Инфобизнес & EdTech. Один ли шаг от хард-скиллов до инфомошенничества?
Инфобизнес — это «инфоцыганство» с распиаренными «марафонами желаний», тренингами по «успешному успеху» и формулами счастья. А EdTech — это отдельный сегмент дополнительного образования с прокачкой конкретных навыков и видимым результатом? Всё ли именно так? Где проходит та самая грань и чем отличаются данные сегменты?
Интересный опыт обсуждения весьма тонких и одновременно сложных вопросов прошел на сессии ММСО-2022 под названием «EdTech vs инфобизнес», где присутствовали представители EdTech-рынка, инфобизнеса и корпоративного образования.
Какие выделили основные различия?
Судя по выводам, сделанным основательницей агентства Smart Ranking Дарьей Рыжковой, разница между инфобизнесом и EdTech в следующем:
- Объём доходов. Сегмент инфобизнеса, по словам эксперта, как правило, зарабатывает больше, чем EdTech-платформы.
- Тематика обучения. В EdTech среди самых популярных направлений — обучение цифровым профессиям, а в инфобизнесе это чаще всего прикладные навыки по типу рисования или освоения маркетплейсов, а также развитие софт-скиллов и других направлений в психологии, вплоть до эзотерики.
- Гибкость. Дарья Рыжкова отметила, что инфобизнес быстрее реагирует на запросы аудитории и изменение трендов. Например, он начал предлагать бизнес-образование гораздо раньше, чем это сделал EdTech.
- Индивидуализация. Здесь преимущество прослеживается за рынком EdTech, так как гиганты онлайн-образования могут собирать множество данных о поведении и опыте учеников, и далее адаптировать обучающие программы более персонально, тем самым улучшив образовательный процесс.
Если вы это делаете с помощью технологий и занимаетесь обучением, то кажется, что вы EdTech. Если вы продаёте информацию и доступ к ней, то вы инфобизнес.
А как обстоит вопрос с измерением результата обучения?
В связи с тем, что инфобизнес сфокусирован в основном на тех направлениях, где конкретный результат измерить сложно, а иногда вообще невозможно следующий спикер отметил:
С софт-скиллами — это моя любимая история. <…> Померить уровень владения софт-скиллами объективно — это практически нерешаемая задача. Есть в [корпоративном секторе] некие подходы к этим штукам. Они крайне сомнительны в 99% случаев. Так или иначе, инфобиз поэтому и фокусируется на этих штуках, что там результат померить сложно. Можно сказать: „У нас вообще 100% результат, всё работает“. Как посмотреть. С EdTech и с образовательными технологиями всё в этом отношении проще. <…> В профессиональной сфере ты не обладал ничем, а сейчас пошёл и зарабатываешь вполне конкретные деньги. У тебя появились навыки, которые ты монетизируешь.
Михаил Свердлов подчеркнул, что если проводить границу между образованием и инфобизнесом в зависимости от ответственности за результат, то многие вузы тоже можно зачистить в ряды инфобиза, так так вуз зачастую даёт лишь доступ к лекциям преподавателей, по аналогии, как инфобиз продает информацию. При этом за образовательный результат ответственности никто не несёт.
Василий Алексеев, генеральный директор «Like Центра», считает, что утверждать, будто в EdTech «понятный» результат, а в инфобизнесе — «непонятный», неверно. Так как не всегда можно измерить результат обучения по трудоустройству ученика. Так, например, он (ученик) может выучиться на дизайнера в качестве хобби, а на бизнес-обучение пойти для развития предпринимательского мышления. И если EdTech делает упор на прикладные навыки, то инфобизнес как раз моет помочь монетизировать их.
Так же был поднят вопрос об обучении и результатах учеников в нашумевшем «Like Центре». Со слов Алексеева, их можно измерить двумя способами:
1. Достигает ли ученик целевых финансовых показателей?
2. Уровень удовлетворённости программой. Этот показатель в первую очередь важен для оценки результата тех 70% студентов, которые пока не определились, хотят ли они заниматься предпринимательством.
Дарья Рыжкова заметила, что как раз удовлетворённость может стать ключевым результатом в инфобизнесе:
«Если по итогу обучения человек решил, что не зря потратил время и деньги, значит, он хорошо поучился».
Какое будущее у инфобиза и EdTech?
Владимир Алёшин отметил, что, с одной стороны, ожидает большего масштабирования, а с другой — ориентир на ценности и качество образования.
По мнению Василия Алексеева, EdTech будет развиваться в профессиональном обучении высококвалифицированных специалистов и станет скорее бутиковым сегментом, с большим чеком и высокой погружённостью в обучение. А инфобизнес займёт более массовую нишу обучения с нуля и профориентации.
В этом году будет такой челлендж, потому что понятно, что оба рынка сокращаются. Мне кажется, что мы можем рассчитывать на то, что в обеих отраслях это будет история про увеличение качества, когда рынок сокращается, когда маркетинг так сильно пострадал. И тем и другим придётся углубиться в то, чтобы продукт был таким, как надо.
Ввиду того, что на текущий момент инфобизнес в основном не обучает с нуля, а только развивает уже накопленные навыки, Михаил Свердлов подчеркнул:
«Если инфобиз будет продолжать в том же духе, с которым он шёл изначально, что вот есть классный спикер, эксперт в чём-то, и всё, то у нас будет огромное количество неквалифицированных людей. Это то же самое, что сейчас выходит из многих онлайн-школ. [Выпускников] потом не возьмут на работу, потому что они не соответствуют базовым требованиям. Почему они не соответствуют? Потому что компании не удосужились сходить на рынок и понять, какие есть потребности. Они учат, как им кажется. Это основная проблема».
Все эти финансовые курсы, марафон и подобное обман в чистом виде. Нельзя человек научить по взмаху волшебной палочки получать деньги, желательно из воздуха.
Да к примеру можно научить человека кликать мышкой в биржевом терминале, но вот когда кликать тут явно не получиться.