Как взрослому выучить английский язык

Анна Стрекаловская
Анна Стрекаловская

Героиня сегодняшнего выпуска уже несколько лет преподает английский язык по своей уникальной методике, а недавно выпустила книгу под названием «Поясняю за Инглиш». Если вы, как и я, пытались бесчисленное количество раз выучить английский язык, то почитайте про методику Анны Стрекаловской. Полную версию слушайте в подкасте «Ценная инфа» (iOS, Android).

— Задам вам сразу острый вопрос. А что делать, если нет таланта к изучению языков?

— Кто сказал, что у вас нет таланта? Вы сами это решили? Я по себе знаю, что многие преподаватели любят давить авторитетом на учеников. Как это проявляется? Говорят – делай вот так, потому что так надо.

Например, всеми нелюбимое упражнение по раскрытию скобок. Да его даже люди с хорошим знанием английского с трудом делают, вы хотите, чтобы новичок сразу выполнял такие упражнения? В результате ученик теряет интерес, и отсюда появляются мифы о неспособности выучить иностранный язык.

— А что такое упражнения по «раскрытию скобок»? Я вообще первый раз про такое слышу.

— Есть такие упражнения, в которых глагол стоит в скобках, и его нужно раскрыть в правильное время, т. е. поставить в правильную форму глагола. Я противник такого подхода к изучению глаголов английского языка.

— А с чего надо изучать английский язык?

— Первый шаг – понять, как мыслят англоговорящие люди. А уже потом перейти к правильными и неправильным глаголам, а также к английским временам, о которые все спотыкаются.

— Расскажите подробнее о вашей методике?

— В моей методике мы заменяем «грамматику» на «логику». Как это выглядит? Вот есть у нас глаголы do и does. Это ведь не просто «вспомогательные глаголы», которые надо запомнить, и вставлять в предложения. Англичане зачем-то их придумали, а мы механически копируем, не понимая, зачем они нужны.

А суть в следующем, поясню на примере из жизни. Однажды мой преподаватель английского языка спросила меня: «А ты знаешь, что фразу I love you можно сказать и как I do love you

Я очень удивилась. Зачем тут нужен глагол do? Оказалось, что фраза I do love you означает «я действительно тебя люблю». А я всегда думала, что do нужен только для don’t и для вопросительных предложений.

И тут у меня в голове возникла кристальная ясность — я поняла, зачем англичанам нужны вспомогательные глаголы. Никакие они не вспомогательные, в них есть реальный смысл, их можно перевести.

Тут важный момент! Мы говорим о логике языка, а не о грамматике. Вот в этом суть мышления англоязычных людей. Как только поймём схему в их голове, английский становится лёгким языком.

Например, фраза I do work. Переводится как «я работаю». Но давайте переведём эту фразу как англичанин. В его голове фраза звучит так: «Я делаю работу» или «я действительно работаю» (а не занимаюсь чем-то ещё).

Иностранец: I do talk to you — я разговариваю с вами

Англичанин: «Я делаю разговор» или «Я действительно разговариваю»

Иностранец: I do dance — я танцую

Англичанин: «Я делаю танец» или «Я действительно танцую»

И так можно работать с любым вспомогательным словом, которое раньше в школе нам было непонятно: to be/have/has и так далее.

Что такой подход нам даёт? Так сложные грамматические конструкции вида do, does, did, to be, have, has превращаются в понятные русскому человеку слова, которыми мы выражаем действия, чувства – проще говоря общаемся, а не пытаемся собрать «грамматическое лего», пока формулируем мысль.

Пример максимально запутанной таблицы английских времён. 
Пример максимально запутанной таблицы английских времён. 

— А вот эти страшные английские времена? В вашей системе как вы их объясняете?

Для повседневного общения достаточно 4-5 времен. 96% английского языка задействует только четыре времени. Выучив четыре времени, можно потом добрать и остальные семь, но не обязательно.

Попав на третьем курсе университета в США по программе студенческого обмена, я работала менеджером в магазине, где требовался хороший уровень владения языком. И вдруг выяснилось, что вся речь американцев строится вокруг 4-5 времён. Где та сложность, которую учат в российских школах и институтах? Её нет.

Поэтому моя система как раз и строится на том, чтобы мы понимали логику вот этих пяти времён.

— И какие это времена?

— Past Simple, Present Simple, Future Simple, Present Continuous и Present Perfect для красоты, опционально.

— То есть всего четыре времени надо выучить?

Да, можно выкрутиться четырьмя временами, и вас будут прекрасно понимать. Во время поездки в США я убедилась, что нужен простой, понятный, чистый язык без примесей сложных конструкций, без примеси пассивного залога. Активный залог, предложения из трёх слов, вас поймут и всё будет прекрасно, вы не будете звучать примитивно.

Давайте для примера разберем Present Continuous. Если моя мама готовит беляши, she is cooking belyashi, это для нас очень важно, потому что мы знаем, что мы их сейчас поедим. И это предложение сильно отличается от She cooks belyashi sometimes – она готовит беляши иногда. Это просто факт о навыках моей мамы. Смысловая разница принципиальная.

Действие, которое они делают прямо сейчас, в корне отличается от хобби или того, что они делают время от времени. Но в прошлом времени эта разница пропадает. Эти два предложения взаимозаменяемы: My mom was cooking belyashi или my mom cooked belyashi — разницы нет, их уже съели.

В книге я также рассказываю как заменить Present Perfect на Past Simple, то есть даже пятое время, которое я назвала, не обязательно для общения.

— А ваша книга больше учебник или больше набор эссе об английском языке?

— В книге есть система. Она шаг за шагом рассказывает, с чего мы начинаем, на чём заканчиваем. Это неформальный учебник. По моей книге точно можно понять, что нужно изучать, на чём нужно концентрироваться, на чём не нужно. Можно понять, как мыслят англоговорящие люди, и посмотреть очень много различных примеров.

Книга «Поясняю за Инглиш», Анна Стрекаловская, 2022 г.
Книга «Поясняю за Инглиш», Анна Стрекаловская, 2022 г.

— Какой у вас словарный запас, и какой словарный запас нужен для общения обычному взрослому человеку, который изучает английский язык?

— Мой словарный запас около 8-12 тысяч слов. Для разговорного уровня достаточно 1000 слов. 4000 слов — это уже продвинутый уровень.

— 1000 слов за какой срок можно выучить?

— За первые 80 часов с английским можно взять это количество в запас себе.

— То есть фактически за 80 часов будет уже словарная база в 1000 слов, и дальше уже можно читать и понимать?

— И говорить. Первые 10 часов по моей системе мы учимся логике английского языка, разбираемся, какой смысл несут формы to be, артикли, do и does, did, have/has, как строить предложения. Оставшиеся 70 часов разбираем грамматику на примерах из вашей жизни.

– Что-то как-то быстро у вас всё происходит. А вам знаком такой переводчик, как Леонид Володарский?

— Слышала, но ничего подробнее не могу сказать.

— Это один из самых знаменитых переводчиков СССР. Так вот он говорил, что самый главный навык для успешного изучения иностранного языка – иметь железную попу.

— Да, это не далеко от правды. Когда я даю задания написать субтитры к кинофильму, то ученики сидят по несколько часов в день, выполняя задание. Усидчивость нужна.

Леонид Володарский. Его голос на видеокассетах знал каждый (ну почти) мальчишка в СССР
Леонид Володарский. Его голос на видеокассетах знал каждый (ну почти) мальчишка в СССР

— А вот ещё из Володарского. «Я считаю, что со студентами чем жёстче, тем лучше. Только жёсткость. Студенты не понимают, что это им во благо. Но если они этого не понимают, я переубедить их чаще всего не смогу. Жизнь их научит». Что вы думаете о жёсткости в изучении иностранного языка?

— Жёсткость к преподавателю приходит, если он занимается с детьми.Например, мальчики на занятиях: «Ща подождите, я в Майнкрафте отвечу своим друзьям». И либо ты включаешь жёсткость, либо мы в Майнкрафте сидим весь урок.

А вот со взрослыми жёсткость не нужна. 90% учеников становятся моими друзьями. Если человек пришел на одно занятие, и потом пропал, то какая тут жёсткость? Очевидно, что человеку не нужен английский.

— А что вы думаете о мотивации к изучению иностранного языка? У меня есть некое предубеждение к этому слову, за ним очень часто скрывается банальная лень, но может быть у вас другое мнение.

— Я с вами согласна, что мотивации как таковой и не нужно. Нужно понимать, что ты делаешь, для чего.

— И в завершение выпуска, ваши три-пять советов по изучению английского языка?

— Не обманывайте себя скачанными курсами, приложениями для смартфона, различными модными супер-методиками. Изучение английского языка — это работа.

Меньше чем за 80 часов упорной работы базовые знания вы не приобретете никак. А дальше уже зависит от потребностей человека. Если хотите расти дальше — идите к тому, кто вырос, и кто может провести вас по этому пути.

Полную версию слушайте в подкасте «Ценная инфа» (iOS, Android). Становитесь резидентами подкаста в Boosty.

Как взрослому выучить английский язык
31K31K показов
11K11K открытий
77 репостов
299 комментариев

Нравится, что усе вокруг пытаются решить проблему изучения языка, и тут появляется Аня, и такая - хоба, уникальный авторский метод, сто процентов лучше, чем все, что было до этого, секрет раскрыт, секрет прост.

А как же Илона Давыдова!? *sarcasm mode off*

Для языка нужно две вещи - мотивация и среда. Остальное это всего лишь инструментарий, и он может быть разным.

Ответить

Я не «появилась», а изучаю английский с 7 лет. Преподаю более 11 лет, постоянно общаюсь с носителями и не изобретаю новый английский язык, а лишь показываю по какой логике строится базовая грамматика.

В помощь этому подходу большое количество лингвистов в американских университетах пишут диссертации и проводят исследования. Всё ради современного эволюционировавшего английского языка.

Ответить

Читала по диагонали, но насчёт 4-5 времён согласна полностью. Пока мне забивали голову сложным английским в школе - я вообще ничего не понимала и тем более сказать не могла. Максимум переводила со словарем, но о составлении предложения на английском и речи не было.Потом в зрелом возрасте сама до всего дошла и поняла как и что делать, чтобы заговорить. Теперь пишу, читаю, говорю, слушаю в обе стороны

Ответить

Хочу с вами поспорить, «инструментарий» хоть и может быть разным, но совсем не значит, что он вам поможет, убивая мотивацию и наваливая правила, которые в жизни вы нигде применить не сможете

Ответить

Я как-то познакомился с эквадорцем. Он прекрасно говорит по-русски. Литературно. Когда я у него спросил:"где выучил русский?", он ответил:"я пол-года бухал в общаге МГИМОшной... Вот с нуля и поднял"

Поэтому полностью поддерживаю: мотивация и среда.

Ответить

На самом деле, многое зависит от человека и его навыков усваивания информации и психосоматических проблем, связанных непосредственно с изучение английского языка. У большинства людей в РФ и СНГ панические атаки начинаются из за дерьмого подхода в школе, унижений, а не легкого изучения языка, как средства для коммуникации. Большинство как раз не может преодолеть именно этот барьер. Первая и главная задача НАЙТИ ЭТОТ КЛЮЧИК к сознанию ученика, снять его СТРАХИ И панические атаки. Перенести на уровень "надо, чтобы достигнуть цель". Убрать значимость ошибки. Убрать значимость акцента. Открывай презент симпл и погнали не работает для большинства, у кого именно физиологические реакции на язык (банально человек потеет)... усваивается минимум, язык заплетается. Я сам через это прошел, пока английский не стал просто средством для общения, чтения интересных статей , чатов в телеграм.

Ответить