​Система образования как основа для кадрового суверенитета. Какие изменения ей нужны?

От российской системы образования и вузов сегодня ждут, что они смогут оперативно среагировать на меняющиеся условия и будут максимально быстро и эффективно готовить кадры под потребности экономики. Какой вклад вузы могут внести в обеспечение кадрового и технологического суверенитета страны, уже совсем скоро, на интенсиве «Архипелаг 2022», обсудят участники программы и по итогам представят соответствующие предложения. А пока мы поговорили с экспертами Университета 2035 о том, какие модели образовательной деятельности вузам стоит взять на вооружение прямо сейчас.

Интенсив "Архипелаг 2121", Великий Новгород, 2021
Интенсив "Архипелаг 2121", Великий Новгород, 2021

Екатерина Любимова, проректор Университета 2035 по образованию:

Перед Россией стоит задача обеспечения технологического и кадрового суверенитета. Необходим гибкий подход к срокам обучения, поскольку технологии сегодня меняются гораздо быстрее, чем учебные планы.

Есть несколько критериев, которые необходимо учесть при построении эффективной образовательной системы. Первый – это сокращение периода обучения. Новые компетенции необходимо давать быстро, исходя из меняющихся требований рынка. Второй критерий касается расширения спектра профессиональной переподготовки. Возникают новые профессии, требования к цифровым навыкам, появляются новые технологии – переподготовка сегодня требуется уже через 5 лет после того, как специалист защитил диплом. Это объективная реальность, парадигма «один диплом на всю жизнь» несколько устарела. Следующий элемент – персонифицированное обучение с вниманием к конкретным индивидуальным качествам человека. Речь идет о так называемой массовой уникальности, когда у обучающихся есть фундаментальная база, но затем они добирают компетенции под свои индивидуальные задачи и интересы, массово становясь специалистами с уникальным набором компетенций. Над реализацией персонифицированного обучения Университет 2035 сегодня работает в партнерстве с ведущими российскими вузами.

И последний критерий – ориентир на работодателей и наши суверенные технологии, которые необходимо включать в образовательный процесс в качестве отдельных модулей. Необходимо, чтобы образовательный процесс менялся с учетом указанных критериев».

Андрей Комиссаров, руководитель дирекции сервисов Развития на основе данных Университета 2035:

«Нам, как стране, сейчас очень важно поддерживать максимально практикоориентированное и деятельностное обучение специалистов в критически важных областях, например, в микроэлектронике. Кроме того важно готовить инженерные команды».

Олег Сулименко, проректор Университета 2035 по учебной работе:

«В образовательный процесс следует интегрировать проектную деятельность студентов, использовать системные решения по командообразованию, выявлению и акселерации студенческих инициатив с использованием инструментов проектной деятельности. Следует развивать мягкие навыки дополнительно к профессиональным компетенциям.

Для диверсификации компетенций профессорско-преподавательского состава следует привлечь их к участию в системе технологического предпринимательства в качестве проектных наставников и экспертов, предварительно обучив их.

Для подготовки специалистов, понимающих запросы рынка труда, специфику компаний, стоит использовать в образовательном процессе формат сотрудничества студенческой команды с индустриальным партнером, а также предусмотреть возможность выбора тематического направления для развития технологического проекта в логике рынков НТИ с привлечением отраслевой экспертизы и индустриальных партнёров.

Наконец, целесообразно увеличить количество площадок и участвующих студенческих команд в региональных и федеральных демоднях с участием инвесторов, бизнеса и представителей институтов поддержки».

Василий Третьяков, советник ректора Университета 2035:

«Сегодня необходимо выстраивать систему образования таким образом, чтобы она опережала образовательные системы в других странах. И опираться здесь можно на цифровизацию образования, на сетевую связанность, которые позволяют выйти на новый уровень персонализации обучения и более точное попадании в сегодняшние и будущие потребности экономики.

Решением может стать образовательная модель, в которой фундаментальная часть финансируется государством, а профессиональная подготовка сочетает государственное финансирование и привлечение частных средств, в том числе по модели ISA (income shared agreement). Первая часть подготовки включает фундаментальные знания, знания в области естественных наук, истории, становление личности. С точки зрения экономики это долгая инвестиция, поэтому она может финансироваться государством.

Вторая часть – это профессиональная подготовка к определенным видам деятельности и она может и должна быть персонализирована, она может финансироваться из разных источников. Сегодня в образовательной системе есть масса примеров, когда за подготовку под определенный набор технологий берутся будущие работодатели. И они вкладываются в образование конкретного специалиста или группу студентов наряду с государством. Есть ситуации, когда обучающийся параллельно с завершением программы высшего образования берет дополнительные программы и получает там образование гораздо быстрее и эффективнее, что позволяет ему рассчитывать сразу на более высокий уровень дохода.

Траектория обучающегося может быть следующей: на первых курсах он проходит обучение на модулях и дисциплинах, которые связаны с фундаментальной подготовкой. Параллельно, учащийся получает предложения о финансировании или от бизнеса, или от инвесторов, заинтересованных в дальнейшем трудоустройстве и возмещении расходов на подготовку специалиста с прибылью, или государства, которое заинтересовано в подготовке кадров, пока не востребованных на рынке труда, но необходимых для задач технологического развития страны. Эти предложения для каждого студента будут определяться его текущими достижениями, его цифровым профилем, степенью уверенности работодателей, инвесторов, государства в перспективности вложений в развитие конкретного человека.

Используя эти источники, человек выбирает траекторию, которая подходит именно ему. Она необязательно четко зафиксирована по срокам обучения и требованиям ФГОСов конкретных направлений. Эта траектория может быть построена на совмещении интересов человека, бизнеса и государства. Она может быть междисциплинарной, тонко и быстро реагировать на потребности текущего рынка труда и трендов развития технологий и экономики. Разные игроки смогут конкурировать за человека. И самое интересное, что человек предложения о своем развитии в этой модели может получать неограниченное число раз в жизни, постоянно развивая свои компетенции».

22
Начать дискуссию