Когда мы начинали, мы учились в Y Combinator в 2011 году. Тогда мы строили совсем не то, что делает Segment сейчас. Мы создавали инструмент для лекций, помогающий преподавателям получать обратную связь: что учащиеся думают среди урока.
Тогда мы подумали: «Ха, это прекрасная идея. Преподаватели иногда вещают по пять минут, теряют внимание класса, запутывают учеников, и все просто тратят время. Давайте решим их проблему».
Мы разработали продукт в течение лета и развернули его в Бостоне осенью. И всё это просто сломалось, так как пользователи заходили не в наш продукт, а в Facebook, на Youtube, в «Википедию». Оглядываясь назад, мы должны были предвидеть, что студенты будут так делать, если у них есть ноутбук на лекции, но мы не смотрели на это таким образом.
Начали искать новую идею, потому что мы только что подняли первоначальные инвестиции. Спросили себя: в чём проблемы нашего продукта для обучения? Одна из проблем заключалась в том, что мы не могли ответить на вопрос, как люди используют наш инструмент.
Не могли сказать, как именно используют этот инструмент в Гарварде или MIT, чем отличается его использование на уроках по антропологии и биологии. И поэтому мы снова переключились — всё ещё не на сегодняшний продукт Segment, а фактически на продукт, конкурирующий с Mixpanel или Amplitude.
Это был инструмент, позволявший группировать пользователей по различным правилам и разбивать их на сегменты, откуда и произошло название компании Segments. И после группировки можно было понять по этим данным, что делает самая активная часть клиентской базы.
Мы построили такую систему примерно за 15 месяцев. Всё это время мы раз за разом переделывали нашу бэкенд-архитектуру, выпускали релизы и пытались заполучить пользователей, однако наш инструмент никому не был нужен.
И вот, через 15 месяцев переехали обратно в район залива из Бостона, где прожили год, и мы пришли к инвесторам. И рассказали о нашей эпопее за прошедшие полтора года.
Когда мы закончили рассказ о проделанном, инвестор взял паузу, прогулялся туда-сюда и сказал: «Вау, вы только что сожгли полмиллиона долларов, и вы всё ещё на первой ступеньке?». Мы просто ответили: «Да». Он сказал: «У вас всё ещё есть остаток “полосы разгона” стартапа, попробуйте ещё раз. Запустите что-то новое».
В то время у нас был внутренний инструмент, который мы использовали как хак для получения пользователей. Идея была в том, чтобы использовать тот же API для отправки данных нам, который вы использовали, чтобы отправить в Mixpanel, Kissmetrics, Google Analytics и все подобные инструменты.
И людям действительно нравился этот единый API, они вносили вклад в нашу открытую библиотеку на GitHub, запускали и использовали её, и мой сооснователь Ян сказал: «Эй, почему бы нам не сделать из этого продукт. Почему бы нам не запустить его и не посмотреть, что будет».
И мой сооснователь Питер ответил: «Ох, это худшая идея, которую я когда-либо слышал, она не заработает». Теперь он генеральный директор, но тогда думал так. И он сказал: «Хорошо, я должен найти способ проверить эту идею невероятно быстро».
Мы привели в порядок библиотеку и запустили её на Hacker News. К нашему удивлению, в первый день она получила около тысячи звёзд на GitHub.
Итак, наша первая версия создавалась в ту самую первую неделю, когда мы взяли библиотеку и сделали для неё лэндинг, где говорились: «Эй, если вы заинтересованы в серверной версии этого решения, оставьте email». Около 500 человек оставили свой адрес.
Мы создавали эту версию примерно неделю, когда каждый работал в режиме безумного хакатона, создавая продукт, который мы через неделю запустили. Думаю, уже не осталось ни одной части того продукта, работающего сегодня. Но этого было достаточно, чтобы нащупать рыночную нишу продукта и начать создавать клиентскую базу.