Как работает наша память при изучении иностранного языка: почему мы помним программу начальных классов

Одним из эффективных способов прокачать свою память является изучение иностранных языков. Любой человек может забыть, где лежат ключи, очки и другие вещи, которые были неосознанно оставлены на столе, но знания, которые были получены и дополнялись в течение месяца или даже нескольких лет, навсегда останутся. Как работает краткосрочная и долгосрочная память, разбираемся вместе с образовательной платформой Skillbox, где запустилось направление английского языка вместе с онлайн-школой КЭСПА.

Как устроена наша память

Память, или способность удерживать и воспроизводить информацию, основана на функционировании нервных клеток. Попадая в наше сознание посредством органов чувств, информация сохраняется на некоторое время и задействует множество отделов мозга: гиппокамп, кору, мозжечок. На данный момент разные научные направления только приближаются к пониманию устройства памяти. Если вам интересен подход нейронаук, рекомендуем обратиться к книге Нобелевского лауреата Эрика Кандела “В поисках памяти”, взгляд психологии — к книге практических рекомендаций “Ваша память” Алана Бэддели. А в книге советского психолога Александра Лурии “Маленькая книжка о большой памяти” можно узнать об уникальных случаях безграничных возможностей человеческого мозга.

Если говорить о длительности запоминания, то, согласно расширенной “многоэтажной модели памяти”, предложенной Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином и доработанной в дальнейшем Аланом Бэддели, выделяют несколько уровней:

  • Сенсорная память — это 0,5-2 секунды, которые хранится информация, возникающая под воздействием стимулов на органы чувств.
  • Кратковременная память — 20 секунд, запоминание до 5-9 объектов, которые исходят из сенсорного уровня.
  • Рабочая память — от 40 минут до нескольких суток, подвид кратковременной памяти, позволяющий запоминать на короткий период необходимую в данный момент информацию, которая затем вытесняется новыми вводными или переходит на следующий уровень.
  • Долгосрочная память — это запоминание важной информации на фоне эмоционального, стрессового события или регулярных повторений, которая может сохраняться вплоть до смерти.

Кроме того, наш мозг наиболее активен и голоден до новой информации именно в молодости, накапливая в чертогах разума заученную за школьной партой информацию на долгие годы. У кого не екнет в сердце от до боли знакомых: “Let me speak from the bottom of my heart that London is the Capital of Great Britain...”, или курьезных ситуаций с произношением слов вроде “two pizza”, “society”, “what can i do”. Этим объясняется то, что правила, слова и грамматика английского из начальных классов могут внезапно выручить нас в нестандартных языковых ситуациях, например, во время путешествий и общения с иностранцами. А вот с возрастом память может начинать давать сбои, что объясняется развитием атрофии, снижением нервных клеток и ослаблением их связей.

Поскольку попадание на долгосрочный уровень памяти является приоритетной задачей изучающих иностранный язык, в процессе обучения крайне важно задействовать регулярность и специфические техники.

Методики обучения иностранному языку

Существует множество методик изучения иностранных языков. Среди самых распространенных выделяют:

  • Грамматико-переводной метод. Базируется на изучении грамматических правил, расширении словарного запаса, переводах текстов и работе со словарем. Этот исторический подход уходит корнями в эпоху, когда в центре исследовательского интереса человека были “мертвые языки”: латынь и греческий. А потому метод вызывает естественные трудности с применением знаний на практике. На удивление, сегодня этот подход остается популярным в некоторых образовательных учреждениях в изучении “живых языков”.
  • Аудиолингвальный метод. Изучение языка путем повторения, “зазубривания”, фраз и основ для механического воспроизведения. В данном методе обучения не задействуется ассоциативный ряд, поэтому языковой барьер, страх нового и нестандартного остается для студентов актуальным.
  • Коммуникативный метод. Ориентирован на интенсивную языковую практику и преодоление языкового барьера, здесь общению посвящается до 70% занятий. Начиналось применение подхода с групповых занятий, но сейчас получило массовое распространение во всех форматах.

Каждый из вышеперечисленных методов воздействует на краткосрочную и долгосрочную память в разной степени, что выливается в языковые трудности для учащихся. Основной проблемой является языковой барьер, который зачастую остается невосприимчивым к затраченным на обучение часам. Эту проблему можно объяснить теорией “ситуативного забывания” когнитивного психолога Энделя Тульвинга. Согласно теории, невозможность воспроизвести информацию не всегда означает потерю воспоминаний, напротив, они могут быть недоступны из-за несоответствия между признаками во время кодирования и признаками во время воспроизведения. Поэтому в процессе обучения иностранному языку важно использовать корректные механики кодирования. Ассоциативное и телесное запоминание являются основой авторской методики Инны Гивенталь, реализованной в принципах преподавания английского языка в школе КЭСПА.

  • Фокус на переводе с русского на английский. При обучении важно помнить, что используемые слова и конструкции изначально являются средствами общения на родном языке. При таком восприятии знания английского не будут превращаться в пассивные и «немые» стандартные конструкции из учебников. Они будут ассоциироваться с реальными ситуациями и потребностями самовыражения, оставаться в памяти и легко воспроизводятся в нужный момент.
  • Прагмалингвистические формулы (ПЛФ). Упростить изучение иностранного на основе родного можно через выделение речевых конструкций, из ограниченного количества которых состоит любой язык. Это конструкции мотивации, желаний, долженствования и так далее, именно на эти формулы настраивается применение словарного запаса. Например, носители языка могут свободно пользоваться 400 ПЛФ, а иностранцу для начального уровня коммуникации понадобится всего 90.
  • Мышечная память. Просто составлять и воспроизводить предложения на английском недостаточно, важно привязывать их к артикуляционной памяти мышц языка, губ и голосовых связок. “Творческое повторение” — термин Валерия Куринского — позволяет запоминать слова и фразы так, чтобы они естественно и органично отскакивали от зубов. Например, в КЭСПА используется специальная система упражнений для развития артикуляционной памяти.

Память — это пластичный и гибкий инструмент, который смиренно поддается небольшим хитростям и манипуляциям. Во время изучения иностранных языков во взрослом возрасте важно минимизировать краткосрочную зубрежку и сфокусироваться на ассоциативном запоминании с привязкой к выражению мыслей на родном языке. Это позволит обрести навык органичного переключения мышления на английский и избежать ловушек “ситуативного забывания” и языкового барьера.

88
Начать дискуссию