Как стать успешным предпринимателем в условиях современной экономики, если ты студент?

Как стать успешным предпринимателем в условиях современной экономики, если ты студент?

ПРЕДЫСТОРИЯ

С 2019 года ГУУ занимается проектным обучением, но только в 2022 году успешный результат подразделения УАПиПО (Управление акселерационных программ и проектного обучения) стал доступен и очевиден для всех участников этого рынка.

Спойлер: в 2022 году прирост проектов составил более 800% по отношению к 2021 году, более 200 проектов попали на витрину проектов ГУУ на платформе BusinessChain; победители уже начали получать инвестиции и побеждать на всероссийских конкурсах и акселераторах.

Давайте вернемся к задаче, в рамках которой стало возможно совершить прорыв – организовать реальную связку вузов и бизнеса. Задача не нова - над ней уже более 60 лет работают как сами вузы и бизнес, так и государство, которое оказывает поддержку - как финансовую, так и административную.

Законодательные предпосылки:

1. Концепция Университета 3.0

2. Приоритет 2030

3. Кадры для цифровой экономики

4. Стратегия 2030

О чем говорят эти документы? Все данные программы можно объединить под одним лозунгом: «Предпринимательство, вперед!». Как заявляет Wikipedia, «предприниматель – это человек, который осуществляет предпринимательскую деятельность», но я бы описал это словами Жана-Батиста Сэя: «антрепренёр, перебрасывающий экономические ресурсы из сферы малой продуктивности в сферу большой продуктивности и пожинающий плоды». Под предпринимательскими компетенциями будем понимать не только бизнес-компетенции, а, в первую очередь, способность генерировать, апробировать и развивать различные идеи.

ПРИЧИНЫ образовательной революции в РФ:

1. Содержать вузы государству становится очень дорого.

2. Есть очевидные лидеры в стране и регионах, что существенно уменьшает конкурентную борьбу, а как следствие, теряется мотивация к противостоянию.

3. Кадровый голод почти по всем направлениям. К примеру, один региональный вуз выпускает по 100 узкоспециализированных инженеров в год, чего вполне достаточно для поддержания, например, нефтегазовой отрасли, но 50 из этих инженеров после выпуска или во время учебы устраиваются в Delivery Club, МсDonald’s, продавцами в ритейловые сети для обеспечения своей жизни, так как зарплата на местах в первые годы работы может быть существенно ниже. А теперь представьте себе проблему в масштабах страны.

4. Необходимость в развитии отечественного производства.

5. Потому что предпринимательство – это круто и интересно, что нам доказала Кремниевая долина в коллаборации с Калифорнийским технологическим, Стэнфордским и несколькими другими университетами своим личным примером.

РЕШЕНИЕ

ШАГ Первый

В 2020 году исполняющий обязанности ректора ГУУ Троицкий Александр Витальевич принял решение о старте реструктуризации подразделения, отвечающего за проектное обучение, и переходе на «цифру». Тогда совместно с Лабораторией ИПИ (институционального проектного инжиниринга) началось внедрение трех платформ, которые делали процесс акселерации проектов более прозрачным и понятным, как тогда казалось, но на деле возникало множество подводных камней, о которых я и расскажу подробнее, а также о методах решения, которые сработали в нашем вузе. В первую очередь, я хочу обратить внимание, что любое программное обеспечение отвечает за несколько вещей: 1. Автоматизация процессов (минимизация человеческого участия в выполнении определенных действий). 2. Создание цифрового следа, то есть сохранение ключевой информации – результата деятельности, динамики, статистики и многих других полезных данных. 3. Отчетность по данным. То есть, чтобы программное обеспечение работало хорошо, нужно очень хорошо продуманное ТЗ, которое большинство не может прописать с самого начала, так как процессы не отлажены, даже если это понятный и конкурентный бизнес. Так вот, у Лаборатории ИПИ были наработки, которые они использовали для себя как для инвесторов по оценке проектов. Именно эту методологию мы взяли за основу и начали адаптировать под свой вуз.

ШАГ 2. Согласование концепции и внутренние противоречия.

Когда мы начали процесс внедрения новой системы, которая обеспечит связку вузов и бизнеса, то столкнулись с рядом проблем:

1. Преподаватели против глобальных изменений.

2. Технари не понимают гуманитариев, инвесторы не понимают стартаперов, и наоборот.

3. Аналогичных систем и внедрений на территории всей РФ нет, а значит, нам не у кого было «списать» или перенять опыт.

Почему преподаватели против и при чем тут концепция? Концепция создания вуза нового поколения требует существенных изменений не только в мышлении, но и в обычных человеческих процессах. Например, преподаватель имеет аудиторную нагрузку в 900 часов, в рамках которых он читает лекции, ведет семинары, что ему очень нравится, ведь он работает так уже более 5/10/20/30… лет. Новая модель подразумевала включение одного дня в неделю на проектную работу для всего вуза, а это значило, что в этот день все занимаются только проектной работой, что, в свою очередь, привело к реструктуризации аудиторной нагрузки, новые часы необходимо было вести совсем иначе, работая со студентами над их идеями и проектами. Вот так банально мы столкнулись с проблемой, которая тогда совсем не казалось очевидной, а бывшие «союзники» стали резкими противниками новой модели. Решился вопрос очень простым документом – о системе мотивации ППС (профессорско-преподавательского состава) вуза, где они могли бы получить дополнительное финансирование и мотивацию. Если коротко, то была введена система баллов для ППС в вузе, которые занимаются проектным обучением. Теперь противники новой модели превращаются в ее явных сторонников.

Переходим к вопросу №2. Почему технари не понимают гуманитариев? Ответом на этот вопрос стала очевидная вещь – различные программы образования прививают различные ценности для студентов, например, для технического специалиста всегда имеется определенное количество решений, чего требует логика программирования, инфраструктурных проектов, так как количество ресурсов и возможностей ограничено техническими возможностями. Гуманитарии же на одну проблему могут найти бесконечное количество решений, из которых большинство окажется непригодными по причине утопической модели, а знаний у них для проверки технических возможностей не хватает, отсюда и проблема в коммуникациях. Как решили в вузе? Технических специалистов стали учить основам стартапа, гуманитариев - основам управления производством/проектами.

Аналогичную проблему мы увидели в общении студенческих команд, которые опасаются, что их идею украдут, и инвесторов, которые хотели полноценный бизнес-план. Мы увидели проблему в общении и путем выстраивания треков (логически последовательных мероприятий) решили научить студенческие команды правильно обосновывать идею, что позволило инвестору получить необходимую для него информацию с помощью платформы BusinessChain. О треках и их содержании расскажу немного позже.

Шаг 3. УАПиПО

Для получившейся инфраструктуры необходима была выстроенная система, которая сможет на себя взять оперативное и стратегическое управление. Так в ГУУ появилась новая структура - УАПиПО (Управление акселерационных программ и проектного обучения), которая включает в себя Проектный офис, Центр проектного менторства, Бизнес-акселератор и проектные лаборатории. Проектный офис отвечает за полный цикл проектного обучения как студентов, так и преподавателей и научных сотрудников, а также за сами программы обучения. Сделав проектную деятельность в вузе неотъемлемой частью обучения, мы сгенерируем огромное количество проектов (тысячи), которыми необходимо управлять. Мы запустили программу повышения квалификации «Менторская поддержка студенческих проектов», которую прошло более 300 сотрудников вуза. Так вуз получил более 300 трекеров, которые будут постоянно повышать квалификацию за счет активной проектной работы и смогут его подтверждать реальными результатами.

Центр проектного менторства отвечает за получение задач от бизнеса, а также сообщества экспертов для верификации проектов и наставничества.

Бизнес-акселератор отвечает за упаковку проектов под инвесторов и подготовку питч-сессий для всего вуза.

Также у вуза имеется хорошая инфраструктура для реализации проектных дней – от оборудованного бизнес-центра до нескольких научных лабораторий.

На этом этапе было принято решение о готовности инфраструктуры. Как это все проверить и понять, насколько хорошо это работает? Устроить конкурс проектов внутри вуза с привлечением внешних экспертов!

Результат:

Апрель, 2021 год – Конкурс проектов. В финал попали 44 проекта из 60 проектов, когда система только запускалась (бакалавриат).

Апрель, 2022 год – Конкурс проектов. В финал попали почти столько же, порядка 45 проектов, но из 770!!! (бакалавриат)

Каждый проект прошел все мероприятия на треке, где описывалась и обосновывалась идея, разбиралась целевая аудитория и аудитория потребителей. Для успешного завершения трека была обязательна отраслевая внешняя экспертиза (внешняя = осуществляемая не сотрудниками вуза).

Методология

Начну с того, что для начала работы с таким объемом проектов стоит сделать акцент на ППС, так как именно им приходится генерировать и двигать проекты, а для этого необходимы компетенции. Мы для повышения квалификации преподавателей составили совместно с Лабораторией ИПИ 8 методических рекомендаций, приложили к ним более 25 видеороликов, а задания разместили на платформе BusinessChain.

О треках для бакалавриата я расскажу в следующей статье в рамках статьи о конкурсах. Заключительной третьей частью станет статья о дальнейших планах!

Идея акселерации в России не нова, но мы точно одни из первых государственных организаций, которые начали работать с проектами от уровня идеи до доведения этих проектов до раундов инвестиций! И это только начало!

Продолжение следует!!!

Начать дискуссию