Как с помощью бутерброда рассказать школьникам про работу аналитиков и разработчиков

Как с помощью бутерброда рассказать школьникам про работу аналитиков и разработчиков

Уже год мы проводим мастер-классы для школьников в своем офисе. Не только показываем красивое, но и предлагаем примерить на себя профессии айтишников. Расскажу, зачем нам это нужно и как даже небольшая компания со сложным продуктом может взаимодействовать с детьми.

Я работаю в российской IT-компании HFLabs. Занимаемся разработкой программного обеспечения, всего у нас около 100 сотрудников. Первый визит школьников в наш офис получился почти случайно, а дальше мы поняли, что нам нравится делиться знаниями, рассказывать об IT в целом и своей работе в частности. К тому моменту мы несколько раз провели курс по клиентским данным для взрослых, и детские программы стали логичным продолжением образовательного направления. Пока мы работали только с организованными группами (дети из одного класса или школы), но этим летом планируем провести первые сборные мастер-классы.

Да, у нас нет тысяч сотрудников, ресурсы не позволяют создать свою IT-школу или другой масштабный проект. С большими компаниями, которые могут долго водить детей по своему офису, показывать лаборатории и другие штуки с WOW-эффектом, конкурировать мы не можем. Офис у нас красивый и уютный, но небольшой. Поэтому мы сразу сделали ставку на интерактив и образовательную составляющую.

Для младших и старших школьников придумали разные программы. Первым рассказываем про персональные данные и то, чем занимается IT-компания. Для вторых делаем акцент на профориентации.

Кто придумывает всем дела? Делопроизводитель!

С младшеклассниками мы много общаемся. Например, рассуждаем о том, какие данные — персональные, для чего и где они нужны. Объясняем на простых примерах, как их используют крупные компании, – например, чтобы доставить пиццу по правильному адресу и именно тому, кто ее ждет. Мы создаем программы, которые помогают бизнесу обрабатывать клиентские базы, поэтому показываем образцы карточек клиентов и пробуем вместе с детьми найти в них ошибки. Например, вот так:

Как с помощью бутерброда рассказать школьникам про работу аналитиков и разработчиков

Затем рассказываем обо всех профессиях, которые есть в IT-компании. Вместе с детьми разбираемся, кто чем занимается. Иногда ребята высказывают забавные предположения. Например, что делопроизводитель – это тот, кто придумывает всем дела, а аккаунт-менеджер — тот, кто отвечает за твой аккаунт в компьютерной игре. А еще многие хотят быть техническим директором, потому что он «ничего не делает, но всем говорит, как правильно» (Никита, привет!).

После того, как все обсудили, гуляем по офису, заходим в кабинеты и едим пиццу. Фидбек от учителей примерно такой: здорово, что дети узнают про профессии, о которых они никогда не слышали. Это развивает кругозор и отлично дополняет школьную программу. В конце концов не все дети до визита в HFLabs знают, что айтишник — это вовсе не хакер и не геймер!

«А ваш клиент точно не веган?»

Старшим школьникам после короткой вводной части о том, кто мы такие и чем занимаемся, предлагаем попробовать себя в роли аналитика, тестировщика и разработчика.

Идея игры в том, что есть робот, который понимает команды, но сам ничего не придумывает:

  • «Аналитикам» нужно написать на доске требования к приготовлению бутерброда. Для этого им приходится опросить «заказчика».
  • Команда «тестировщиков» проверяет, все ли учтено и задает уточняющие вопросы в духе «а ваш клиент точно не веган?», «бутерброд горячий, а духовка у вас есть?».
  • «Разработчики» прописывают алгоритм действий, затем идет еще один этап тестирования и… самое веселое – приготовление бутерброда по созданному алгоритму. Все учесть школьники не могут, поэтому «робот» (его роль выполняет кто-то из сотрудников) регулярно делает забавные ошибки. Например, иногда он вынужден намазывать масло на хлеб без использования ножа или брать целый батон вместо одного ломтика.
Как с помощью бутерброда рассказать школьникам про работу аналитиков и разработчиков

У ребят есть возможность пообщаться с IT-специалистами, задать вопросы о профессии. Да, к 15-16 годам многие из них в курсе, кто такие айтишники, но представление о конкретных специальностях часто ограниченное. И наша задача в том, чтобы его расширить.

«Грабли» и рекомендации

Безусловно, не обошлось без «граблей». Например, для 1-2 классов наша облегченная игровая программа все равно оказалась сложной. Дети понимали не все вопросы и больше интересовались пиццей, чем персональными данными. После этого мы решили брать только 3-4 классы, тем более что в школьной программе третьего класса по окружающему миру как раз есть раздел про профессии. И продолжаем думать над тем, как адаптировать программу для семи- и восьмилетних детей.

Довольно быстро мы поняли, что не стоит брать брать больше 12-14 школьников. Иначе будет сложно, шумно, и каждому ребенку достанется меньше внимания.

Первые детские программы были бесплатными. Но поскольку рабочее время сотрудников стоит денег, на новые мастер-классы мы продаем билеты. Это позволит компенсировать затраты на организацию и даст возможность развивать проект.

Если вдруг вы решите организовать детские программы в своем офисе, вот несколько рекомендаций из нашего опыта:

  • Предупредите всех, что в офисе будут дети. Мы обычно говорим коллегам, что не надо пугать и пугаться. Если некомфортно — в этот день можно поработать из дома.
  • Если школьники приезжают к вам на автобусе, — приготовьтесь отвечать на вопросы, есть ли парковка и где она находится.
  • Мелочей в подготовке не бывает: проверьте, достаточно ли у вас вешалок для одежды и стульев.
  • Если вы встречаете организованную группу, заранее поговорите с педагогом о том, что он ждет от визита. На первом этапе такие вопросы помогут вам лучше понять интересы аудитории.
  • Учитывайте, что все будет не так быстро, как поначалу представляется. На то, чтобы всем раздеться, помыть руки, пройти по офису, понадобится больше времени, чем вы думали.
  • Оставьте время для неформального общения детей с сотрудниками. Во время мастер-класса школьники могут стесняться или не успевать задать все вопросы. А когда приносят пиццу, можно спокойно все обсудить.
  • Кстати, об угощении. В пост мы заказали овощную пиццу с баклажанами, но никто из детей к ней не притронулся. Вывод — лучше выбирать привычные школьникам варианты. Никаких изысков:)
  • Обязательно предусмотрите для детей небольшие подарки. Чтобы младшим школьникам было интересней, за правильные ответы мы даем звездочки. Тот, кто соберет больше всех, получает еще и особенный приз.
  • Будьте готовы к тому, что в школьной группе всегда найдется тот, кому ничего не хочется и мало что интересно. Таких детей можно пытаться мягко вовлечь в разговор, но если они противятся — лучше не настаивать.

Если интересен наш опыт, готова обсудить. Будет здорово пообщаться с теми, кто организует подобные программы, особенно в небольших компаниях.

29
8 комментариев

Наконец- то детей пытаются заинтересовать,а не просто заставить и рассказывают действительно полезные вещи

2
Ответить

классная идея, правильный подход к детям, больше вероятности, что из этого что-то получится

2
Ответить

Как попасть в кам на мастеркласс?

1
Ответить

Очень крутая инициатива 🤍

1
Ответить

Жалко, что когда я была ребёнком подобных мастер-классов не было. Было бы как-то проще выбрать чем я хочу заниматься.

1
Ответить

Сорри за оффтоп, пришла идея заголовка для статьи: «Как с помощью пиццы рассказать школьникам про основы распила денег чиновниками»

1
Ответить