{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что происходит с рынком СПО в России

Долгое время в нашей стране высшее образование было в приоритете. Но сегодня среднее профессиональное образование и рабочие профессии снова становятся популярными. Мы поговорили о рынке СПО и способах подготовки студентов со специалистом по охране труда ПАО «Россети Ленэнерго» Зирой Стешиной.

СПО набирает обороты

По оценкам BusinesStat, в 2017-2021 гг численность студентов колледжей и техникумов в России увеличилась на 17% — с 2,87 млн до 3,37 млн человек.

Эксперты называют три причины:

  • Бюджетные места в вузах сокращаются. Выпускники школ стремятся быстрее получить профессию, начать работать и сократить расходы семьи на образование.
  • Качество среднего профобразования повысилось, в обществе оно перестало считаться «не престижным».
  • Пандемия коронавируса, экономический кризис и санкции послужили катализатором спроса на среднее профессиональное образование.
Зира Стешина
Специалист по охране труда ПАО «Россети Ленэнерго»

Студенты СПО чаще всего выбирают рабочие профессии — например, механика или сварщика. Или, например, профессии, связанные с работой на оборудовании или автоматизацией систем. Также популярно программирование.

Это подтверждает обзор «Среднее профессиональное образование в России» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В нём говорится, что в СПО больше всего студентов обучаются на специалистов в инженерных, обрабатывающих и строительных отраслях.

Новые способы подготовки

Помимо классического формата, который включает в себя лекции и семинары, в СПО появляются другие способы обучения:

1. Обмен опытом

Колледжи и техникумы привлекают работодателей и заключают с ними контракты. Это похоже на дуальное обучение, когда практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая — на базе образовательной организации.

Представители компаний приходят к студентам на пары и проводят какую-то часть лекций и практик. Проводят экскурсии по предприятиям или форумы для ознакомления молодёжи с профессиями. Также работодатели организуют производственные классы на территории учебных заведений и приглашают студентов на практику.

2. VR/AR-обучение

Многие российские учебные заведения стали внедрять в обучение технологии виртуальной и дополненной реальности. СПО — не исключение.

С помощью VR-тренажёров студенты начинают разбираться в процессах, которые им предстоит выполнять в будущем. Если неопытного сотрудника отправить на производство, он может получить травму. Виртуальная реальность позволяет студентам тренироваться в безопасной среде. Когда они трудоустроятся в компанию, то уже не допустят ошибок, потому что отработали их в VR.

Также за короткий период обучения в виртуальной реальности студенты получают гораздо больше информации и расширяют свой кругозор.

VR-тренажёры для студентов СПО

Чаще всего с помощью виртуальной реальности студентов знакомят с рабочими местами и оборудованием. Сначала ребята проходят тренировку в VR, только после этого их допускают к практике.

Например, производитель строительных материалов КНАУФ разработал VR-тренажёр по сухому строительству. Виртуальная мастерская заменяет реальный объект, у студентов есть возможность взаимодействовать с более чем 30-ю строительными инструментами и материалами. Тренажёр используется в колледжах по всей России.

Без VR не обошлось и в медицинской сфере. Студенты СПО обучаются оказанию скорой и неотложной медицинской помощи в санитарном автомобиле. Попробовать тренажёр можно на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.

VR используют и для преподавания общеобразовательных предметов. Например, истории. Плюс виртуальной реальности — в наглядности. В VR-очках студенты изучают исторические события и даже могут принять в них участие. Так информация запоминается быстрее.

Виртуальная реальность — универсальный способ обучения, потому что так можно развивать не только hard skills, но и «мягкие» навыки. Студенты учатся правильно себя преподносить или преодолевать психологические барьеры.

Зира Стешина, специалист по охране труда ПАО «Россети Ленэнерго»

Компания Modum Lab разработала тренажёр «Публичные выступления», который помогает справиться со страхом выступления перед публикой и развить ораторское мастерство.

После запуска симуляции студент оказывается в зале с виртуальными слушателями. В тренажёре предусмотрены различные раздражители, которые помогают тренировать стрессоустойчивость. Благодаря этому у обучающихся возникает чувство реального выступления.

После тренировки студенты могут проанализировать, насколько хорошо удерживали внимание зала, использовали ли слова-паразиты и грубые выражения и как часто отвлекались на посторонние предметы.

Проблемы VR-обучения в СПО

Студенты только «за» обучение в виртуальной реальности. Им наскучили лекции, хочется чего-то нового. Ребят интересует всё, что связано с информационными технологиями, поэтому в VR-обучение они легко вовлекаются. Проблема только в том, что не все преподаватели могут правильно применять этот инструмент.

Зира Стешина, специалист по охране труда ПАО «Россети Ленэнерго»

Молодым специалистам освоение новых технологий даётся просто. Но у возрастных преподавателей возникают трудности. Не всегда преподаватели могут справиться с технологиями и полноценно владеть продуктом. Решить это можно только с помощью обучения. Недостаточно просто выдать оборудование с загруженным на него контентом. Нужно показать, как это работает, рассказать о нюансах и быть всегда готовым прийти на помощь. Важно, чтобы обучение было регулярным.

Заниматься обучением преподавателей может методист. Обычно во всех учебных заведениях есть такие специалисты. Но мы снова возвращаемся к тому, что их возраст разный. Молодой методист, наверняка, подскажет, что нужно делать. Однако методист постарше, может, и сам в этом не особо разбирается. Возможно, компаниям, которые занимаются разработкой обучающего контента, стоит взять это на себя.

Зира Стешина, специалист по охране труда ПАО «Россети Ленэнерго»

Молодые люди в России всё охотнее получают среднее профессиональное образование. Но современные реалии требуют современных решений. Например, привлечения к процессу обучения работодателей или внедрения VR/AR-технологий. Это позволяет сделать обучение интереснее, а практику — безопаснее.

0
1 комментарий
Яна Козлова

Очень приятно, что современные технологии внедряются в обучение! Кстати, согласна, что в приоритете стало быстрое получение профессии. Сколько не слушала тех, кто решил поступить в колледжи и тд даже после 11 класса, все в плюсы заносили получение корочки

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда