«Талант в мире распределен поровну, а возможности – нет». Что на #public_tech говорили про образовательные технологии

Марк Павлюковский (Piper) и Федор Катруха (MEL Science)
Марк Павлюковский (Piper) и Федор Катруха (MEL Science)

Один из главных вопросов, который стоит перед современным обществом в условиях четвертой промышленной революции, – это то, как равномерно адаптировать население планеты к технологиям. Как подготовить детей к быстроменяющимся условиям цифрового будущего – мысль, пугающая многих родителей.

Неравное распределение благ и ресурсов, неравный доступ к информации и прорывным технологиям – основные препятствия на этом пути. В борьбе с ними обещает помочь стремительно развивающийся рынок EdTech. И в том числе такие образовательные проекты для детей, как, например, MEL Sсience и Piper.

На конференции Machine Teaching, организованной венчурный фондом Sistema_VC, Федор Катруха, директор по маркетингу MEL Sсience, поговорил с Марком Павлюковским, основателем Piper, о продвижении edtech-стартапов на глобальном рынке и будущем технологий в образовании.

«Талант в мире распределен поровну, а возможности – нет». Что на #public_tech говорили про образовательные технологии

Федор: Марк, расскажи, пожалуйста, с чего начинался Piper и какая большая идея легла в основу проекта?

Марк: Наша компания делает продукты для детей: компьютеры-конструкторы, которые дети сами собирают, и таким образом обучаются программированию, науке, инженерным разработкам, играя в Minecraft. Наш набор помогает создавать контроллеры, сенсоры и другую электронику через игру. За последние три года мы подняли более 2 млн долларов, появились во всех популярных бизнес-СМИ, выиграли много разных наград, и были вместе с Lego номинированы как игрушка года.

Я родился в Украине, переехал в Америку, когда мне было 9 лет. Все время казалось, что мне не очень повезло: я никогда не считал себя талантливым и умным и не думал, что у меня было много возможностей в Америке, которых не было бы в Украине.

Я поступил учиться. В какой-то момент я понял, что талант в мире распределен поровну, а вот возможности - нет, и мне хотелось как-то помочь реализовать свой талант и потенциал тем, у кого таких возможностей немного. Я учил биологию, мама очень хотела, чтобы я стал доктором, занимался исследованиями, но мне казалось, что все это далеко от настоящих дел. И я решил использовать свои знания в области биологии, чтобы делать что-то большее, заняться детской профилактикой инфекционных заболеваний в Африке.

Я создал программу обучения, которую дети проходили, играя в игры, и поехал с ней в Гану. Там я целое лето занимался работой с детьми, но так вышло, что заболел малярией сам. Чуть не умер, но меня вовремя отправили в больницу. После этого случая я начал изучать программирование, хотелось сделать что-то значительное для современного мира.

В это же время я узнал про компьютерный чип Raspberry Pi, который вышел в 2012 году. Это был микрочип стоимостью $25 и размером с кредитную карточку. Сейчас самая последняя версия этого микрочипа стоит 5 долларов и помещается даже на моем брелоке. Меня захватила идея сделать компьютер-конструктор, если бы у меня был такой в свое время, я бы, наверное, предпочел его Lego.

Мне хотелось, чтобы дети создавали, становились изобретателями, чтобы они могли собирать компьютер и пользоваться им. Дети любят технологии, они играют в игры и управляют смартфонами, лучше чем мы. Мы хотели, чтобы дети понимали, как работают технологии, чтобы они научились создавать с ее помощью.

Сначала Piper был похож на бомбу, в самолет с ним не пустили бы (смеется). В наборе есть чип Raspberry Pi, экран, батарейка, мышка. Изначально идея заключалась в том, чтобы дети сами собирали компьютер-конструктор. Мы стали тестировать его в Индии и Африке.

Федор: Можешь поподробнее рассказать, почему Индия и Африка? Это нестандартный ход.

Марк: Нам хотелось помочь людям, у которых мало ресурсов.

Федор: То есть это продолжение твоей базовой идеи о распределении благ?

Марк: В этих странах очень много human capital. Девочкам и женщинам в Индии, например, не разрешают работать, они сидят дома. Это несправедливо. Мы подумали, что если обучить их программированию, они смогут так заработать. Но у нас, к сожалению, так ничего и не получилось - довольно трудно работать с Индией и Африкой.

Мы потратили пару месяцев на работу там: нашли спонсоров для первых 60 компьютеров и отправили их в разные города. Стали анализировать, что там происходит: в результате половина компьютеров не сработала, одни не понимали наших инструкций, другие не могли читать по-английски. В общем, мы столкнулись с большим количеством проблем. Тогда мы стали больше фокусироваться на американском и английском рынках.

Многие дети говорили нам о том, что им не нравится программирование, но им очень хочется играть в Minecraft. А мы не понимали, почему эта игра их так захватывает. Дети очень много времени проводили за компьютером, создавали массивные проекты, строили самолеты, города, могли заниматься этим неделями. Оказалось, эта игра стала такой популярной, потому что в ней очень просто что-то создавать: ставишь два коричневых кубика друг на друга, затем четыре зелёных - и вот у тебя уже есть дерево. Когда стандарт такой низкий, человек чувствует, что может что-то создать сам. И к этому процессу создания очень привыкаешь.

После этого мы решили совместить сборку компьютера в офлайне с игрой в Minecraft. Взяли AR-интерфейс, где можно строить в software, потом software помогает строить уже физически: на экране отображаются фотодиоды, которые по-настоящему мигают. Если сначала у ребенка вообще нет контроллера, на видео в Minecraft появляется схема, по которой ребенок его может собрать. Мы протестировали эту идею, она нам очень понравилась. В принципе сейчас главная идея Piper в том, что сначала ты учишься базовым навыкам программирования с помощью сбора разных сенсоров, кнопочек, а потом начинаешь более традиционное текстовое программирование. Всегда интересно смотреть на прогресс.

С марта 2014 года мы делали разные демоверсии в школах, смотрели, как наша идея детям. Компьютер хотели делать из пластика, но для этого нужно было ехать в Китай. Поэтому сделали временную фанерную коробку с планом ее поменять, как только будет возможность. А сейчас это одно из наших главных UX-решений. Это чем-то похоже на опыт IKEA, где ты покупаешь мебель, которую сам собираешь, т.е. ты испытываешь некий эмоциональный контакт с объектом.

На сегодняшний день мы продали около 40 тысяч штук детям, родителям и школам. Большую часть компьютеров мы продаем на американском рынке. Один такой компьютер-конструктор стоит 299 долларов. В первый год Илон Маск приобрел восемь наших компьютеров. По его мнению, Piper - это самая лучшая игрушка, предназначенная для обучения детей креативному мышлению.

Федор: По поводу выбора рынка: мы поняли, что вы начинали с Индии и Африки. Но в итоге остановились на Англии и США. Если бы ты сейчас начинал проект, то сделал бы что-то по-другому?

Марк: Мы увидели спрос на продукт, которого в тот момент не было. Родители говорили, что их дети сильно зависимы от iPad`ов, что они больше не играют на улице, ничего не собирают руками, как это было раньше. В принципе с этим продуктом можно начинать экспансию в Китае. Думаю, для нас и других партнеров, тех, кто думает про рынок образования - это очень большие возможности.

«Талант в мире распределен поровну, а возможности – нет». Что на #public_tech говорили про образовательные технологии

Федор: Вы уже сделали какие-то первые шаги для проникновения на китайский edtech-рынок?

Марк: Мы только начинаем. Инвесторы у нас как раз из Китая. Мы продолжаем тестировать продукт, т.к. этот рынок существенно отличается от американского. Китайская публика сейчас понимает, что computer science и подобные технологические дисциплины очень важны.

Федор: Как вы начинали продавать, помимо Kickstarter. Что вы делаете сейчас?

Марк: Kickstarter позволил быстро начать продвижение. Это сильный канал, но его не так-то легко контролировать. Также использовали рекламу в Facebook и Google, Amazon - три стандартных инструмента, которые очень хорошо работают.

Федор: У нашего проекта MEL Science есть аудитория в США - это «хоумскулеры». Порядка 2 млн человек, которые находятся на домашнем обучении. Сейчас это около 20-30% наших подписчиков. Для нас это серьезная аудитория, при этом абсолютно неизвестная в России, характерная только для Штатов. Может быть, у вас есть подобный сегмент аудитории, который работает лучше всего, но при этом никому неизвестен здесь, в России?

Марк: Для нас это люди, которые работают в технологическом секторе. Часто это не инженеры, а люди, которые занимаются далеко не техническими вещами. Они, конечно, видят, как важно быть технически образованными, но при этом сами в теме не разбираются. Поэтому мы, в первую очередь, фокусируемся на понимании продукта ребенком.

Федор: Owl Ventures фигурируют среди инвесторов последнего раунда. Они, как правило, финансируют education-стартапы, но в их портфеле, вы, пожалуй, единственная компания, которая занимается не software, а hardware-продуктом. Насколько тяжело было привлекать инвесторов в hardware-проект? На что смотрят инвесторы?

Марк: Инвесторы хотят получить возврат инвестиций, часть из которых направлена на привнесение чего-то позитивного в этот мир. Owl Ventures обычно инвестируют в software-продукты, которые продаются в американских школах. Им очень понравился Piper. Первым инвестором проекта был фонд Larnabel Ventures, который сейчас помогает нам идти в школы и работать с ними. Они стабильно могут год за годом покупать разные продукты оптом.

Федор: Как у вас складывается работа со школами? Мы тоже стали активно продавать свои наборы в учебных заведениях. В абсолютных числах не очень много, но в относительных показали достаточно хороший темп роста.

Марк: Темп роста у нас не самый большой: в продажах варьируется от 10% до 20%. Основной источник роста - прямые продажи потребителям. Нам потребовался год, чтобы подготовить продукт для продажи в школах.

Продажи в школах в Америке особенно бюрократические. Учителя не могут просто купить продукт: им необходимо выходить на администраторов, которые заведуют районными школами. Только так можно понять, какой у них бюджет, на что он будет потрачен, а также доходчиво объяснить, как ваш продукт к этому причастен и почему им стоит выбрать вас.

Необходимо показывать учителям, как можно использовать компьютер в обучении, предоставлять им способ измерения понимания ребенком игры: экзамены, тесты, онлайн-отслеживание роста показателей учеников. Но для ребенка гораздо важнее тестов собственная уверенность. Дело в том, что через пять лет все эти технологии изменятся. Именно поэтому мы измеряем уровень уверенности: спрашиваем у детей до и после игры в Piper, например: “Насколько вы уверены, что можете запрограммировать этот сенсор?” С точки зрения науки это субъективно, но многим учителям подходит такая система оценки. Они отмечают рост уверенности детей, использующих наши компьютеры, от 20 до 50%. Думаю, это достижение.

Федор: Ты сказал, что через 5 лет технологии изменятся. Как изменится Piper, куда вы движетесь? Какие новые продукты вы планируете запускать в ближайшем будущем?

Марк: В наших планах сделать продукт для более раннего или для старшего возраста. Сейчас он предназначен для детей 7-12 лет. Также мы хотим разработать продукт, который не только научит программированию, но и 3D-печати. Схема следующая: ребенок создает что-то в Minecraft, потом печатает и использует комплексные языки программирования, включая роботов, дроны и т.д. На этот год намечен запуск новых продуктов с углублением в программирование. Скоро у Piper появится клавиатура, большой экран, а также добавится текстовое программирование, которого сейчас нет.

66
Начать дискуссию