Ключевые российские проекты в области онлайн-образования, выступавшие на Edtech, продолжают рассказывать, как монетизируют свои продукты.
Первую часть о проектах LinguaLeo, «ЯКласс», Uniweb, Maximum и Earlydays
читайте здесь.
Во второй части делятся опытом «Нетология», Eduson TV, Knowledge Stream и Bubl.
Центр онлайн-образования по обучению интернет-профессиям. Основной продукт — двухмесячные онлайн-интенсивы, включающие вебинары от экспертов рунета, практические работы, личные консультации и защиту диплома. Параллельно развивается направление интерактивных видеокурсов, посвященных отдельным навыкам.
Монетизация
За три года существования компания трижды сменила продукт и способы монетизации. В 2011 году это была школа интернет-маркетинга, предлагавшая платные офлайн-семинары и онлайн-конференции. Через полтора года после запуска команда разработала собственную LMS и начала продавать длительные онлайн-интенсивы. Сейчас этот продукт приносит основную выручку: средняя стоимость курса — 22 400 рублей, в каждой группе 35–40 студентов. Выручка к концу 2013 года составила 20 млн рублей.
Со временем стала очевидной проблема дальнейшего масштабирования синхронного обучения, и несколько месяцев назад был запущен новый продукт — интерактивные курсы (доступ по платной подписке — 590 рублей в месяц, 4590 рублей в год).
Инвестиции
Компания развивается на средства своих основателей.
Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор «Нетологии»:
Эффективное онлайн-обучение становится все компактнее: уменьшаются размеры курсов, длина уроков, тестов, заданий. Онлайн-обучение требует все большей социализации и геймификации внутри платформы, где оно проходит. Причем приемы, которыми это достигается, могут очень сильно разниться от проекта к проекту. Что важно, массовый пользователь приобретает привычку платить за цифровые продукты. Мы это явно чувствуем.
Eduson сфокусирован на онлайн-обучении бизнес-тематикам. Записывает собственные и переводит зарубежные видеокурсы с практиками и академиками, а также предоставляет корпоративным и частным пользователям доступ к библиотеке курсов через свою платформу. Некоторые короткие курсы находятся в свободном доступе.
Монетизация
Компания продает собственные и переводные видеокурсы (средняя стоимость одного курса — $99), разрабатывает курсы на заказ для корпоративных клиентов и продает доступ к своей образовательной платформе.
Инвестиции
Ангельские инвестиции в проект, запущенный около года назад, составили около $1 млн.
Елена Масолова, основатель Eduson:
В области профессионального развития и повышения квалификации самый прибыльный образовательный бизнес — не в B2C, а в B2B сегменте. Компании готовы платить за производство контента, и особенно — за доступ к удобной образовательной платформе, которую легко интегрировать с существующей инфраструктурой.
В сфере корпоративного образования для малого и среднего бизнеса почти нет предложения. Есть очень дорогие и сложные продукты, которые могут позволить себе большие корпорации. А образовательный рынок для МСБ абсолютно пуст.
Центр организует платные и бесплатные образовательные программы.
Среди них отраслевые конференции и выставки по темам интернет-продвижения и интернет-бизнеса, переводные онлайн-трансляции (General Assembly), телемосты с зарубежными учеными и бизнесменами (Knowledge Stream), встречи стартапов с экспертами (Chain Reaction), телепроект о создании бизнеса за час «Октябрьская эволюция» и офлайн-встречи московских студентов определенного курса Coursera для обсуждения новых лекций и домашних работ.
Монетизация
DO зарабатывает на платных отраслевых мероприятиях и некоторых циклах лекций — таких, как платные General Assembly. Большинство образовательных активностей бесплатны и создаются на деньги спонсоров — корпораций и государственных структур.
Сейчас в процессе запуска «Лаборатория новых профессий» — платные курсы по специальностям growth hacker, специалист по работе с big data и продюсер онлайн-курсов. Детали пока неизвестны.
Инвестиции
Основан в конце 2010 года группой частных предпринимателей.
Юля Лесникова, директор образовательных программ в Digital October:
Обучение — это всегда двусторонний процесс, потому что слушателю необходимо получать обратную связь и иметь возможность обсудить проблемы с другими студентами и экспертами. Педагогу тоже важно чувствовать отдачу.
Мы верим, что онлайн-образование не отменяет необходимость живого общений и личных встреч, потому что все это мотивирует и помогает закрепить полученные в онлайне знания.
Образовательные приложения для развития творческого воображения у детей, создающие в сознании связь между цветами, музыкой и формами.
Развивающее приложение Bubl Draw — абстрактный музыкальный и художественный инструмент, который позволяет с помощью цветов и форм создавать музыку разных жанров. Черно-белое приложение для детей до года Bubl Tap (маленькие дети не различают цвета, им нужен контраст) — это беспроигрышная игра, где каждое действие вызывает изменения в формах на экране.
Монетизация
Приложение стоит 66 рублей. Основатели утверждают, что, потратив 0 рублей на продвижение, они в первую неделю после запуска вышли в топ iTunes Kids, опередив «Смешариков», «Машу и медведя» и «Чаггинтон».
Инвестиции
Предпосевные ангельские инвестиции в проект составили 200 тысяч долларов. В идею вложились Григорий Фирсов (Impulse Ventures), Ксения Рыжкова (PR-директор «Ашманов и Партнеры»), Антон и Кирилл Беловы (Антон — генеральный директор центра современного искусства «Гараж»). Инвесторы не рассчитывали на успех в России и планировали заработать в первую очередь на американском рынке.
Олег Ставицкий, основатель Bubl:
Разработчики детских мобильных приложений обычно делают одну и ту же ошибку: пытаются копировать реальность в цифровом мире. Они делают приложения-раскраски, приложения-конструкторы — а ведь приложение никогда не выиграет у реальности, тактильных ощущений никто не отменял. Как мне кажется, секрет успеха — использовать доступные нам инструменты для того, чтобы создать что-то, чего реальность не может предложить.
В случае с детским приложением важно еще вот что: многие приложения создаются, чтобы ребенка «заткнуть» и, например, спокойно посидеть в ресторане. Мы же считаем, что приложения должны быть дополнительным стимулом пообщаться и насыщенно провести время вместе.
Автор: Наталья Куликова, руководитель по контент-маркетингу «Нетологии», в рамках курса «Менеджер интернет-проекта».