Закончить магистратуру в бизнес-школе в России. Почему бы и нет

Преимущества и недостатки обучения в Высшей школе менеджмента СПбГУ.

Опыт Александра Байзарова, специалиста по коммуникациям и бизнесу компании Boft и главы оргкомитета конференции «Менеджмент будущего», проводящейся в Высшей школе менеджмента СПбГУ.

Обучение в бизнес-школе — это не только MBA для профессионалов с опытом работы. Уже много лет в мире развиваются программы магистратуры по менеджменту для выпускников бакалавриата, которые позволяют получить схожие знания гораздо дешевле.

В этой заметке я поделюсь своей историей выбора и обучения в бизнес-школе в России. Это будет полезно тем, кто сейчас выбирает магистратуру, планирует работать в корпоративном менеджменте или запускать свою компанию.

Мой опыт обучения в бизнес-школе — это Парижский технологический институт HEC Paris, Graduate School of Management SPbU, IIM Calcutta и программа CEMS. Но говорить буду в основном о Высшей школе менеджмента СПбГУ, где я провёл два замечательных года.

<i>Выпуск магистратуры ВШМ СПбГУ, 2017 год</i>
Выпуск магистратуры ВШМ СПбГУ, 2017 год

Предыстория

Закончив бакалавриат по международным финансам в МГИМО, я осознал, что карьера в IB — не для меня. Не хватало ума, бесконечное рисование финансовых моделей утомляло. Впереди маячила магистратура и предстояло сделать выбор направления подготовки.

Для начала я решил, что пора приземлять мои международно-экономические знания и учиться прикладным вещам в сфере экономике. С финансами не сложилось.

Но был опыт управления командами в некоммерческих организациях, желание делать крутые вещи (независимо от сферы) и стремление формализовать полученные на практике навыки.

Наверное, каждый, кто имел успешный опыт управления командой, знает, что лидерство, особенно ценностное и визионерское, — это нереальный кайф, от которого становишься зависимым. Посему мой выбор пал на менеджмент.

Где учиться менеджменту

Либо идти работать в компанию, стартап или НКО, либо отправиться на факультет менеджмента, именуемый бизнес-школой в западном простонародье.

Выбор

Какую бизнес-школу выбрать

Страна. Образование — самый удобный способ социализации и закрепления в стране. Найти друзей, подготовить почву для переезда, разобраться с визой, не торопясь.

У меня не было глобального плана переехать в какую-то страну, не было большого количества денег для оплаты жилья (если выиграть стипендию на обучение), я не хотел начинать с нуля. У меня было понимание, какие есть возможности в России, и что у меня уже есть наработанная база. Поэтому — Россия.

Вуз. «Настоящая», сделанная по всем западным канонам бизнес-школа включает в себя хорошую образовательную программу на английском языке и много кейсов, имеет сильных зарубежных партнёров. Есть возможность аккредитации и участия в профильных рейтингах.

В 2014 году я впервые побывал в бизнес-школе: ездил по обмену на семестр в HEC Paris. Тогда моё представление об образовании перевернулось: выяснилось, что это может быть интересно и увлекательно, а преподаватели могут гореть своим делом.

Мы с друзьями провели анализ самых известных мест: ВШЭ — слишком академично, много аудиторных часов; РЭШ — заточены на финансах; экономфак МГУ — слишком политэкономично. От студентов остальных экономико-управленческих вузов поступило много нареканий о качестве программы.

Анализ выявил единственную в России бизнес-школу, сделанную по западным канонам, — Высшую школу менеджмента СПбГУ.

В ВШМ был один недостаток — это Петербург. Про этот город можно написать отдельный материал, рассказать о бесконечном свинцовом небе, маленьком рынке труда, явных урбанистических проблемах местных чиновников, а также невероятных людях, потрясающей культуре и отличных булочных.

В общем, подумал, почему бы не попробовать. И когда, если не сейчас. Кроме того, помните, университет — отличный способ социализации, так почему бы не влиться в общество Санкт-Петербурга.

ВШМ СПбГУ

Кстати, у них не принято употреблять аббревиатуру ВШМ без СПбГУ. Университет очень гордится бизнес-школой и рьяно оберегает единый бренд.

1 сентября 2015 года я ступил на порог городского кампуса Высшей школы менеджмента СПбГУ, предварительно сдав GMAT, IELTS и пройдя собеседование о моей мотивации и профессиональных целях.

<i>Аудитория загородного кампуса ВШМ СПбГУ и волнистый потолок</i>
Аудитория загородного кампуса ВШМ СПбГУ и волнистый потолок

Несколько вещей меня поразили сразу:

  • сотрудники охраны, библиотеки и столовой, говорящие на английском (в МГИМО на английском не говорит никто из персонала);
  • деканат, состоящий из молодых приветливых сотрудниц, которые хотят решить твои проблемы и сложности;
  • только англоязычные оригинальные учебники, никаких кафедральных методичек и учебников от коллективов авторов.

Учебный процесс

Нет деления на лекции и семинары (за редким исключением). Каждое занятие — это лекционная часть и интерактивные задания. Часто заранее дают кейсы на изучение и затем разбирают в аудитории.

В рамках каждого курса обязателен к выполнению групповой проект — исследование по одной из тем с обязательным отчётом и презентацией перед аудиторией. При образовании проектных групп всегда есть условие — минимум один иностранный студент (таких в школе хватает).

Учебные презентации, статьи для чтения загружаются в сеть — у нас обычно был доступ к презентации до занятия. Для курсов бизнес-школа специально покупает кейсы и научные статьи. Если что-то нужно непосредственно на занятии, преподаватель сам заранее распечатает данные для всех слушателей и принесёт на лекцию.

С первого или второго семестра студенты могут выбирать предметы, которые для них более актуальны. В ВШМ выбор небольшой, так как бизнес-школа маленькая, но всё равно есть место для манёвра.

<i>Конференц-зал загородного кампуса ВШМ СПбГУ</i>
Конференц-зал загородного кампуса ВШМ СПбГУ

Недостатки в процессе обучения

Разноуровневые группы. В магистратуру может поступить человек с любым предыдущим образованием: с нами учились биологи, философы и политики. У них не было никакой серьёзной подготовки по экономике и менеджменту.

Первые месяцы — это часто потеря времени для тех, у кого предыдущее образование связано с экономикой. Например, я почти не посещал корпоративные финансы и статистику.

Аудиторная нагрузка. Я — дитя традиционной российской системы образования: много предметов, мало смысла, но лишь бы расписание было забито с 9:00 до 16:00. Здесь расписание составлено так, что в университете иногда нужно появиться всего пару раз в неделю или бывают пустые недели.

В это время нужно сидеть в библиотеке и заниматься самостоятельно, но будем честны: переучиться и начать самостоятельно контролировать себя после четырёх лет пинков от преподавателей — сложно.

Второй иностранный язык. В учебной программе обязателен второй иностранный. На изучение отводят две лекции в неделю. Большинство групп занимаются с нуля. За полтора года (полгода проводишь на включённом обучении заграницей) невозможно полноценно освоить новый язык. После МГИМО и его пяти лекций в неделю это выглядело смешно.

Система оценок различается в зависимости от размера группы. Если группа большая, то применяется relative grading. Распределение оценок нормализуется, определяются промежутки баллов для каждой оценки.

Например, если группа сдала плохо, то пятёрка может начинаться с 70 баллов, а если хорошо, то только с 90 баллов и так далее. Финальная оценка в зачетную книжку и диплом выставляется как среднее между оценкой за семестр и оценкой за экзамен. Ценность экзамена — минимум 50%.

Важно. Оценка не зависит от количества посещённых лекций, посещение свободное. В разных бизнес-школах разная политика, ВШМ СПбГУ считает, что взрослые люди сами могут принимать решение о степени вовлечённости.

Преподаватели

Моё удивление и восхищение не знало границ, когда я увидел преподавателей бизнес-школы. Увлечённые своим делом, знающие свой предмет, открытые к диалогу и консультациям по почте. С ужасом вспоминаю свой предыдущий опыт, когда преподаватели умудрялись читать лекции по учебнику с отсутствующим видом.

<i>Курс «Умные города». Себастин Денеф, приглашённый профессор Университета Иннополиса и Высшей школы менеджмента СПбГУ</i>
Курс «Умные города». Себастин Денеф, приглашённый профессор Университета Иннополиса и Высшей школы менеджмента СПбГУ

Здесь жёсткая система контроля за релевантностью знаний преподавателей: постоянные зарубежные стажировки в школах-партнёрах и обязательные научные публикации. И не в областных международных научных журналах, а в peer-reviewed (рецензируемых) международных изданиях. Чувствуется, что преподаватели находятся на острие мировой научной мысли. Это невероятно приятно.

С другой стороны, в бизнес-школе явно не хватает сильных практиков: так, чтобы человек и исследованиями занимался, и в компании работал, и учить умел.

Справедливости ради замечу, что излишняя академичность — проблема многих бизнес-школ, она имеет ещё и институциональный характер: международную аккредитацию без преподавателей-исследователей не получишь. В общем, иногда завидую бизнес-школе Сколково — там практиков больше, но всё-таки нет магистратуры.

Включённое обучение

Поступая в магистратуру, я хотел отказаться от семестра за рубежом. Мой предыдущий опыт в HEC показал, что чаще всего exchange — это приятное времяпрепровождение с кучей тусовок и путешествий. Убеждал себя, что это пустая трата времени в моём возрасте: лучше провести время на стажировке.

<i>Семестр по обмену в Индийском институте менеджмента Калькутты, 2016 год</i>
Семестр по обмену в Индийском институте менеджмента Калькутты, 2016 год

Благодаря настойчивости международного офиса и советам сотрудников, я решил пересмотреть своё решение. И ни разу не пожалел. Свой exchange-семестр я провёл в Индийском институте менеджмента в Калькутте.

Это расширение культурного кругозора и понимания других практик ведения бизнеса «в полях», нетворкинг, практика английского (особенно, если на кампусе только троё русскоговорящих).

Поездка в Индию — это отдельная история про путешествия, потрясающую культуру, медитации, но также страшную нищету, отсутствие горячей воды, борьбу с комарами и страх лихорадок.

Школа предлагает очень много опций для учёбы за рубежом:

  • Обычный семестр в одной из школ-партнёров.
  • Двойной диплом с Лаппеенрантой, Веной или Парижем.
  • Двойной диплом по программе CEMS, объединяющей 30 лучших бизнес-школ мира.

При определённых условиях (нужные оценки) можно провести два семестра по обмену в разных школах. Поступив на бюджет (про это — ниже), можно проучиться бесплатно в нескольких топовых бизнес-школах мира.

Кстати, оценки за семестр по обмену перезачитываются в ВШМ СПбГУ и вносятся в диплом.

Диссертация

Выпускной проект в ВШМ СПбГУ — это магистерская диссертация на английском языке, которую нужно защищать перед комиссией практиков и преподавателей (соотношение 80 на 20).

Магистерская диссертация — это параллельный учёбе процесс, который начинается на первом курсе. Выбираешь научного руководителя, тему исследования и берёшься за дело. В учебной программе есть специальный предмет Research Seminar, где тебя последовательно учат проводить исследование и писать работу.

<i>Структура Research Seminar</i>
Структура Research Seminar

Речь идёт о полноценном количественном или качественном исследовании по актуальной проблематике в области менеджмента (актуальность нужно доказать). Если исследование количественное, то нужна большая выборка, регрессионная модель и прочее.

Если исследование качественное, то нужно взять много интервью и выполнить огромную работу по структурированию информации. В любом случае, первая часть — обзор литературы по проблематике (описание и анализ). Всё на английском.

Моё исследование было посвящено влиянию занятости членов советов директоров на финансовые результаты компании.

Честно скажу, что работал полноценно над диссертацией только в последнем семестре, поэтому пришлось непросто.

<i>Что в итоге получилось</i>
Что в итоге получилось

О пользе диссертации для студента можно спорить долго, но одно я знаю точно: теперь, если мне вдруг захочется публиковаться в авторитетных журналах и выступать на научных конференциях, я буду знать, как это делается. И те инструменты и подходы, которые я освоил во время работы над диссертацией, даже рядом не стоят с тем, что было на бакалавриате.

Сообщество

И последнее, но не по значению — сообщество единомышленников (студентов, выпускников, преподавателей, партнёров). Обращаясь к члену сообщества, ты можешь рассчитывать на определённый уровень мышления, подход к коммуникации и работе.

Исторически в бизнес-школах создавались Ассоциации выпускников, но в ВШМ СПбГУ пошли дальше — объединили студентов, выпускников, преподавателей и партнёров на платформе GSOM Family. Технически это общий чат-песочница в Telegram и ежегодные встречи, куда приглашают все целевые группы. Философски это невероятные горизонтальные связи, которые пронизывают бизнес-школу (писал об этом в Facebook).

Лично мне такое сообщество помогло найти работу, команду на проекты и многие другие контакты.

Возможности

Будет неправильно не упомянуть, насколько в бизнес-школе открыты к инициативам и новым проектам.

За время учёбы мы провернули немало авантюр: конференцию «Менеджмент Будущего», благодаря которой в металлургической компании «Северсталь» появилась лидерская программа, а молодые ребята поверили в российский бизнес; невероятные интервью с Олей, Лешей и Серёжей; встречи GSOM Family и даже совместная с ВТБ площадка на ПМЭФ.

<i>Презентация ВШМ СПбГУ на стенде Банка ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума, 2017 год</i>
Презентация ВШМ СПбГУ на стенде Банка ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума, 2017 год

Резюме

В ВШМ СПбГУ стоит поступать, если:

  • Нужно образование в престижной школе на международной англоязычной программе.
  • Хочется пройти обучение в зарубежной бизнес-школе, но нет возможности его оплатить.
  • Предыдущее образование не связано с менеджментом, но есть потребность в знаниях.
  • Нужен хороший нетворкинг на перспективу.

Не стоит поступать, если:

  • Не планируешь ходить на лекции и участвовать в студенческой жизни (проекты, кейс-чемпионаты и прочее).
  • Живёшь в Москве и не готов переезжать.
  • Ищешь глубокие академические знания.
  • Плохо говоришь на английском.

Мне не удалось реализовать все изначальные планы, но получилось обрести много другого.

Закончить магистратуру в бизнес-школе в России. Почему бы и нет

Напоследок

В магистратуре сто бюджетных мест. Ты не платишь ни за что, если проходишь конкурс.

1616
70 комментариев

Комментарий удалён модератором

Не соглашусь. Видимо, в статье не упомянуто, но программа MIM ВШМ СПбГУ занимает 23 место в рейтинге Financial Times, который основан в том числе и на зарплатах выпускников: http://gsom.spbu.ru/gsom/gsom/ranking/

5

СПбГУ (ЛГУ) - это ВУЗ N1 Питера, а что более важно - Ленинграда.
Вполне понятно что коктейль МГИМО/СПбГУ неплохо смотрится в резюме (всю жизнь, так-то).
По сути, да простят меня экономисты, всё это менеджерско-экономическое образование - это профанация, выполненная со средним или высоким уровнем звериной серьезности :) В основе логика, арифметика и присыпано терминами, для вкуса. А так, даже дети понимают, что было 5 яблок, отдали 2, осталось 3.
 
Как сейчас помню - высшая математика у нас (Инжэк) закончилась на первом курсе - ну там матрицы и т.д., а практическая экономика началась, ну где-то с третьего - и расчеты себестоимости при разной серийности (наиболее сложные), налогов, зарплаты (бухучет), теория вероятностей/статистик - маркетинг - все были довольно простые ... хотя конечно искусственные самопальные формулы и стараются протащить в каждую область знаний, особенно методички ими пестрели.
 
Я прощу меня повторно извинить, но автор все правильно написал - любое престижное образование - это тусовка и связи, это как клуб, где завсегдатаи потом всю жизнь "в обойме". Да, что-то там читают, пишут, смотрят еще. Необременительное. Это ведь не техническая специальность, и тем более не медицина - не говоря уже о математике/физике ...
Это для тех, кто смог благодаря родителям или каким-то образом сам (совмещая с работой) выделить _годы_ времени на приятное времяпровождение, когда денег-то не зарабатывается (наобоот, тратятся влёт), и идет работа на перспективу в будущем, которая то-ли будет то-ли нет.
 
А по сути образования, автор наверное того же эффекта мог бы добиться просто надеванием очков ... что несколько дешевле студенческой жизни (подразумевающей высокий уровень затрат, даже на бюджетном отделении).
Показываю, прошу не воспринимать серьезно :)
P.S. В материале больше всего поразили фото с искажением краев - 100 лет таких не видел - реально из серии "фотографировал на мыльницу" :)

10

Комментарий удалён модератором

А вообще, читаю сейчас этот пост, а у самой невольно в мыслях: какого чёрта осталась в крае, какого чёрта :)

Во многих профессиях решают не теор.подготовка (она зачастую вообще мало, где нужна), а практика и связи. А чтобы их получить, нужен хороший старт. А вузы в глубинке (ха, сюда спокойно и федеральные вузы можно, и вузы из региональных центров) его не дадут. Так что и рассказывать об обучении в этих местах, поверьте, не стоит. Училась в двух «ведущих» универах в разных регионах. Знаю, о чём говорю.

Так что, если здесь кто-то и думает о выборе универа, то да. Только в Питер или Мск, только туда.

7

Комментарий удалён модератором

Просто задайте себе вопрос, взяли бы вы всех этих распаренных персонажей с кучей пафосных дипломов бизнес школ к себе на реальную работу ? Думаю вряд ли. Не один реальный бизнес, никогда не возьмёт на работу распаренного дипломоносца, там берут только тертых жизнью калачей, если это конечно реальный бизнес.

3