Специальные вопросы в английском языке

Специальные вопросы в английском языке

Special Questions, или специальные вопросы в английском языке — одна из важных тем грамматики, без которой невозможно полноценное общение. В отличие от общих вопросов, требующих простого «да» или «нет», специальные вопросы направлены на получение конкретной информации. Они всегда начинаются с wh-вопросов — вопросительных слов. В этой статье мы подробно разберем, как строятся специальные вопросы в английском, рассмотрим все нюансы с множеством примеров и переводом, а также потренируемся в их использовании.

Как задать специальный вопрос в английском: структура и логика

Формула построения специального вопроса кажется простой:

Вопросительное слово + вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + остальные члены предложения?

Однако на практике есть множество тонкостей. Давайте разберем их по порядку, начиная с самых распространенных случаев.

Со вспомогательным глаголом

Это классическая и самая частая структура. Вспомогательный глагол (do / does, did, have / has, had, am / is / are / was / were) ставится сразу после вопросительного слова и согласуется с временем и подлежащим.

Where do you live? — Где ты живешь? (Present Simple)

`Where` (где) + `do` (вспомогательный для `you`) + `you live` (ты живешь).

What is she reading now? — Что она читает сейчас? (Present Continuous)

`What` (что) + `is` (вспомогательный для `she`) + `she reading` (она читает).

Why has he finished the project early? — Почему он закончил проект раньше срока? (Present Perfect)

`Why` (почему) + `has` (вспомогательный для `he`) + `he finished` (он закончил).

Who / What как подлежащее

Если вопросительное слово Who (кто) или What (что) само является подлежащим вопроса, порядок слов меняется на прямой (как в утверждении), и вспомогательный глагол не нужен!

- Who lives in this old house? — Кто живет в этом старом доме? (Сравните: He lives... — Он живет...).

- What happened yesterday? — Что случилось вчера? (Сравните: Something happened... — Что-то случилось...).

Чувствуете, что тема специальных вопросов требует более детальной проработки с преподавателем? Доверьте это профессионалам! В ILS School вы можете записаться в онлайн-группы, где разберете все нюансы грамматики через живое общение и практику. Узнайте подробности и начните свой путь к свободному английскому.

С модальным глаголом

С модальными глаголами (can, could, must, should, may, might, will, would) структура аналогична: Wh-слово + модальный глагол + подлежащее + основной глагол.

- How can I help you? — Как я могу вам помочь?

- When should we call you? — Когда нам следует вам позвонить?

- Why must you leave so early? — Почему ты должен уходить так рано?

Без вспомогательного глагола

Глагол to be (am, is, are, was, were) — это особый глагол. Когда он является смысловым глаголом в предложении (то есть означает «быть, находиться, являться»), он сам встает на позицию вспомогательного при построении вопроса.

Давайте сравним два типа предложений:

1. Обычный глагол (требует do / does / did)

- Утверждение: You live in London. — Ты живешь в Лондоне. (Глагол live — обычный).

- Вопрос: Where do you live? — Где ты живешь?

Мы добавляем вспомогательный do, чтобы построить вопрос.

2. Глагол to be (вспомогательный не добавляется)

- Утверждение: You are in London. — Ты находишься в Лондоне. (Глагол are — это и есть to be).

- Вопрос: Where are you? — Где ты находишься?

! Мы не говорим: "Where do you are?" — мы просто меняем местами подлежащее и глагол to be. Глагол are сам встает после вопросительного слова.

- Where is my passport? — Где мой паспорт?

- How are your parents? — Как твои родители?

- Why was he sad? — Почему он был грустным?

С отрицанием

Отрицательные специальные вопросы в английском часто выражают удивление, упрек или ожидание подтверждения. Частица not ставится после подлежащего.

- Why didn't you tell me? — Почему ты не сказал мне? (Упрек).

- Who doesn't like chocolate? — Кто не любит шоколад? (Риторический вопрос, предполагающий, что все любят).

- When are they not busy? — Когда они не заняты?

Предлоги в специальных вопросах

Одна из самых коварных тем. В формальной речи и на письме предлог часто ставят в начало вопроса, перед wh-словом (особенно с which, whom, whose). В разговорной речи предлог обычно «убегает» в самый конец вопроса.

- Формально / письменно: In which city were you born? — В каком городе ты родился?

- Разговорно: Which city were you born in?

- Формально: With whom did you discuss this? — С кем ты это обсуждал?

- Разговорно: Who did you discuss this with?

- What are you talking about? — О чем ты говоришь? (Наиболее естественный разговорный вариант).

Алгоритм: как задавать специальные вопросы

Алгоритм для построения любого специального вопроса

1. Определите вопросительное слово (What? Where? Why?).

2. Найдите подлежащее в вашей мысли (я, ты, они, Маша, работа).

3. Определите время и тип глагола:

- Если глагол — `to be` (am, is, are, was, were) или модальный (can, must) → ставьте его после вопросительного слова.

- Если глагол обычный (go, eat, work) → добавьте нужный вспомогательный глагол (do / does / did / have / has).

4. Помните про `Who/What` как подлежащее — порядок слов прямой, без `do / does`.

5. Произнесите вопрос с нисходящей интонацией.

Интонация в специальных вопросах

В специальных вопросах интонация обычно нисходящая (↓) в конце, так как мы запрашиваем конкретную информацию.

1. Do you like tea? (общий вопрос, интонация восходящая (↑))

2. What tea do you like? (специальный вопрос, интонация нисходящая (↓)).

Как отвечать на специальные вопросы

Есть простой алгоритм для ответа: 1. Ответ должен содержать информацию, которую спрашивает вопросительное слово.

2. Не нужно повторять всю структуру вопроса (как в русском).

- Where do you work? (Где ты работаешь?)

- At a school. / I work at a school. (В школе. / Я работаю в школе.)

! Не правильно: I do work at a school.

Специальные вопросы в разных временах: шпаргалка

Этот список поможет структурировать знания:

1. Present Simple: What do you do? (Что ты делаешь?)

2. Past Simple: Why did she leave? (Почему она ушла?)

3. Future Simple: When will they arrive? (Когда они приедут?)

4. Present Continuous: Who is he talking to? (С кем он разговаривает?)

5. Present Perfect: How long have you known him? (Как долго ты его знаешь?)

Практикуемся на примерах: от простого к сложному

Давайте закрепим тему, рассмотрев примеры специальных вопросов с разными wh-словами.

What (что, какой)

- What is your dream? — О чем твоя мечта? / Какая у тебя мечта?

- What time does the meeting start? — Во сколько начинается встреча?

Where (где, куда)

- Where did you put the keys? — Куда ты положил ключи?

- Whereabouts in Spain are you from? — Из какой части Испании ты?

When (когда)

- When will the decision be made? — Когда будет принято решение?

- When does the movie start? — Когда начинается фильм?

Why (почему)

- Why are you learning English? — Почему ты учишь английский?

- Why don't we go to the cinema? — Почему бы нам не сходить в кино?

Which (который, какой из)

- Which dress should I choose, the red or the blue? — Какое платье мне выбрать, красное или синее?

- Which color do you prefer, green or yellow? — Какой цвет вы предпочитаете, зеленый или желтый?

Who (кто) / Whom (кого, кому) / Whose (чей)

- Who told you that? — Кто тебе это сказал? (Who — подлежащее).

- Who(m) did you meet at the party? — Кого ты встретил на вечеринке? (Who(m) — дополнение).

Whose book is this? — Чья это книга?

How (как)/ How many / How much (сколько) / How often (как часто)

- How do you usually get to work? — Как ты обычно добираешься до работы?

- How many languages can you speak? — Сколько языков ты умеешь говорить?

- How often do you go to the gym? — Как часто ты ходишь в спортзал?

Распространенные ошибки в специальных вопросах

Ошибка 1: Два вспомогательных глагола.

- Неправильно: Where do you are from?

- Правильно: Where are you from? (глагол `to be` сам по себе вспомогательный).

Ошибка 2: Прямой порядок слов после `who / what` как подлежащего.

- Неправильно: Who did call you? (если `Who` = тот, кто звонил).

- Правильно: Who called you?

Ошибка 3: Потеря предлога в разговорной речи.

- Неясно: What are you listening?

- Правильно: What are you listening to? (Обратите внимание, предлог `to` в конце — это норма разговорного английского).

Задания для самопроверки

Как вы поняли эту тему? Попробуйте перевести на английский эти вопросы — ответы с пояснениями смотрите ниже.1. Почему ты не позвонил мне вчера?

2. О чем они разговаривали?

3. Чья это машина стоит перед домом?

4. Сколько раз ты был в Париже?

5. К кому мне обратиться за помощью?

Ответы на задания для самопроверки

1. Why didn't you call me yesterday?

Why (почему) + вспомогательный глагол для Past Simple (did) + отрицание (n't) + подлежащее (you) + основной глагол в первой форме (call).

2. What were they talking about? (Разговорный вариант) / About what were they talking?(Более формальный).

Ключевой момент — предлог about (о). В разговорной речи он уходит в конец.

3. Whose car is parked in front of the house?

Whose (чья) + подлежащее (car) + глагол to be в нужной форме (is) + остальное. Важно: здесь is — это часть страдательного залога (is parked = припаркована), поэтому он выступает как вспомогательный.

4. How many times have you been to Paris?

How many times (сколько раз) требует времени Present Perfect (have been), так как спрашивается о жизненном опыте.

5. Who(m) should I ask for help? / Who should I ask for help?

Who(m) (кого) + модальный глагол (should) + подлежащее (I) + основной глагол (ask). Whom — формально правильно, who — принято в разговорной речи.

Если вы справились с большинством — вы отлично разобрались в теме! Если возникли сложности — не беда. Именно на отработке таких нюансов и построено обучение в группах школы ILS.

Помните, что умение задавать правильные вопросы открывает двери к диалогу. Практикуйтесь, составляйте свои примеры, и специальные вопросы в английском перестанут быть для вас проблемой. А для системной и эффективной практики под руководством опытных педагогов приглашаем вас в наши онлайн-группы в ILS School. Живые занятия, интерактивные материалы и погружение в языковую среду помогут довести использование всех грамматических структур до автоматизма.

Начать дискуссию