{"id":13508,"url":"\/distributions\/13508\/click?bit=1&hash=84881d55bbad8a9fea0858220d4fa15ea06fdd4fceb0218db01a425f0cc754d2","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u043d\u044f\u0442\u044c \u0440\u043e\u043b\u0438\u043a \u0441 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0435 \u0441\u0442\u044b\u0434\u043d\u043e","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как и зачем ставить цели. Обзор трех эффективных техник: SMART, OKR, HARD

В статье «Пойди туда – не знаю куда, сделай то - не знаю что» наш менеджер Даяна поделилась своей профессиональной «болью» - нечеткая задача = нечеткий результат.

Даяна предложила применить некоторые техники целеполагания по отношению к задачам. Ниже эти техники разобраны подробнее.

Все мы понимаем, что между понятиями Цель и Задача есть разница. Но есть и много общего.

Цель - чего я хочу достичь.

Задача - что поможет мне достичь цели.

Но если речь идет не о научном исследовании, а о жизни человека, эти понятия могут заменять друг друга, пересекаться. Задачи могут превращаться в краткосрочные цели. А цели - в задачи для достижения более глобальных целей.

Даяна
Координатор Турбо-ассистента

То, что применимо к целям, может быть применимо и к задачам и наоборот.

Неудивительно, что люди часто путают эти понятия.

В любом случае, мы считаем, что техники целеполагания могут быть полезны каждому, кто с ними еще не знаком или не задумывался, как правильно формулировать свои цели и зачем это вообще нужно.

Магия начинается когда мечта превращается в цель или задачу

Если человек не знает, к чему он хочет прийти может произойти следующее:

  • Он вообще никуда не придет.
  • Он придет туда, где ему может очень не понравиться.
  • Может случиться и так, что звезды сложатся удачно и бесцельно блуждающий человек, выйдет в сказочное и комфортное место. Но это не точно. Стоит ли полагаться на случай, или лучше взять инициативу в свои руки?

Цель и план по её достижению дают ощущение безопасности, ясности. Тренируясь в постановке целей мы налаживаем связь с собой и отвечаем на очень важные вопросы: Чего я хочу? Что для меня важно?

Пока мечта остается в нашей голове мечтой - наш мозг не будет генерировать ресурсы для ее достижения. Но как только мы превращаем мечту в цель, появляются ресурсы, мотивация и жизнь потихоньку начнет меняться именно в ту сторону, в какую мы запланировали.

В бизнесе то же самое. Нет целей - нет прогресса. Пока владелец небольшого цветочного ларька будет просто мечтать о расширении и создании большой сети и франшизы, ничего не изменится. Но как только он сформулирует свою цель, пробежится по ней с чек-листом из техник целеполагания, запланирует первые шаги - дело сдвинется с мертвой точки.

Ниже дан краткий обзор трех техник, которые могут пригодиться вам как в личной жизни, так и в работе.

Постановка задач и целей по SMART

Метод SMART-целей стал популярен во всем мире во многом благодаря своей универсальности. Он применим как к задачам в рамках жизни одного человека (изучить какую-то тему, привести в порядок здоровье, наладить питание и пр.), так и в глобальных масштабах - вывести компанию на новый уровень, открыть еще одно направление в бизнесе, разработать новый продукт и т.д.

Слово SMART в переводе с английского означает «умный».

В то же время — это аббревиатура английских слов. В ней зашифрованы пять ключевых критериев к поставленной цели или задаче.

Есть несколько вариантов расшифровки.

Самая популярная и универсальная версия выглядит так:

  • Specific (Конкретность)
  • Measurable (Измеримость)
  • Attainable (Достижимость)
  • Relevant / Realistic (Уместность/ Реалистичность)
  • Time-bound (Ограниченность во времени)
  • Specific (Конкретность)
  • Цель / задача должны быть конкретными.

«Метод 6W»

Этот метод поможет сделать цель конкретной. Метод пришел к нам из англоязычной среды и означает шесть ключевых вопросов, которые начинаются в английском языке на букву W.

  • Who (кто)? Кто ставит цель?
  • What (что)? Что собирается достичь?
  • Where (где)? Где все происходит?
  • When (когда)? Когда цель должна быть достигнута?
  • Which (который)? Относительно чего совершается действие?
  • Why (почему)? Зачем вы хотите добиться этой цели?

Ответы на эти вопросы помогут вам верно сформулировать задачу, а может даже пересмотреть свое решение. Возможно, вы поймете, что не стоит тратить на нее время и ресурсы.

Пример не конкретной цели: Расширить географию присутствия.

Конкретная цель: До июля 2022 года открыть офисы «Компании» в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

Measurable (Измеримость)

Дальше определяем количественный показатель. Как мы можем измерить цель? Результат должен быть определен в цифрах.

Не измеримая цель: повысить средний чек.

Измеримая цель: повысить средний чек на 20%.

Attainable (Достижимость)

Задача и цель должны быть достижимы.

Проанализируйте, есть ли нужные ресурсы у компании или у исполнителя.

Relevant / Realistic (Уместность/ Реалистичность)

Оцените насколько задача соответствует текущей действительности, здравому смыслу, насколько она актуальна для вас или компании.

Одна и та же задача при разных условиях может быть и уместной и неуместной.

Задача: сделать ремонт в офисе.

Задача уместна, если у вас долгосрочная аренда, вы собственник помещения, ремонт действительно требуется.

Задача неуместна, если вы планируете, например, переезд.

Time-bound (Ограниченность во времени)

Определите четкий срок - дата, время выполнения.

Сформулированная по системе SMART цель или задача - это уже готовый план по ее достижению. Двигаться по такой «карте» будет легче всем - и команде и её руководителю.

OKR (Objectives & Key Results)

Впервые способ целеполагания по OKR предложил успешный венчурный инвестор Джон Дорр в своей книге «Измеряйте самое важное. Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR».

Google, Twitter, IBM, LinkedIn и Netflix, используют OKR для достижения своих амбициозных целей.

OKR, или «цели и ключевые результаты», — это способ определения измеримых целей. Концепция предполагает объединении целей и ключевых результатов, которые измеряют прогресс.

Метод состоит из двух элементов: цели (Objectives ) и ключевые результаты (Key Results).

Objectives - очень амбициозные и сложные задачи. Отвечают на вопрос - чего мы хотим достичь?

Key Results - метрики, способ измерения прогресса. Как мы хотим этого достичь и как измерить результат?

Поскольку изначально цель ставится очень сложная, успехом можно считать достижение 70-80% ключевых показателей.

OKR отлично подойдет для командной работы. Может быть применима как к одному отделу, так и масштабирована до уровня всей компании.

Схематично такое целеполагание напоминает дерево, где ключевая цель компании на текущий период (квартал) - это условный «ствол». Исходя из этой основной цели все остальные структурные подразделения самостоятельно выдвигают свои собственные цели и метрики, способные определить прогресс по их достижению -«ветви».

Таким образом все основные действия продиктованы общей целью, согласованы между собой. То есть позволяет компании сообща двигаться в одном направлении и сделать рывок в противоположность к сюжету из знаменитой басни «Лебедь, рак и щука».

Особенности целей по OKR:

  • Мотивация участников этой модели не должна быть материальной. Иначе есть вероятность сознательного занижения ключевых показателей. Такой подход позволяет сотрудникам ставить амбициозные цели, не опасаясь понести наказание за неудачу.
  • Цели формулируются снизу вверх. Сотрудники самостоятельно определяют свои цели и ключевые результаты, но в рамках общей стратегии.
  • Задача должна быть одновременно и амбициозной и в тоже время достижимой, хотя бы на 60-70%.
  • Система должна быть прозрачной - все участники процесса, включая младших сотрудников, видят OKR друг друга и общий прогресс.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующий - система требует технической реализации сведения воедино всех целей и ключевых результатов, доступ к ней всех участников и возможность вносить данные метрики. Сейчас есть много сервисов, позволяющих это реализовать.
  • Цели по OKR в рамках компании - это конкретные обязательства, которые берут на себя подразделения и сотрудники. Общая цель дает каждому сотруднику ощущение сопричастности к чему-то большему, и понимание, что от его действий, и результатов зависит общий успех компании.
  • Прозрачность одновременно и подстегивают сотрудников, которые могут наблюдать прогресс своих коллег, и дают возможность для взаимовыручки. Когда кто-то видит, что у коллег цель проседает, прогресса нет - они могут предложить свою помощь.

Примеры целей по OKR

Предположим, руководство отеля посчитало своей стратегической целью - улучшить качество обслуживания клиентов к следующему кварталу, чтобы увеличить доход. Задача по OKR может выглядеть так:

Задача: улучшить качество обслуживания гостей к концу 2022 года.

  • KR1 – Достичь индекс потребительской лояльности выше 40.
  • KR2 – Критических проблемы клиентов должны решаться не дольше 2 часов.
  • KR3 – Информация в форме бронирования должна обрабатываться на 20% быстрее.

Пример из личной жизни автора концепции.

Джон Дорр поделился однажды своим опытом применения OKR в личной жизни. Он поставил себе цель проводить больше времени в кругу семьи.

  • Цель: проводить больше времени с семьей.
  • Ключевой результат 1 — приходить домой к ужину в 6 вечера 20 раз в месяц.
  • Ключевой результат 2 — оставлять телефоны в соседней комнате во время общения.

Джону удалось достичь 70% показателя, то есть провести вечера в кругу семьи 15 раз в месяц.

Цели по HARD

Эту концепцию целеполагания Марк Мерфи изложил в своей книге «Цели по HARD. Как прийти туда, куда вы хотите» (Hard Goals: The Secret to Getting from Where You Are to Where You Want to Be).

Марк Мерфи - директор американской консалтинговой компании Leadership IQ. Он, как и многие ранее часто задумывался над вопросом целеполагания. Как сделать этот процесс максимально эффективным, как человеку можно прийти туда, куда он хочет.

В своей книге он обращается к инстинктам, заложенным в человеке природой. Это инстинкты роста - стремление и способность человека делать то, что ранее он не делал, изведывать пределы своих возможностей. В пример Марк приводит трехлетних детей - он обращает внимание на то, с какой настойчивостью и смелостью люди этого возраста приступают к достижению своих амбициозных целей.

В книге автор сравнивает создателя MacBook и трехлетнего ребенка, который пытается достать с высокой полки печенье. Они используют одну и ту же систему для постановки целей и максимально задействуют свои интеллектуальные ресурсы.

Их цели обладали четырьмя характеристиками, первые буквы которых на английском языке формируют слово HARD (англ. трудный).

Heartfelt — «истинная цель». Цель не должна быть навязанной извне, возникшей по принуждению или необходимости. Она должна вдохновлять, зажигать, волновать.

Animated — визуализированная. Визуализируем очень подробно. Что именно будет происходить со мной и с другими людьми, когда цель будет достигнута?

Required— действительно необходимая. Почему эта цель так важна? Как это достижение изменит мою жизнь, жизнь компании и других людей?

Difficult — сложная. Основная мотивация - это вызов. Это пункт преодоления и выхода на новые уровни развития. По мнению автора техники, даже если мы не получаем максимального результата, работа над трудной целью делает нас лучше и многограннее.

Исследование автора показало, что люди, которые ставят правильные цели и достигают их, чувствуют себя на 75 % более реализованными и счастливыми, чем те, кто ставит более слабые цели и не стремится к успеху. Хотите ставить невероятные цели и добиваться высоких результатов? Это несложно. Просто нужно вспомнить, как мы это делали в детстве.

Любая техника не универсальна на 100% и не обязательна к выполнению. Все это - лишь инструменты в ваших руках. Вы можете остановиться на одной, или применить сразу несколько. Как знать, может вы станете автором следующей популярной формулы, которая поможет людям быстро и безболезненно достигать намеченного. Кстати, многие техники так и рождались - на основе предыдущих, усовершенствовались с учетом недостатков.

А у вас есть цель?

Если нет, попробуйте сформулировать ее, применив одну из этих методик.

0
1 комментарий
Isuzu Dzanarnoghno

Спасибо за пересказ первой главы учебника по менеджменту.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null