Продуктовый подход в образовании. Что такое продуктовый подход и как он помогает создавать качественные курсы для людей?

Продуктовый подход в образовании. Что такое продуктовый подход и как он помогает создавать качественные курсы для людей?

Что такое продуктовый подход?

Термин «продукт» вне контекста гастрономии в последние 5 лет всё чаще стал встречаться в СМИ и в интернет-сообществах в отношении бизнеса, образования и других сфер жизни. Давайте разберёмся, какие значения есть у этого слова и что такое продуктовый подход.

Продукт — это решение бизнеса, созданное для выполнения задач потребителя и удовлетворения его потребностей. Отсюда следует, что продуктовый подход — связка бизнеса и потребителя через создание ценности. Идеальное соотношение цены и ценности — равенство, при котором клиент готов купить наш продукт по приемлемой цене.

Например, у вас есть желание выпить кофе в центре города пока ждёте друзей. Есть несколько вариантов развития событий:

- зайти в кофейню;

- выпить кофе в ближайшей столовой;

- не пить кофе.

Вы можете выбрать любой вариант, в каждом из них есть цена и ценность, которые вы соотносите со своим желанием.

Продукт имеет 3 составляющие: функциональную (как он фактически работает), социальную (как его воспринимают люди) и эмоциональную (какие чувства испытываются при фактическом использовании продукта) .

Также продуктовый подход — это процесс создания идей для бизнеса, которые нужны целевой аудитории и будут способны решать поступающие задачи. Суть продуктового подхода: объединение видения компании с желанием клиентов.

Непродуктовый подход — подход от решения, а не от задачи. «Сначала сделаем, а затем подумаем, кому, как и где это пригодится». Часто, это обречено на провал и слишком зависит от стечения обстоятельств.

Большие компании рождались и умирали из-за того, что «они знали, чего хотят клиенты». Так, компания Bosch и Honda для роста продаж совершенствовали газонокосилки, добавляя в них ручные настройки или автономные устройства. А пользователи их продукта не хотели каждую неделю стричь газон, при этом им было важно поддерживать аккуратность своего участка. Компания Monsanto, придерживаясь продуктового подхода, предложила решение: генетически модифицированную траву, которую никогда не нужно косить. И тем самым производители газонокосилок столкнулись с внезапной задачей вернуть своих клиентов, выбравших инновационное решение Monsanto.

Давайте пофантазируем: мы — молодая инновационная компания, которая хочет приумножить свое богатство. Мы решаем создать новый сервис для знакомств, поскольку НАМ КАЖЕТСЯ, что сервис будет востребован у молодых девушек 18-25 лет, это большая и активная целевая аудитория. Принимаемся за работу, нанимаем персонал и разработчиков, которые через 4 месяца показывают нам сервис. Восхищаемся тем, что получилось. Нанимаем менеджмент и маркетинг и вот — долгожданный старт продаж! Спустя 2 месяца работы понимаем, что продаж мало и нет притока уникальных посетителей сайта. Что мы упустили из виду?

Это был утрированный пример того, как многие продукты не заходят из-за того, что мы не выяснили:

- кто точно наш клиент;

- какие у него проблемы;

- какие у него барьеры;

- будет ли он за это платить;

- а почему будет платить именно нам

и т.д.

Продуктовый подход в образовании

Часто перед нами стоит выбор, какой курс создать, чтобы точно попасть в целевую аудиторию, удовлетворить еë потребности и задачи. Мы не можем создавать курсы по всем специальностям, которые нам самим нравятся. Как же определиться? Нам помогает продуктовый подход.

Для начала, мы ищем и формулируем большую идею продукта, то есть нечто неосязаемое, но привлекательное для нас, как для университета. Это, например, может быть одно из направлений трендов образования, как в России, так и в мире, поскольку мировой рынок образования живой и постоянно находится в поиске новых точек роста.

Из большой идеи мы стараемся собрать гипотезы о проблемах/потребностях той целевой аудитории, для которой мы хотели бы создать образовательный продукт в разных формах, стилях и форматах.

Далее мы составляем бэклог продукта, то есть описываем гипотезы и приоритезируем их. Такая тактика даёт нам преимущество, поскольку мы имеем выбор гипотез, они не ограничены, и мы вольны их выписывать и работать с ними вариативно.

Затем мы приступаем к качественным исследованиям, которые нам подтверждают или не подтверждают гипотезы.

Такой подход основан на цикле производства продукта. Как говорил Эрик Рис, американский предприниматель, пионер движения «Бережливый стартап»: «Создай — оцени — научись», — это позволяет нам проходить процесс создания курса с большей скоростью, экономя большие деньги.

Мы стараемся регулярно составлять гипотезы и проверять их на живых людях, для которых мы и создаём образовательные продукты, будь то курсы, консультации или мероприятия.

Продуктовый подход в Альтшу университете отличает клиентоцентричность и человекоцентричность. Мы не можем утверждать, что каждый клиент всегда прав, если разговор идёт об образовании. Подстроить курс абсолютно под всех невозможно. Но мы всегда ставим в приоритет цели конкретного человека, создаём для него среду, в которой он ещё до старта занятий сможет определить эти цели, соотнести с нашими ценностями и предложениями и получить в итоге свой максимум и по-настоящему ценный образовательный продукт.

Мы в образовании не только исследуем и создаём то, что нужно студенту, но и постоянно в рамках обучения шлифуем те преимущества, благодаря которым студенты доверяют нам свой старт или продолжение в образовательной траектории. Человекоцентричность позволяет нам не терять собственную идею и уникальность.

Основные выводы:

  • Суть продуктового подхода — нахождение и производство новых решений, создающих ценность для клиента.
  • Ценность — то, что создаёт преимущества для клиента.
  • Чтобы успешно продвигать и реализовывать свой товар или услугу, надо общаться с клиентами, учиться понимать их; принимать оплату, работать с возвратом товара, контролировать продукт/услугу на разных этапах.
  • Человекоцентричность — новый уровень клиентоцентричности.
  • Продуктовый подход в образовании позволяет подсчитать образовательные результаты и собрать данные более качественно. (Вопрос: что такое качественный образовательный продукт и по каким показателям это можно эффективно измерить? — стоит достаточно остро).
  • Продуктовый подход сохраняет динамику в рамках каждого курса: на основе метрик и других исследований продукт (курсы) постоянно улучшается. Мы задумываемся: Какая следующая стадия у каждого конкретного курса? Есть ли спрос? Что необходимо изменить?

Классическое образование было заточено на вертикальность взаимоотношений. А сейчас ценно выстраивать диалог и коммуникацию.

Создавая курсы в Альтшу университете, мы ищем «золотую середину», создаём собственную методику, в которой продуктовый подход не отрицает преимуществ, которые есть и в классической системе образования, и при этом усиливает наши курсы, делает их актуальными, востребованными и динамичными.

66
Начать дискуссию