Искусство в преподавании нехудожественных дисциплин и преподавание как искусство

Искусство в преподавании нехудожественных дисциплин и преподавание как искусство

Авторы:

Марина Крышталева — канд. культурологии, педагог, исследователь творчества и биограф художника Александра Бенуа

Екатерина Калмыкова, методолог обучения, арт-терапевт

Виктория Щербенко, преподаватель Искусства, музейный педагог, автор интерактивных путеводителей по выставкам

В этой статье арт-терапевт, культуролог и преподаватель искусства объединяют свои профессиональные взгляды на методику преподавания. Авторы предлагают задуматься о том, как искусство работает в преподавании нехудожественных дисциплин и когда его влияние оказывается глубже красивого дополнения к процессу. Пять подходов обращения к искусству на примерах рассказывают как возможно воплощать задуманное, придавать образовательному процессу глубину погружения и осмысления. Это разговор о том, как художественная оптика развивает способность замечать скрытое, удерживать внимание, формировать дивергентное мышление и выстраивать диалог с миром.

Статья обращена к преподавателям старшей школы. Тем, которые ищут новые способы работать со сложными темами, хотят расширить методический инструментарий и задумываются о том, каким может быть обучение в эпоху ИИ, когда особенно важно возвращать в образование опыт образного мышления, воображения и живого человеческого присутствия.

От авторов

“Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого”. Новалис

Об инструментальном подходе к встраиванию искусства в образовательный процесс (не только в контексте иллюстрации, фона или примера) мы задумались во время программы Летнего Кэмпа 2025 “Искусство в образовательном опыте”. От определения искусства через исследование метафоры и погружения в его разные виды мы пришли к созданию своего арт-образовательного события в работе с режиссёром.

В этой статье мы продолжаем поиск и разговор про искусство в образовательном опыте, уже не в рамках Кэмпа.

Первый блок. Почему преподавание — искусство?

“Это искусство!” — говорим мы о преподавании, когда видим педагога — мастера своего дела. То, что он делает, похоже на волшебство, и мы называем это искусством.

Что если преподавание — это тоже вид искусства: пространственно-временное искусство, в котором действуют участники? Здесь есть декорации (среда), актёры (преподаватель и другие учащиеся, выступающие в разных зрительских ролях), мизансцена (расстановка в пространстве), реквизит (артефакты)... Продолжая этот ряд, мы обнаруживаем классическую модель театра. Каждый из этих элементов преподавания может быть художественным приёмом, направленным на создание образа.

Драматургия урока, сценарий встречи — театральный язык пронизывает нашу речь о преподавании. Театральная оптика, применимая к самому процессу и его отдельным элементам, обогащает познавательный процесс подобно тому, как это происходит в художественных дисциплинах. В этом процессе задействуется правое полушарие головного мозга, которое отвечает за работу воображения, построения аналогии и формирование целостного образа изучаемого материала.

Помните продолговатые указки, похожие на волшебные палочки? Порой в руках педагога ключом становится самый простой предмет — артефакт или реквизит. Обычная указка может стать началом разговора: о спицах в колёсах или о том, как управлять группой через дирижирование. Даже один художественный приём задает траекторию мышления, внутри которого разворачивается познание.

Второй блок. Искусство в преподавании — что и зачем мы интегрируем

Интегрируем искусство или опираемся на него. Именно от этих двух действий формируются два методических направления: обучение, основанное на искусстве (Art Based Learning), и обучение с интеграцией искусства (Art Integrated Learning). В основе первого подхода творчество как процесс становится образовательной средой. В интеграции же разные области знания соединяются с искусством, при этом не становясь просто фоном или иллюстрацией (вспомним учебники по истории), а равными участниками процесса. Обращение к искусству в этих подходах помогает решать несколько ключевых задач: углубление понимания и знания материала и целый комплекс того, что мы отнесём к мягким навыкам:

  1. Настройка видения скрытого и неочевидного
  2. Способность понимать других людей с иными взглядами и представлениями
  3. Удержание внимания на «здесь и сейчас»
  4. Умение преобразовывать труднодоступное в понятное
  5. Способность выражать мысли и идеи разными способами
  6. Присвоение знания через обнаружение сопричастности
  7. Воспитание твёрдой уверенности в себе
  8. Дивергентное мышление (поиск множества решений и идей)

Текст этой статьи сплетается из конкретных и абстрактных понятий. Чтобы лучше разглядеть суть, текст можно визуализировать. Тут не нужно быть художником — достаточно перенести на поверхность (не обязательно бумагу) появившийся образ. Индивидуально или в группах один сюжет рождает разные изображения. Это и повод для уточнения материала, и способ выявить понимание, и точка разворота дискуссии.

Третий блок. Терапевтические свойства искусства в преподавании.

Арт-терапия — это метод в психотерапии и психологическом консультировании, использующий творческую деятельность и взаимодействие с искусством для решения психологических задач. Но подобное воздействие возможно за пределами кабинета психолога. Понимая, как разные формы искусства — звуки, цвета, движения и визуальные образы — влияют на эмоциональное состояние и когнитивные возможности человека, их можно осознанно применять в образовательном процессе.

Некоторые из этих эффектов мы знаем и используем интуитивно. Например, большинству людей спокойная классическая музыка помогает отдохнуть и сосредоточиться, а быстрая и мажорная — стимулирует нервную систему, поднимает уровень энергии, побуждает действовать активнее. Эти принципы часто используют в игровых и развлекательных форматах, особенно в младшей школе. Но говоря о старшей школе и обучении взрослых, о них нередко забывают. Хотя этот инструмент всегда под рукой: ничто не мешает тихой инструментальной музыке звучать на уроке в моменты индивидуальной рефлексии и помогать расслабиться после интенсивных усилий, а бодрой и динамичной — сопровождать групповые обсуждения с ограничением времени.

Четвертый блок. Искусство в методологии STEM = STEAM

Материал кейса предоставлен образовательным бюро «А101 Лёрнити»

Фото из архива образовательного бюро «А101 Лёрнити» 
Фото из архива образовательного бюро «А101 Лёрнити» 

Основа методологической модели STEM* — наука, технологии, инженерия и математика. На стыке этих дисциплин учащиеся в командах решают задачи проекта, развивая инженерное мышление, гибкие навыки и организаторские способности.

Когда в STEM приходит искусство, возникает STEAM-модель. Её главный риск — использовать искусство как дополнение, красивость и “с боку-бантик”.

Потенциал внедрения искусства как структурного элемента модели в других, но смежных задачах: свободы поиска и эксперимента, критического взгляда, поиска точной формы выражения. Более того, именно образное мышление позволяет видеть свой проект целостно, и за это в модели отвечает искусство. Встреча с искусством индивидуальна. И искусство — это ещё один канал коммуникации, возможности быть выраженным и понятым, когда привычные речевые модели коммуникации не работают. В синергии межпредметных проектов искусство задаёт рамку для инженерной мысли, позволяет думать о контексте (широком культурном и конкретного мероприятия), визуальной составляющей.

Подобные проекты реализуются в городской среде образовательного бюро «А101 Лёрнити». Направление STEM занимает важное место в блоке образовательных программ. Отсутствие буквы «А» в аббревиатуре STEM компенсируется частой синхронизацией и межпредметными проектами с направлением культуры и фестивалей. Например, для «Мейкер феста-2025» подростки на регулярных мастерских вместе с педагогами создали инсталляцию «Пепелац 2.0»: вдохновившись фильмом «Кин-дза-дза» и переосмыслив фигуру современного изобретателя. В этом случае искусство позволило выбрать форму и смыслы.

Темой зимнего благотворительного фестиваля «Добрый декабрь» 2024 года стали поезда и путешествия сквозь снег и зиму (сколько знаменитых сказочных поездов вы вспомните?). Сообщество мейкеров создало свой поезд — инсталляцию, вписав её в уже существующий контекст дизайна и концепции фестиваля. Здесь искусство помогло оформить идею и сделать её частью общей картины.

* STEM — Science, Technology, Engineering and Mathematics.

Пятый блок. Междисциплинарный потенциал искусства.

«Наука и искусство — это как бы два глаза человеческои культуры. Именно их различие (и равноправие) создают объемность нашего знания».

Юрии Михаилович Лотман, советскии литературовед,культуролог и семиотик, «О природе искусства», 1990

Точные науки и изящные искусства ошибочно хочется развести в разные стороны: казалось бы, что может быть общего между физическими законами и внезапным вдохновением художника? Однако ряд исследований доказывает, что развитие навыков и способов мыслить в области искусства положительно влияет на академические результаты в других дисциплинах (Jensen, 2001). Занятия живописью или музыкой помогают улучшить процессы мышления — в том числе в области математики. По мнению нейробиолога Эрика Дженсена, занятия искусством — это одна из важнейших дисциплин в образовании.

Отправной точкой для интердисциплинарного занятия может стать общее понятие. Например, цвет — тема, которая связывает физиков и художников. На занятии «Что такое цвет?» физики объясняют, что такое электромагнитная волна, а художники работают с цветовым кругом и живописными законами, которые напрямую связаны с физикой и оптикой. Вместе они проводят опыт по дисперсии цвета, сравнению механическое смешение цветов (краски) и оптическому смешению электромагнитных волн разной длины. Так становится возможным обсуждение живописи художников пуантилистов, чьи картины состоят из раздельных точек основных цветов, и объяснение с позиции двух дисциплин, почему мы видим на картинах сложные цвета. Такая взаимная работа обогащает понимание темы цвета с двух сторон, а также даёт возможность увидеть, насколько сильно переплетены дисциплины, понять изучаемые темы на более глубоком уровне, за пределами предметов.

Междисциплинарный урок в школе по теме «Что такое цвет с точки зрения физики и искусства?». Фото из личного архива Виктории Щербенко.
Междисциплинарный урок в школе по теме «Что такое цвет с точки зрения физики и искусства?». Фото из личного архива Виктории Щербенко.

В руках волшебника-педагога искусство открывает путь поиска и открытий — в коммуникации с собой и другими, в углублении и осмыслении знания. Искусство — универсальное пространство коммуникации между разными людьми и специалистами, а также пространство диалога человека с миром.

7
Начать дискуссию