Академическая база и практический опыт: как педагогический дизайн помогает выпускать востребованных специалистов

В 2021 году Нетология открыла две совместные магистратуры с ведущими российскими вузами. На конец января 2022 года предложение о стажировке получили 64 студента программ, а некоторые уже проходят собеседования на работу.

Рассказываем, благодаря чему это стало возможным: как Нетология создаёт магистерские программы, как работает с вузами, студентами и партнёрами.

От вуза — академическая база, от Нетологии — практические знания и инструменты EdTech

Когда Нетология выходила на рынок высшего образования, мы поставили себе цель — вместе с вузами-партнёрами выпускать специалистов, которые готовы сразу брать на себя задачи и ответственность и обладают для этого всеми необходимыми навыками, компетенциями и инструментами.

То, что к магистрантам Нетологии есть интерес, говорит о том, что мы всё делаем правильно: готовим специалистов, которые нужны рынку.

Рецепт успеха не кажется сложным:

  • понять, чего хочет рынок;
  • понять, чего хотят абитуриенты;
  • создать программы, которые сочетают в себе фундаментальную базу от вузов и достаточное количество практики.

Но за каждым пунктом — длительная и кропотливая работа большой команды.

В первую очередь мы разделили задачу на несколько подзадач:

Сделать образовательную программу гибкой, чтобы контент можно было регулярно обновлять: базовые и вариативные дисциплины, индивидуальный образовательный маршрут.

Сделать практическую часть действительно практической: давать задачи, которые сегодня решают специалисты на своих рабочих местах, использовать кейсы от бизнес-партнёров программы.

Разнообразить преподавательский состав, чтобы студенты могли получать знания и от классических преподавателей вузов, и от экспертов-практиков рынка.

Найти индустриальных партнёров, которые подключатся к программе: дадут экспертов и кейсы, верифицируют программу, возьмут студентов к себе на стажировку.

Найти удобный формат обучения: учесть запрос на дистанционное образование и сохранить преимущества классического очного.

В итоге получилось соединить сильные стороны двух партнёров: академическую базу и системность вуза с цифровизацией и инструментами EdTech. От вуза — база и основы, от Нетологии — адаптация навыков к потребностям рынка и контент, удобный для восприятия в цифровой среде.

На рынке наиболее востребованы профессионалы, которых не нужно учить

Работа над программой начинается с масштабного анализа российских и зарубежных отчётов о рынке труда. Мы смотрим, какие профессии востребованы сейчас и какие будут востребованы в ближайшие годы, какие навыки и компетенции нужны работодателям.

Когда глобальная картина становится понятной, мы проверяем реалистичность выводов в полях — изучаем потребности рынка с разных ракурсов:

  • анализируем популярные порталы по поиску работы и сайты рекрутинговых агентств, чтобы определить требования работодателей и соотнести их с данными Нетологии;
  • проводим опрос потенциальной аудитории для выявления её потребностей и для дополнительных инсайтов;
  • проводим интервью с экспертами рынка и HR-специалистами;
  • изучаем поисковые запросы в Яндекс.Вордстате.

Кроме того, опыт работы Нетологии с дополнительным профессиональным образованием (ДПО) позволяет видеть, какие профессии в каких сферах востребованы. Ну и логично отталкиваться от собственных компетенций. Мы работаем в цифровом пространстве с информационными технологиями, поэтому первые программы готовят профессионалов по работе с цифровыми проектами. Но это не определяющий фактор, и в планах у нас программы по разным профессиям.

По данным hh.ru, большая часть работодателей (93%) оценила уровень профессионализма выпускников вузов, которые претендуют на вакансии, как средний и ниже среднего. В диджитал-сфере доля вакансий для молодых специалистов — меньше 10%. Работодатели не хотят тратить время и деньги на обучение молодых сотрудников.

Но глобальная цифровизация влияет на спрос на диджитал-специалистов и количество вакансий будет расти. А объединение сильных сторон вузов и EdTech-компаний в магистерских программах позволит выпустить специалистов, которые нужны рынку.

Банально, но — чем больше знает и умеет выпускник вуза, тем большую ценность он представляет для потенциальных работодателей.

Студенты ждут от магистратуры практических навыков, диплом и удобный формат обучения

Чтобы понять запросы абитуриентов, Нетология провела исследование: мы собрали 350 анкет абитуриентов и их родителей, провели глубинные интервью.

Выяснилось, что чаще всего в магистратуру идут, чтобы:

  • получить профессию и соответствующий официальный документ;
  • получить второе высшее в смежной сфере;
  • переквалифицироваться;
  • подтвердить квалификацию, если основное образование получили в другой сфере.

Программы Нетологии позволяют решить любую из этих задач.

Если говорить о работающих студентах, они поступают в магистратуру из стремления к самореализации. Им хочется добиться большего, они готовы действовать, ставят перед собой карьерные задачи и осознают, что для их выполнения нужно образование.

Наша цель — дать востребованную профессию и подготовить выпускников так, чтобы они соответствовали ожиданиям работодателей и смогли решать уже собственные карьерные задачи.

Для реализации этой цели мы привлекаем отраслевых экспертов-практиков в качестве преподавателей, верифицируем с ними учебные планы, содержание дисциплин. За счёт такого тесного контакта с рынком мы успеваем отследить изменение технологий, трендов и потребностей работодателей и соответствующим образом адаптировать контент.

Также абитуриенты магистратур ценят удобство и свободное время, поэтому им важны возможность быстро добраться до вуза, расписание занятий, наличие кураторской поддержки. Программы Нетологии предполагают обучение онлайн, что позволяет не тратить время на дорогу. А часть контента готова сразу и доступна студентам с самого начала обучения, поэтому они могут выбрать удобное для себя время и темп прохождения программы.

На выходе получаем:

  • общее ядро дисциплин в первой половине обучения и глубокая специализация после — для качественной подготовки;
  • дополнительный модуль для тех, кто решил сменить профессию и не имеет опыта или образования в конкретной теме — для самореализации;
  • заложенные в программы целеполагание и рефлексия — для отслеживания трека, полученных результатов, изменения задач и желаний.

Как создаём магистерские программы при помощи педдизайна

Когда понятны запросы рынка и абитуриентов, определена сфера и направление, можно подключать педагогический дизайн и создавать программу.

Педагогический дизайн, или педдизайн (instructional design, instructional systems design) — систематизированный подход к созданию образовательных решений, в котором используются педагогические принципы и теории для обеспечения высокого качества обучения.

Педдизайн помогает создать единую систему из целей, материала и инструментов обучения и проектировать путь студента от момента поступления до выпуска, подсвечивает узкие места, помогает определять понятные значимые и измеримые цели и в конечном итоге — усиливать мотивацию.

Начинаем с того, что описываем, кто к нам приходит и с какими навыками и компетенциями выпускается. И как идём к цели:

  • в каком семестре какие дисциплины;
  • какие фокусы и результаты на каждом этапе;
  • когда и в каком формате практика и стажировка у индустриальных партнёров;
  • какие кейсы и в каком формате решаются;
  • как участвуют менторы, тьюторы, консультанты;
  • как устроен нетворкинг.
Пример: как проектируем путь магистранта программы Нетологии «Продуктовый дизайн»
Пример: как проектируем путь магистранта программы Нетологии «Продуктовый дизайн»
Пример: какими видим компетенции выпускников программы Нетологии «Управление контентом и медиапроектами»
Пример: какими видим компетенции выпускников программы Нетологии «Управление контентом и медиапроектами»

Создаём концепт программы

Для определения концепта мы исследуем выбранную отрасль: анализируем её потребности, проводим интервью с экспертами, чтобы выявить новые тенденции, обрабатываем и систематизируем данные.

В результате получается концепт, который определяет состав программы по блокам, например:

Академическая база и практический опыт: как педагогический дизайн помогает выпускать востребованных специалистов

Когда готов концепт, можно разделять информацию на отдельные предметы и темы.

Формируем программу обучения на базе концепта

Над программой работает объединённая команда экспертов Нетологии и вуза-партнёра, а также приглашённых авторитетных специалистов. Совместно — с позиции работодателей и профессионалов в своей сфере — команда определяет приоритетность блоков и фокус программы, продумывает общую логику и последовательность дисциплин, описывает компоненты проектной работы.

Прорабатываем практические компоненты каждой дисциплины

Методист направления Нетологии «Высшее образование» совместно с академическим руководителем прорабатывают содержание дисциплины по блокам.

Методист, руководитель программы и продюсер от Нетологии синхронизируют преподавателей по разным дисциплинам, чтобы исключить повторяющиеся темы и актуализировать последовательность тем в каждом предмете.

Академическая база и практический опыт: как педагогический дизайн помогает выпускать востребованных специалистов

Разрабатываем проектную практику по программе и включаем полезные активности

На этом этапе мы подбираем менторов, индустриальных партнёров и дополнительных экспертов.

Компоненты проектной работы представляют собой задания внутри дисциплин, которые связаны друг с другом и в итоге объединяются в полноценный проект.

В каждую программу мы закладываем дополнительные бонусы и полезные плюшки. Например, в программе с ИБДА РАНХиГС «Цифровое предпринимательство» это акселератор, в программе с ИТМО «Продуктовый дизайн» — профориентация в специальность.

Приглашаем преподавателей-практиков и отраслевых экспертов

Привлекаем в первую очередь экспертов-практиков. Для нас важно, чтобы каждый эксперт в данный момент работал и был не просто преподавателем — и желательно в таких компаниях, в которых хотели бы работать наши студенты.

Многие эксперты приходят от индустриальных партнёров — из компаний, куда мы потом отправляем студентов на стажировку.

Определяем форматы контента

  • Микромодули — короткие видео по ключевым вопросам.
  • Групповая работа и проектная деятельность — отработка знаний на создании собственных проектов и решении кейсов индустриальных партнёров.
  • Перевёрнутый класс — лекции переведены в видео, а вебинары идут по вечерам три дня в неделю. Там и отрабатываются практические навыки. Также это позволяет учиться в удобное время и совмещать учёбу с работой.

Как работаем с вузами

У Нетологии есть экспертность в сфере обучения востребованным навыкам, гибкость и огромный опыт в организации дистанционного обучения, но нет опыта работы с классическим академическим образованием. Поэтому для партнёрства мы выбираем сильные вузы с крепкой репутацией и готовностью к изменениям.

Основной контакт в вузе — академический руководитель программы, который помогает состыковать внутренние процессы вуза и работу нашей команды.

Чтобы программы не напоминали одеяло в стиле пэчворк, а дисциплины дополняли друг друга, на всех этапах разработки мы синхронизируемся с вузом. Каждого нового эксперта знакомим с академическим руководителем.

Дисциплины программы распределяем примерно пополам, чтобы каждый партнёр закрыл те, в которых наиболее силен.

Как правило, вуз берёт на себя масштабные теоретические дисциплины, по которым у него есть потенциальные преподаватели, экспертность и курс, который работает несколько лет. А Нетология отвечает за навыки, технологии и практику. То есть на мощном фундаменте выстраиваем компетенции, которые нужны работодателям.

Для вузов важно, чтобы их программы были адекватны рынку, а выпускники — востребованы, а лучше даже, чтобы работодатели интересовались ими уже во время обучения и стажировки. Поэтому наше сотрудничество — настоящее партнёрство, в котором все процессы согласовываются и стороны заинтересованы в том, чтобы найти комфортные для всех решения.

Как работаем со студентами

Для работы со студентами в Нетологии есть специальная служба сопровождения, которая нужна для того, чтобы максимально упростить и облегчить организационные процессы.

Работа службы начинается задолго до старта обучения: мы помогаем абитуриентам с документами и с решением бюрократических вопросов, и дальше на всех этапах поступления.

Как только выходит приказ о зачислении студента, мы с ним связываемся. Потом добавляем всех в Slack, где проводим онбординг и отправляем материалы и инструкции: как пользоваться программами и платформами, как эффективно учиться, как получить доступ к единому учебному пространству, по каким вопросам к кому обращаться.

После этого у студентов сразу открывается доступ к записанным видеолекциям, к текстам для самопроверки, к материалам для изучения. Плюс расписание вебинаров, дискуссий и групповых практик. С этого момента уже можно начинать учиться.

Так выглядят сообщения с расписанием в студенческом канале в Slack
Так выглядят сообщения с расписанием в студенческом канале в Slack

Обучение происходит на специальных платформах — на платформе Нетологии или вуза, если она у него есть.

Используем разные цифровые инструменты: Slack для коммуникации, Miro для знакомства и установочных сессий, Zoom для лекций, Mentimeter для опросов.

Собираем обратную связь: для нас это новый опыт и в целом это живой продукт, который меняется вслед за рынком.

Отзыв магистранта на заботу службы сопровождения
Отзыв магистранта на заботу службы сопровождения

Как работаем с партнёрами

Ко всем программам обязательно подключаются индустриальные партнёры — это компании, которые сотрудничают с Нетологией в том или ином виде. Кто-то отправляет своих экспертов к нам преподавать, кто-то берёт магистрантов на стажировку, кто-то курирует проекты магистрантов или приносит кейсы для решения, кто-то проводит открытые лекции и делится своим опытом.

Зачем Нетологии нужны индустриальные партнёры

  • cоздать практико ориентированную программу, чтобы магистранты сразу работали над реальными кейсами и могли взять их в портфолио;

  • дать возможность студентам продемонстрировать свои умения партнёрам — и, возможно, так найти работу;
  • сформировать пул навыков по профилям на этапе разработки программы;
  • получить места для практики и стажировки.

Зачем индустриальным партнёрам такое сотрудничество

Партнёры получают доступ к молодым специалистам раньше рынка и могут их подготовить так, как нужно, затрачивая на это минимум собственных ресурсов. А ещё могут использовать наших студентов для решения своих задач.

Что мы поняли, пока работали над запуском магистратуры

Формат онлайн-магистратур набирает популярность: перспектива окончания пандемии отодвигается на неопределённый срок, вузы привыкают к новому формату. Осенью открылось около 30 таких программ в России — скоро получение высшего образования онлайн станет нормой.

Традиционно все боятся низкого качества и слабой вовлечённости студентов, высокого процента отвалов. Но это происходит, если пытаться скопировать офлайн в онлайн.

Нужно принципиально иначе подходить к задаче и заранее планировать образовательный маршрут студента. Это позволит обучать онлайн без потери качества.

Взаимодействие с вузом обогащает обе стороны. Сохраняется основательность, фундаментальность программы и появляются очень нужные практические элементы. Процесс сонастройки партнёров — многоступенчатый, итеративный. Максимально эффективным он получается тогда, когда обе стороны хотят сделать качественный продукт и выпустить профессионалов.

Те, кто выбирают магистратуру, и те, кто выбирают ДПО, — это две совершенно разные аудитории. Первой нужно получить фундамент, систематизировать знания, глубоко погрузиться. Второй — быстро освоить нужные навыки и сразу начать работать.

Продолжаем активно развивать направление высшего образования

Мы выбрали список приоритетных для нас профессий и сфер знаний и уже проектируем под них новые программы.

Какие магистратуры мы запускаем в 2022 году

Академическая база и практический опыт: как педагогический дизайн помогает выпускать востребованных специалистов

Авторы статьи:

  • Оксана Апрельская, старший продюсер направления «Высшее образовании» в Нетологии
  • Андрей Кокшаров, старший продюсер направления «Высшее образовании» в Нетологии
  • Ольга Балашова, редактор направления «Высшее образование» в Нетологии
33
Начать дискуссию