{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}

Уметь учиться или уметь переучиваться

Сегодня справедливо считается, что один из ключевых навыков для современного человека — умение учиться. Почему? Потому что очень большое количество изменений. Меняется все: и технологии, и методы, и подходы, и инструменты — в любом бизнесе, в любом направлении, где бы вы ни работали. Изменений много, и не учиться не получится.

Елена Тихомирова, CEO компании eLearning center

Порядка 20-30 лет назад стало очевидно, что многие профессии, многие специальности очень динамично устаревают, в том числе в связи с появлением информационных технологий. Тогда появился термин “обучение в течение всей жизни” (lifelong learning). Термин подразумевал, что человек как работник, если он хочет быть успешным и конкурентоспособным, должен регулярно учиться. Но в последние годы мы можем наблюдать, насколько ярко выражена потребность в непрерывном обучении.

Сегодня практически нет профессий для которых достаточно базового образования и повышения квалификации раз в несколько лет. Даже год перерыва в профессиональном развитии уже может привести к сложностям при трудоустройстве. Меняются даже такие стабильные направления, как написание текстов, копирайтинг. Меняется стилистика речи, подходы к написанию, к формулировкам. Много изменений происходит в том, какие задачи решает текст. Что уж говорить о каких-то более сложных, динамичных областях.

Это убеждение крайне распространено — важно развивать навык обучения.

Мы все знаем, что человек должен уметь учиться, он должен это делать постоянно, он должен находить на это время, делать это эффективно, создавать свои личные базы знаний, личные информационные потоки, свою личную сферу для развития, и ни в коем случае не останавливаться на месте. Я хочу на этот навык посмотреть с другой стороны и попробовать понять, что на самом деле важно, когда мы говорим об обучении взрослого человека для его профессионального развития.

Начнем с того, что обучение — это не процесс получения знаний.

Предположим, мы идем учиться на онлайн-курс, проходим его, получаем какие-то знания, что-то запоминаем. Новая информация укладывается в “ячейки”, и мы можем потом ее вспомнить, извлечь в какой-то момент. С точки зрения результата обучения этого недостаточно. Это либо инструмент, либо первый шаг для дальнейшего действия.

По своей сути обучение — это изменение. Когда взрослый работающий человек чему-то научился, это не значит, что он просто получил что-то новое, не просто в карточке его умений появилась новая строчка, нет. Результат обучения есть начало применения изученного.

Если мы изучили новый программный продукт, значит мы научилась с его помощью что-то делать. Не умели пользоваться какой-то графической программой, научились и теперь сами делаем презентации, готовим иллюстрации. Сначала мы не умеем и не делаем, потом учимся и в результате — применяем. А любое применение чего-то нового — это изменение.

Пример с иллюстрациями: раньше мы картинки подбирали в базах, а теперь на это место у нас встает другая деятельность — отрисовка картинок или создание каких-то коллажей. Казалось бы ничего особенного, но это изменение влечет за собой, например, увеличение количества времени на создание презентации. Наш продукт становится более качественным, но работа над ним занимает больше времени. Это приводит к еще одному изменению: планирования. Нужно изменить свой подход, по-другому распределить задачи, по-другому расставлять приоритеты. Одно простое изучение нового программного продукта приводит к цепочке достаточно серьезных изменений. И если вся эта цепочка не сработает, изменения не произойдут, то обучение уйдет в песок. Если мы изучили программный продукт, но пользоваться им не начали, то результата от обучения нет.

Рассмотренный пример про изучение графического редактора очень простой, а есть огромное количество тем, особенно в корпоративном обучении, которые относятся к так называемым soft скиллам, мягким навыкам, в которых изменения намного более глобальные. Меняется то, как мы себя ведем. Человек изучил курс по работе с возражениями, и дальше должна сработать очень большая цепочка: теперь в разговоре с клиентом нужно поймать возражение, его осознать, вспомнить, как на него правильно реагировать, извлечь новые знания, совершить новое действие, услышать реакцию клиента, еще раз среагировать. Все это требует большого контроля и больших усилий.

Часто возникает вопрос отсутствия у людей мотивации учиться. Отсутствие мотивации связано с тем, что изменения предстоят очень большие, после обучения нужно будет много чего поменять. Можно привести очень простой пример про правильное питание. “Правильно питаться” — очень классно звучит на словах, но в реальности, чтобы внедрить правильное питание, жизнь надо целиком поменять. Нужно совершать другие выборы: когда мы голодны, когда мало времени, а нужно принять решение о том, какой продукт купить.

Умение учиться надо рассматривать именно в контексте обучения как изменения. Человек должен уметь не учиться, а меняться. А это уже умение переучиваться. Чем больше у человека опыт, тем больше у него областей для переучивания, для актуализации своих знаний. Обучение взрослого человека — это всегда переучивание. Поэтому так важно формирование навыка именно переучивания.

Что может помешать переучиваться?

Здесь можно вспомнить про когнитивные предубеждения о разрушении статуса-кво, человек не хочет менять текущее положение вещей, опасается неопределенности.

Кроме этого Адам Грант в своей книге “Подумайте еще раз” описывает такое понятие, как когнитивная лень. Переучиванию мешает тот факт, что мы привыкли делать определенным образом. Нам не хочется тратить усилия, переосмысливать. Вот когнитивная лень сильнее всего мешает. Если мы хотим в самих себе или в ком-то еще формировать навык переучивания, то начинать нужно с признания, что есть когнитивная лень, у всех. С принятием этого факта мы двигаемся дальше.

Для формирования навыка переучивания нужна такая ментальная установка: мы не просто многого можем не знать, а мы многого не знаем — это факт, и это нормально. Как обычно бывает? Мы что-то делаем давно, несколько лет подряд. Все работает. Мы думаем: “работает — не трогай”. Это может привести к ошибочным действиям, ошибочному поведению. Срабатывает иллюзия опыта, это можно назвать проклятием эксперта. Мы попадаем в экспертный тоннель, понимаем, что мы опытные специалисты, и не признаем факта, что можем чего-то не знать. Важный шаг в формировании нужной установки — это признать, что мы многого не знаем, и это нормально, так должно быть.

Предлагаю сделать полезное упражнение: выполняя любое действие в рабочем процессе, неважно чем мы занимаемся, спрашивать себя, где мы можем быть неправы. Предположим, мы занимаемся организацией конференции. У нас все классно складывается, отличные спикеры, отличный контент, отличная площадка. И мы делаем это далеко не в первый раз. Когда у нас более-менее картинка сформировалась, нужно сесть и задать себе вопрос: где мы неправы? Что мы делаем неправильно? Чего не знаем? Например, в нашей конференции шикарный очень продвинутый контент, а в чем мы неправы? В том, например, что у нас 50% аудитории заинтересованы не в продвинутом, а в базовом контенте. Мы как идеологи мероприятия выросли, а люди только подключились. Мы неправы. Не поняли нашу целевую аудиторию, не сумели ее правильно проанализировать. Значит надо "перепридумать" программу и расширить блок для новичков, для тех, кто только вступает в профессию.

Это упражнение можно применить в отношении любого конфликта, и в семейных, и в личных делах. Обычно мы убеждены в своей правоте. Но давайте зададим себе вопрос: а мы можем быть неправы? Можем ли что-то неправильно трактовать, неправильно видеть?

Может возникнуть встречный аргумент: такое упражнение — удар по нашей самооценке, по уверенности в себе. Логично, но с этим можно справиться. Наши профессиональные убеждения не нужно соединять со своим Я. Не нужно их делать частью своей личности.

Приведу пример. Пятнадцать лет назад, когда появилась идея мобильного обучения, я была одним из ее адептов. Мне она показалась абсолютно правильной. Прошло время. У меня накопился большой пул аргументов в пользу того, что мобильное обучение чаще работает хуже, чем альтернативные форматы, есть много рисков. И я отказалась от своего убеждения. Мне было непросто. Кто-то из постоянных читателей моего блога мог сказать: “Елена, ну Вы же писали, что это правильно, как же так?” Но я приняла внутри себя позицию, что я могу быть неправа, и это нормально. Мои текущие профессиональные убеждения — это не Я, это не моя личность. Они могут меняться под воздействием времени, в результате проверки практикой. Тогда личность не страдает, не страдает уверенность в себе. Здесь можно сослаться на любимую фразу Даниэля Канемана, он во всех своих работах и интервью ее повторяет: “Я ошибся, надо же, как интересно получилось!”

Чтобы уметь переучиваться, нужен положительный взгляд на ошибку, на незнание. Нужно уметь сказать себе: “это хорошо, что я чему-то научился, хорошо, что я не знал, а теперь знаю”.

Следующий инструмент для навыка переучивания — это развитие у себя сознания новичка. Это термин, который пришел из дзен-буддизма, на японском “Шошин”. Он означает отношение ко всему тому, что мы видим, как к чему-то новому. В противовес экспертной позиции “я все знаю, мне все понятно, я все вижу насквозь” встает позиция “вокруг много нового, даже на привычные вещи можно посмотреть новыми глазами и увидеть что-то, чего не видел раньше”.

Первое упражнение, которое дается для формирования сознания новичка в дзен-буддизме: сядьте за стол и попробуйте на столовые приборы посмотреть глазами ребенка, который их в первый раз с ними сталкивается. Как вы увидите их форму, цвет? Как вы почувствуете их вес?

Пробуйте на привычные вещи смотреть с сознанием новичка.

Я каждый день занимаюсь методологией и проектированием онлайн-курсов, делаю это уже двадцать лет подряд. Если я не буду эксплуатировать сознание новичка, то буду смотреть на все, что приходит ко мне в качестве задач так: “Все понятно. Знаю, как делать”. В итоге буду делать все примерно одним и тем же способом. Нам необходимо смотреть на задачи так, как будто мы только начинаем. Тогда у нас возникает возможность подключать к решению не только сложившиеся навыки, но и только что появившуюся информацию.

Из всего можно извлечь пользу. И это тоже часть сознания новичка. Можно прочитать художественную книгу, закрыть ее и задать себе вопрос: “как я могу использовать то, что узнал в этой книге?” Вы удивитесь, но даже из триллера или детектива при правильном подходе можно вытащить очень полезные вещи и для работы, и для личной жизни. В какой-то момент мозг на это настраивается. Если практиковаться, вы будете вынимать новое отовсюду. Да, не все вы будете применять, и это тоже нормально. Навык переучивания включает в себя умение отсортировать, что стоит применять, а что нет, что стоит хотя бы попробовать, а что нет.

Мы поговорили с вами о базовом составе навыка переучивания. За ним идет самое сложное. Практика. Все может быть понятно, но нужно начинать делать. Когда мы переучиваемся, нужно научить себя переучиваться.

Наш мозг всегда будет хотеть сделать по старинке, вернуться к привычному, уже сложившемуся образу жизни. Это то же самое, что происходит, когда мы пытаемся встроить в свою жизнь поход в спортзал. Вопрос не в том, чтобы купить абонемент, вопрос в том, чтобы встроить походы в спортзал в свою жизнь. Здесь, в части формирования рутины переучивания, нужно учитывать, что возвращаться к привычному поведению мы будем неизбежно. И очень важно себя подстраховать, создать такие условия, в которых мы легче начнем применять новое.

На примере со спортзалом многие советуют брать с собой с утра сумку со спортивной одеждой, вписывать спортзал в качестве дела в ежедневник.

Если вернемся к примеру про правильное питание — помогает брать с собой еду, которая даст возможность не схватить в течение дня булку.

Когда мы делаем что-то новое, нужно любыми способами стараться защитить себя от лишнего принятия решения, в моменте лучше меньше думать. Потому что при принятии решения, мы скорее выберем что-то более привычное.

В отношении рабочих задач есть такой способ — перед выполнением задачи осознанно записывать новые шаги. Не полагаться на то, что мы вспомним их в моменте.

Скажем, мы учимся проведению эффективных переговоров. Перед переговорами сядьте и на листе бумаги запишите шаги, которые нужно сделать. А перед этим в своем ежедневнике или в своем календаре поставьте себе задачу — написать схему проведения встречи в соответствии с изученным курсом.

Обязательно нужна проверка. Когда мы что-то сделали, важно перепроверить, применили ли то, что хотели. Если не применили, то почему? Это то, что стоит учесть в следующий раз.

Очень важно понимать, что изменение — это не событие. Изменение — это процесс.

Переучивание себя со старого на новое за один день не происходит. На формирование новых привычек, новой рутины, новых подходов могут потребоваться недели и месяцы. Это важно как тем, кто учит и переучивает, так и тем, кто учится и переучивается. Нельзя изначально планировать изменение на короткий период. Нельзя предполагать, что сотрудники пройдут обучающий цикл по работе с возражениями, и через месяц все наладится. Нельзя предполагать, что сегодня мы расскажем, как правильно писать деловые письма, а завтра все начнут делать так, как мы рассказали.

Если мы решили вступить на путь изменений, нужно принять, что в нем будут откаты, и будут долгие месяцы, когда мы будем принимать неправильные решения. Там, где надо купить два яблока и банан, мы все равно будем покупать бутерброд, хотя не собирались. Чтобы изменение произошло, чтобы произошел процесс переучивания, надо совершить много ошибок, понять, что мы можем быть неправы, что мы многого не знаем, и даже обучившись, все равно не знаем.

Итак, мы разобрали, что учиться очень важно: и с точки зрения ментального здоровья, и с точки зрения личной и профессиональной успешности и конкурентоспособности. Навыки учиться по части записывания, конспектирования, запоминания нужны, но они лишь инструменты для того, что должно произойти со взрослым человеком, — для переучивания. От того, что мы себе в голову вложили какую-то информацию, наше поведение может не поменяться. Эффект от обучения — это изменение. Изменение — это процесс, процесс переучивания самих себя, и он требует времени. Но это время, эти вложения принесут самый ценный результат.

0
1 комментарий
Юлия Братко

Спасибо за информацию!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null