Инфобизнес & EdTech. Один ли шаг от хард-скиллов до инфомошенничества?

Инфобизнес — это «инфоцыганство» с распиаренными «марафонами желаний», тренингами по «успешному успеху» и формулами счастья. А EdTech — это отдельный сегмент дополнительного образования с прокачкой конкретных навыков и видимым результатом? Всё ли именно так? Где проходит та самая грань и чем отличаются данные сегменты?

Инфобизнес & EdTech. Один ли шаг от хард-скиллов до инфомошенничества?

Интересный опыт обсуждения весьма тонких и одновременно сложных вопросов прошел на сессии ММСО-2022 под названием «EdTech vs инфобизнес», где присутствовали представители EdTech-рынка, инфобизнеса и корпоративного образования.

Какие выделили основные различия?

Судя по выводам, сделанным основательницей агентства Smart Ranking Дарьей Рыжковой, разница между инфобизнесом и EdTech в следующем:

  • Объём доходов. Сегмент инфобизнеса, по словам эксперта, как правило, зарабатывает больше, чем EdTech-платформы.
  • Тематика обучения. В EdTech среди самых популярных направлений — обучение цифровым профессиям, а в инфобизнесе это чаще всего прикладные навыки по типу рисования или освоения маркетплейсов, а также развитие софт-скиллов и других направлений в психологии, вплоть до эзотерики.
  • Гибкость. Дарья Рыжкова отметила, что инфобизнес быстрее реагирует на запросы аудитории и изменение трендов. Например, он начал предлагать бизнес-образование гораздо раньше, чем это сделал EdTech.
  • Индивидуализация. Здесь преимущество прослеживается за рынком EdTech, так как гиганты онлайн-образования могут собирать множество данных о поведении и опыте учеников, и далее адаптировать обучающие программы более персонально, тем самым улучшив образовательный процесс.

Если вы это делаете с помощью технологий и занимаетесь обучением, то кажется, что вы EdTech. Если вы продаёте информацию и доступ к ней, то вы инфобизнес.

Михаил Свердлов, экс-директор по развитию бизнеса Skypro, куратор сообщества «Образование» «Яндекс.Кью» и автор Telegram-канала «Образование, которое мы заслужили»

А как обстоит вопрос с измерением результата обучения?

В связи с тем, что инфобизнес сфокусирован в основном на тех направлениях, где конкретный результат измерить сложно, а иногда вообще невозможно следующий спикер отметил:

С софт-скиллами — это моя любимая история. <…> Померить уровень владения софт-скиллами объективно — это практически нерешаемая задача. Есть в [корпоративном секторе] некие подходы к этим штукам. Они крайне сомнительны в 99% случаев. Так или иначе, инфобиз поэтому и фокусируется на этих штуках, что там результат померить сложно. Можно сказать: „У нас вообще 100% результат, всё работает“. Как посмотреть. С EdTech и с образовательными технологиями всё в этом отношении проще. <…> В профессиональной сфере ты не обладал ничем, а сейчас пошёл и зарабатываешь вполне конкретные деньги. У тебя появились навыки, которые ты монетизируешь.

Владимир Алёшин, Директор по продукту сервиса Ventra Go!

Михаил Свердлов подчеркнул, что если проводить границу между образованием и инфобизнесом в зависимости от ответственности за результат, то многие вузы тоже можно зачистить в ряды инфобиза, так так вуз зачастую даёт лишь доступ к лекциям преподавателей, по аналогии, как инфобиз продает информацию. При этом за образовательный результат ответственности никто не несёт.

Василий Алексеев, генеральный директор «Like Центра», считает, что утверждать, будто в EdTech «понятный» результат, а в инфобизнесе — «непонятный», неверно. Так как не всегда можно измерить результат обучения по трудоустройству ученика. Так, например, он (ученик) может выучиться на дизайнера в качестве хобби, а на бизнес-обучение пойти для развития предпринимательского мышления. И если EdTech делает упор на прикладные навыки, то инфобизнес как раз моет помочь монетизировать их.

Так же был поднят вопрос об обучении и результатах учеников в нашумевшем «Like Центре». Со слов Алексеева, их можно измерить двумя способами:

1. Достигает ли ученик целевых финансовых показателей?

2. Уровень удовлетворённости программой. Этот показатель в первую очередь важен для оценки результата тех 70% студентов, которые пока не определились, хотят ли они заниматься предпринимательством.

Дарья Рыжкова заметила, что как раз удовлетворённость может стать ключевым результатом в инфобизнесе:

«Если по итогу обучения человек решил, что не зря потратил время и деньги, значит, он хорошо поучился».

Какое будущее у инфобиза и EdTech?

Владимир Алёшин отметил, что, с одной стороны, ожидает большего масштабирования, а с другой — ориентир на ценности и качество образования.

По мнению Василия Алексеева, EdTech будет развиваться в профессиональном обучении высококвалифицированных специалистов и станет скорее бутиковым сегментом, с большим чеком и высокой погружённостью в обучение. А инфобизнес займёт более массовую нишу обучения с нуля и профориентации.

В этом году будет такой челлендж, потому что понятно, что оба рынка сокращаются. Мне кажется, что мы можем рассчитывать на то, что в обеих отраслях это будет история про увеличение качества, когда рынок сокращается, когда маркетинг так сильно пострадал. И тем и другим придётся углубиться в то, чтобы продукт был таким, как надо.

Дарья Рыжкова

, основательница агентства Smart Ranking

Ввиду того, что на текущий момент инфобизнес в основном не обучает с нуля, а только развивает уже накопленные навыки, Михаил Свердлов подчеркнул:

«Если инфобиз будет продолжать в том же духе, с которым он шёл изначально, что вот есть классный спикер, эксперт в чём-то, и всё, то у нас будет огромное количество неквалифицированных людей. Это то же самое, что сейчас выходит из многих онлайн-школ. [Выпускников] потом не возьмут на работу, потому что они не соответствуют базовым требованиям. Почему они не соответствуют? Потому что компании не удосужились сходить на рынок и понять, какие есть потребности. Они учат, как им кажется. Это основная проблема».

77
1 комментарий

Все эти финансовые курсы, марафон и подобное обман в чистом виде. Нельзя человек научить по взмаху волшебной палочки получать деньги, желательно из воздуха.
Да к примеру можно научить человека кликать мышкой в биржевом терминале, но вот когда кликать тут явно не получиться.

1