8 ключевых тезисов о нематериальной мотивации учителей: от нейробиологии до практической управленческой диагностики
Как соотносятся материальная и нематериальная мотивация? Нужно ли проводить регулярную диагностику мотивации учителей, и что будет, если этого не делать?
Тезис 1.
С точки зрения нейробиологии в основе мотивации лежит дофаминовая система вознаграждения (мезолимбический путь). Данная система позволяет нам учиться и развиваться, обеспечивая жизнедеятельность (на фото именно это и пояснял).
Проще говоря, природой мы наделены механизмами, которые позволяют нам что-то делать с энтузиазмом, а что-то — спустя рукава. И это нормально, потому что мы не можем всё делать с энтузиазмом, мозг умён — он понимает как работать с энергией.
Тезис 2.
Нематериальная мотивация учителя включатся только тогда, когда материальная удовлетворена. Иными словами, в первую очередь первые две ступени пирамиды Маслоу, а потом всё остальное.
Тезис 3.
Существуют экспресс-методы диагностики мотивации учителей. Их можно использовать даже при отсутствии бюджетов на исследования.
Цитата с занятия: «не хотите исследовать мотивацию учителей 4 раза в год — будете увольнять и принимать учителей 25 раз в год».
Тезис 4.
Если тот, кто руководит учителями, не мотивирован сам, то вряд ли его учителя будут мотивированы.
В основе нематериальной мотивации лежит эмоциональный компонент, который является передатчиком этой самой мотивации от человека к человеку.
Тезис 5.
Можно долго обсуждать, что такое нематериальная мотивация учителей и как она важна, а можно просто провести исследование, чтобы выявить ключевые нематериальные мотивы и удовлетворить их.
В основе удовлетворения нематериальных мотивов лежит исследовательский подход, а не прогнозирование, опирающееся на субъективный опыт.
Тезис 6.
Материальная и нематериальная мотивация — это союзники, а не враги. Их нельзя ставить в разные углы при обсуждении мотивации учителей.
Тезис 7.
Иногда учителю элементарно не кому выговорится. И дело не в проведении для них определенных мероприятий. Поэтому тем, кто руководит учителями, необходимо развивать навык активного слушания.
Тезис 8.
Учителей можно объединять в группы по ведущим нематериальным мотивам, потому что для одних могут быть актуальны походы в театр или социальное признание, а для других — тимбилдинги или получение новых знаний.
Коллеги, какой инструмент вы используете для выявления нематериальных мотивов своих сотрудников? Поделитесь вашим опытом!