{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему мы должны забыть советскую школу + 3 мифа об образовании в СССР, в которые до сих пор верят

Давайте начистоту. Классическая система школьного образования в советское время была предназначена для того, чтобы сделать из людей хороших работников заводов.

Четкое расписание уроков, одна программа, ориентированная на среднего ученика, строжайшая дисциплина и школьный звонок, который со временем превратится в тот, что будет напоминать о начале рабочей смены.

Дети СССР должны были получить знания, чтобы в будущем использовать их на благо промышленного развития. Школа с этой задачей прекрасно справлялась, только вот проблема ­­­­­­– цель стала неактуальной еще десятилетия назад…

Заводы работают и сейчас, но экономика и рынок труда давно изменились: ценятся те специалисты, которые умеют оригинально мыслить, решать нетипичные задачи, быстро обучаться новому и мыслить критически.

В современном мире детям, которые учились, вписывая цифры в клеточки и заучивая стихи Есенина, приходится трудно.

3 главных мифа о советском образовании

Уже предвидим комментарии о том, что мы не правы, советское образование считалось лучшим в мире, учителя были талантливые и добрые, а дети намного умнее тех, что выходят из современных школ.

Обычно о школах СССР даже говорят с улыбкой на лице, начиная со слов «А вот в наше время…» или «Ох, а вот в моей школе, помню…» Но увы, у мозга есть замечательное свойство – выкидывать из памяти все неприятные события, оставляя теплые и яркие воспоминания.

Так давайте же вспомним о другом…

Миф 1. Школа была добрее

Вот интересно, почему ни одна бабушка/мама/тетя не расскажет о школе со словами:

  • Эх, а вот в моей школе могли задержать после уроков на 2 часа и заставить делать работу над ошибками!
  • Эх, а вот в моей школе от учителя по математике можно было словить указкой по спине!
  • Эх, а вот в моей школе завуч мог отправить домой в -20, когда ты пришел без сменки!
  • Эх, а вот в моей школе (уж простите!) не было сидушек на унитазах!

Это забывается, друзья. Не было там так сладко, как об этом рассказывают.

И девчонок заставляли тушь с ресниц смывать при всех, и с уроков выгоняли, выбрасывая вещи в коридор. Некоторые учителя позволяли себе оскорбить ученика. И сделать ничего было нельзя - боялись. Учитель всегда прав. Ах да, звонок тоже всегда для него.

«Я ненавидела школу. Особенно 27 в г. Тюмени. Меня гнобили и унижали учителя. Не все. Но и не одна. Учительница по английскому один раз подвела меня к раковине в столовой и начала умывать, думая, что мои черные от природы ресницы и брови я накрасила. Один раз она сказала мне, что я выгляжу, как «бл*дь», за то, что я пришла в длинном, черном, закрытом платье в пол, у которого был разрез до колена» (с) Алена Водонаева

Миф №2 Советская школа была лучшей в мире

Говорят, якобы советская школьная программа заимствована в Российской Империи, в ее лучших учебных заведениях. Например, в царскосельском лицее.

Так вот, это все полная чушь.

Конечно, где-то до середины 1920-х годов, может, так и было, ведь страна все еще жила отголосками октябрьского переворота и гражданской войны. Но с 1930-х годов система образования была полностью преобразована: из школ и вузов полностью убрали те предметы, которые хоть как-то стимулировали учеников мыслить самостоятельно: античная философия, настоящая всемирная история, логика, политические и юридические науки.

Так что сказки о лучшем образовании должны быть забытыми. Причем с 1930 годов…

Советская школа всегда была местом не особо свободным, где учителя обладали почти абсолютными правами, а за детьми закреплялось одно право – подчиняться.

Миф №3 Выпускники советских школ были умнее

Нуууу….как вам сказать.

Программа средней школы представляла собой один и тот же набор предметов, в котором не учитывались ни способности, ни интересы ребят.

Часто случалось, что для одаренных детей планка была слишком низкой, им было скучно на уроках. А вот ребята послабее с нагрузкой справиться не могли.

«А как тогда получилось, что именно советские люди изобрели космическую ракету и успешно вели разработки в атомной отрасли?», - спросите вы.

Все разработки, прославившие СССР, результаты ученых еще с тем самым дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев не учились в советской школе.

Ну и не будем отрицать, что качество образования оценивалась умением прокормить свою семью в будущем . Мол, сейчас студенты выпускаются, а на работу устроиться не могут.

Только забывают люди про одну мелочь: бОльшая часть зарплат в стране была уравнена без учета формирования добавленной стоимости в продукте.

Да и насчет эрудированности тоже можно поспорить. Вспомнить только как 90-е страна массово ставила заряжать воду к экранам телевизоров, где вещал Кашпировский. Но не только физика в то время была забыта, математика с историей тоже, ведь позже все понесли свои ваучеры в МММ…

Почему сейчас все-таки лучше

Да потому что сейчас явно прослеживается исчезновение тоталитаризма в образовании. Да, дела идут медленно, но положительная динамика есть.

Полное господство педагогического чиновничества в жизни школьников постепенно уходит. Это факт.

Ученики получили возможность проявлять себя, они более открыты и учатся отстаивать свое мнение. Да и учителя сейчас более свободны в своих действиях, могут отклоняться от образовательной программы, обучая детей тому, что действительно им интересно.

Но если раньше авторитет педагога не подвергался сомнению, то сейчас это человек, оказывающий образовательную услугу, и уважение ему приходится завоевывать. Но разве это плохо?

Как бы то ни было, прежние стандарты неприменимы к современным детям, к ним нужен иной подход, и учителям необходимо подстроиться. Давайте признаем, что нынешние ученики выросли из старой системы.

Но только почему этот факт так долго игнорируется?

P.S. Наш Telegram-канал об онлайн-образовании - https://t.me/ed_digital

0
415 комментариев
Написать комментарий...
Николай Сахошко

По моему автор вообще не понимает целей и задач образования.
Рассуждение автора о притеснениях в школе детей в советское время показывает отсутствие опыта и понимания трудности каждоневной работы с ними даже в наше время.
Как итог получается, что автор захотел хайпануть на модной ныне теме повышения качества образования за счёт возвращения к ее истокам.
Ну конечно пропиарить свой канал.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Плотников

Что стоят слова автора, приводящего в пример Водонаеву, которая собственно и есть та, кем её называла учительница. Ущербный человек не понимает, что он ущербен.
Хотя последнее время я всё чаще сам начинаю склоняться к мысли, что советская школа не так хороша, как мы об этом говорим.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Карпов

По Водонаевой спорный вопрос. Она ею стала, но была ли она ею в школе? И что школа сделала для того, чтобы она ею не стала?

Ответить
Развернуть ветку
412 комментариев
Раскрывать всегда