Как начать применять scrum в образовательном процессе?

Время прочтения: 6 мин. 37 сек.

Начнем с того, что такое Scrum. Это процесс, который обычно ассоциируется с гибким управлением проектам. Он помогает распределить ресурсы, снизить риски. Методология scrum появилась в 1990-х годах как структура управления проектами и часто использовалась в бизнесе. Предполагают, что само название методологии, которое можно перевести как “схватка” пришло из регби, когда игроки группируются определенным образом, чтобы заполучить мяч.

Scrum предоставляет целенаправленный процесс, включающий роли и артефакты, чтобы отслеживать прогресс, качества промежуточных продуктов. В образовательном контексте методология scrum может быть ответом на вопросы сотрудничества, часто возникающие у обучающихся. С приходом данной методологии в сферу образования появился новый термин EduScrum (от слияния слов education и scrum).

EduScrum – это адаптация методологии scrum для образования с учетом специфики данной сферы. Главная цель методологии состоит в том, чтобы улучшить осознанное усвоение нового материала обучающимися через их тесное взаимодействие с другими участниками учебного процесса, а также в изучении ими своих собственных возможностей.

Что нужно для того, для реализации EduScrum?

Ниже мы по пунктам разложим шаги, из которых состоит данная методология.

  • Понять цели проекта;
  • Создать рабочее пространство;
  • Подготовить артефакты (scrum-доска, project backlog, definition of done и другое)
  • Сформировать команды;
  • Сформулировать правила игры;
  • Разбить тему на задачи;
  • Работать над задачами (взаимодействия с артефактами);
  • Оценить итоги работы;
  • Провести ретроспективу.

После ознакомления с шагами возникает вопрос, как же реализовать EduScrum на практике?

Первое, что вы должны сделать — это разработать маршрутный лист для предстоящего «спринта». Маршрутный лист это первое погружение учеников в предстоящий процесс обучения. Также он помогает им морально подготовиться и освобождает от страха неведения. При его создании важно не перегрузить лист информацией. Для начала лучше включить в маршрутный лист: название изучаемой темы, знания и навыки, которые понадобятся при выполнении заданий, даты и время, форму контроля полученных знаний и навыков, полезные источники, а также описание того, что обучающийся получит в конце работы (описание новых навыков).

При подготовке заданий, которые будут практикой и одновременно послужат методом оценки полученных знаний нужно помнить, что их должно быть более двух. Задания должны быть разного уровня сложности, чтобы у обучающихся был выбор.

Далее ученики разделяются на группы по четыре человека. В каждой группе выбирается scrum-мастер, который проявляет инициативу, поддерживает рабочую атмосферу, несет ответственность за мониторинг продвижения процесса на scrum-доске. Если образовательный процесс проходит в онлайн-формате, то группы работают в отдельных вебинарных комнатах или чатах.

Работа команды над поставленными задачами отражается на scrum-доске, которая из себя представляет доску поделенную на 3 части: «to do», «do» и «done». В первой колонке находится информация по задачам. В колонку «do» перемещаются те задачи, которые находятся в работе и реализуются группой в данный момент. Завершенные задачи помещаются в третий столбец «done». Стоит отметить, что после обратной связи от преподавателя задачи могут перемещаться и в обратную сторону из «done» в «do» с комментариями.

Scrum-доска позволяет не только контролировать и оценивать процесс выполнения задач, но и объединяет людей в желании перейти в следующий столбец. Работа в группах, которая идет в рамках решения задач, делает обучающихся более сплоченными, развивает их коммуникативные навыки, нетворкинг, умение вести переговоры, а также позволяет открыть новые возможности, например, найти в себе управленца.

Если говорить о scrum-доске в рамках онлайн-образования, то обычно используют google презентацию с открытым доступом, а также специальные решения, например, Lucidchart, MindMup и другие.

По завершению спринта происходит сбор обратной связи. Это важный этап, где происходит обзор и обсуждение проделанной работы. Результаты в виде новых знаний и практических навыков, полученных в ходе формирующего оценивания, могут дать представление о том, как учащиеся понимают концепции. Это поможет преподавателю адаптировать свое обучение увидеть, где возникли проблемы и затруднения в усвоении материала.

Перед началом нового спринта преподаватель должен выделить время на подведение итогов и создать атмосферу, где учащиеся смогут выразить свои мысли и обсудить сильные и слабые стороны в работе в своей группе. Также преподаватель на этом этапе должен указать те аспекты, на которые учащимся надо обратить внимание и учесть в следующем спринте.

После завершения всех спринтов проводится итоговая оценка, с учетом всех результатов по предыдущим спринтам. Дается характеристика по каждой группе и ученику. Тут также нужно выделить сильные и слабые стороны в работах обучающихся, подготовить формы обратной связи.

В итогах важно проговорить какой рост произошел при прохождении обучения, сравнить первые показатели и те, с которыми обучающиеся выходят из образовательного процесса (описать полученные навыки, знания, количество академических и практических часов). Такой итог поможет ученикам лучше почувствовать свой рост после прохождения обучения.

Итак, методология EduScrum считается инновационной и относительно легкой, если иметь правильное представление о ее применении в образовательном процессе. Данная методология подходит как для очного, так и дистанционного формата обучения. Eduscrum предоставляет инструменты, которые помогают отслеживать все процессы как для преподавателя, так и для обучающихся на протяжении всего процесса, при этом она выявляет возникшие препятствия в усвоении материала. Это помогает не увидеть пробелы и проработать их. Кроме этого методология развивает навыки межличностного общения, а также умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.

One Click создает образовательные курсы под ключ, поэтому мы являемся одними из немногих компаний, которые при желании заказчика могут включить в образовательный процесс методологию Eduscrum, чтобы ваши сотрудники – наши студенты смогли получить качественные знания с использованием разных техник и методик.

Начать дискуссию