Инклюзивное образование: кто и для чего его ввёл?

Инклюзивное образование – обучение в одной группе здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В XXI веке стираются условности, физические ограничения больше не являются преградой для обучения, цивилизованное человечество решает глобальные проблемы, а прогрессивное общество, казалось бы, осознало, что у всех разные возможности, создаёт условия для реализации этих возможностей, но появляются деятели, ратующие за исключение детей с инвалидностью из общества и круга обзора их детей. Прецеденты с участием таких активистов создают всплеск негодования в обществе. Критика им обеспечена. Но находятся и защитники такой точки зрения.

Инклюзивное образование: кто и для чего его ввёл?

Люди, голосующие за включение в их социальный круг только здоровых членов общества, оказываются в меньшинстве. Но они есть, и наличие такого мнения в обществе является нормальным явлением или нездоровой опухолью общества – тема для отдельного обсуждения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья чувствуют отчужденность других людей и своё отличие от большинства, что создаёт им дискомфорт. Что поможет адаптировать детей с ОВЗ в социуме? Конечно, среда, в которой им комфортно, в которой они не чувствуют себя чужими. Современная образовательная среда и должна быть такой.

Первым об образовательной среде, помогающей социализации детей с ОВЗ, заговорил Лев Семенович Выготский. Л. С. Выготский родился в 1896 г., при рождении имел имя Лев Симхович Выгодский, но заменил букву в фамилии, чтобы отличаться от двоюродного брата Давида Выготского, известного педагога, и скорректировал отчество на русский лад. После рождения Льва Семеновича семья переехала в Гомель, и после учебы в университете (сначала на медицинспом факультете, затем на юридическом и потом – на историко-философском) в Москве Выготский возвращается в Гомель, где работал учителем. Сначала в школе, затем в техникуме в педагогической работе Выготский использовал методы педологии, которые оказались весьма эффективными.

В 1924 г. Лев Выготский выступил с докладом на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петербурге, где на молодого одаренного ученого обратил внимание другой талантливый и молодой, но уже известный ученый Александр Романович Лурия. Знакомство стало началом сотрудничества: Л. Выготский поступил в аспирантуру в Институт экспериментальной психологии в Москве, где их совместтная работа привлекала таких же ученых, и вскоре образовался кружок, который называли "кругом Выготского-Лурии". В 1925 г. Л. С. Выготский защитил диссертацию "Психология искусства", в том же году участвовал в конференции в Лондоне, посвященной просвещению глухонемых детей.

Лев Семенович считал, что можно обеспечить развитие любого ребенка, если не акцентировать внимание на его дефектах, а слабые стороны можно превратить в сильные. Идеи Выготского актуальны и в наши дни, хоть и не новы. Некоторые идеи Л. С. Выготского, применяемые в современной педагогике:

1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Важно не оценивать имеющиеся умения и навыки, а помочь развивать их, и следующий этап развития ребенка – цель педагога.

2. Обучение в форме игры – свобода, необходимая ребенку.

3. Социализация особенных детей в условиях дружеской поддержки – залог развития таких детей.

4. Педагогика сотрудничества, распространяющаяся как на школу, так и на семью. Взрослые должны помогать детям развиваться.

5. Оценивание несет условный характер. Ученику, которому легко дается учеба, учитель ставит "5". Другому ученику, троечнику, решившему всерьез заняться своим обучением и ответившим на "4", для мотивации учитель тоже может поставить "5". Априори эти пятерки не равнозначны. Ориентироваться нужно на улучшение каждого результата.

6. Воспитание путем самовоспитания ребенка, то есть обеспечивание таких условий, чтобы дать ребенку выбор, ориентируя на морально-нравственные ценности.

7. Трудовое воспитание необходимо, чтобы ребенок не паразитировал во взрослом возрасте – это и ответственность, и приобретаемые навыки.

Популярными идеи Льва Семеновича стали в 60-е гг. XX в., во время расцвета советской педагогики. На идеях Льва Семеновича Выготского построено много современных методик. Сегодня Л. С. Выготский – самый цитируемый детский психолог.

66 показов
958958 открытий
Начать дискуссию