциируются с учёбой, но не раздражают — тетрадные клетки и линейки стали частью общего фона, а жёлтый цвет избавил от чопорных школьных воспоминаний. У себя сделали статику, а на анимацию отдали друзьям в Relate Agency. И хотя мы сами могли сделать моушн, получился результат, на наш взгляд, более интересный. У каждого дизайнера есть в какой-то степени своя узнаваемая манера, а когда над продуктом работают два профессионала, эффект получается синергетический.

Как вовлекать студентов во время онлайн-лекций
Как вовлекать студентов во время онлайн-лекций

На этом наша работа с видео ведь не закончилась: в каждый выпуск мы добавили хайлайты, заметки, где-то субтитры. Когда ты учишься, такие подсказки позволяют зафиксировать главное и сконцентрироваться. Что ещё помогает студентам лучше проходить курс?

Большую роль играет структура контента и подача материала экспертом, которые подкрепляются монтажом (минимум — разные планы) и дополняются визуальными вставками. Чередование разных ракурсов, визуальных элементов и смысловых акцентов в речи поддерживают интерес зрителя.

Ещё мы добавили перебивки: они работают как оглавление — закончилась одна смысловая часть лекции и сейчас начнется другая. Кроме этого, любые графические вставки – картинки, подсказки, определения – акцентируют внимание на важном, не дают учащимся отвлечься в процессе. Визуальные коммуникации работают здесь на вовлечение.

Как вовлекать студентов во время онлайн-лекций

Как в онлайне поддерживать мотивацию студентов и их увлеченность материалом?

В первую очередь, качественное содержание и его правильная подача; мы учитываем как контекст потребления контента участником курса (в дороге, на работе, с телефона, с ноутбука), так и особенности его восприятия в каждой ситуации.

Мультиформатность курса позволяет удовлетворить потребности разных типов студентов. Мы строим курс так, чтобы сложилось общее представление по теме: используем разные инструменты и механики, добавляем к курсу видео, алгоритмы применения, инструкции, чек-листы, тексты. Для расширения кругозора и удовлетворения запроса на более глубокое погружение в тему – полезные подборки, списки статей и книги, рекомендованные экспертами.

Подготовка онлайн-курса отличается от вебинара или стрима. Курс требует большего внимания к содержанию, логике, сопроводительным материалам, монтажу. Вдумчивый подход поможет удержать зрителя, вовлечь его в обучение и объяснить материал:

  1. Используйте разные ракурсы и планы во время съёмки и монтажа.
  2. Заставка для курса сможет увеличить узнаваемость вашего бренда, компактно представить тему и спикера.
  3. Перебивки между частями помогают зрителю понять, где заканчивается один раздел и начинается другой. Это расслабляет и даёт возможность перевести дыхание.
  4. Добавьте субтитры для определения терминов, перевода с иностранного языка. Субтитры всего видео упрощают жизнь тем, кто не может включить ролик со звуком.
  5. Небольшие подсказки и заметки в кадре сработают как конспект.
88
Начать дискуссию