От клуба интеллектуалов до марафона по решению нестандартных задач: что такое "Клубы мышления" и зачем они бизнесу

"Марафон мышления" на интенсиве "Зимний Остров"
"Марафон мышления" на интенсиве "Зимний Остров"

Сегодня большинство управленцев, работающих как в бизнес-, так и в госструктурах сталкиваются с тем, что для выполнения текущих задач и преодоления вызовов требуются нестандартные подходы и идеи. Найти новые, а главное, эффективные решения не всегда получается. Причина тому – барьеры в мышлении людей, в том числе лиц принимающих решения.

В 2018 году в рамках экосистемы НТИ был запущен проект "Клубы мышления" ­– сеть региональных сообществ, объединенных интересом к развитию мышления и решению интеллектуальных задач. На сегодняшний момент таких сообществ по всей стране 37 и их число постоянно растет. Для компаний и руководителей регионов становится очевидным, что Клубы мышления – это интеллектуальный ресурс, который можно привлекать к работе над реальными бизнес-задачами и задачами развития компаний, территорий и т.д. Специально для решения практических задач от бизнеса и регионов были придуманы "Марафоны мышления" – игровой формат, в котором встречаются участники Клубов и партнеры – заказчики решений.

Как прошел зимний "Марафон мышления"

Этой зимой чемпионат интеллектуальных игр завершился яркой победой команды Клуба мышления Санкт-Петербург. В рамках чемпионата состоялось 5 игр, в которых участвовали команды 14 Клубов из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми, Ростова-на-Дону, Тамбова, Уфы, Симферополя, Елабуги, Махачкалы, Астрахани, Краснодара, Новосибирска.

"Марафон мышления" – формат интеллектуальных соревнований, в котором команды решают реальные практические междисциплинарные задачи, предлагаемые партнерами экосистемы НТИ. Ответы не известны, потому Клубы пробуют найти нестандартные и креативные версии развития, используя инструменты мышления, которые участники осваивают в рамках коллективной работы в Клубах.

В финале встретились команды из Санкт-Петербурга и Елабужского института КФУ, межвузовский Клуб мышления из Екатеринбурга и школьный Клуб мышления из Новосибирска.

Задачи были посвящены будущему здоровья, образованию, патриотическому воспитанию, развитию территорий и преодолению барьеров развития в бизнесе.

Как организованы игры

Каждая игра состояла из трех раундов. Первый раунд называется "Домашнее задание" и представляет собой реальную практическую задачу, условия которой команды получают за неделю до предполагаемой даты игры. В рамках подготовки команды должны предложить уникальные проработанные решения в формате, заданном держателем задачи. Второй раунд под названием "Логическая пауза" включает задачи на логику, креативность, быстроту и гибкость мышления. В третьем раунде "Марафон’42" команды получают задачу и за 42 минуты должны предложить решения.

Кто предлагает задачи и оценивает решения

Многие из экспертов, в том числе из образовательной среды, отмечают такой парадокс. Школы и вузы рассчитаны на то, чтобы давать системные знания, получать строгие системные ответы, желательно правильные, которые уже заранее известны, при этом совершенно не способствует развитию креативности и поиску нестандартных решений. Но именно креативность и умение создавать новое – сегодня ключевые качества в любой профессиональной деятельности.

Эксперты “Марафонов мышления”, которые предлагает задачи для игр, достаточно давно работают в своих предметных областях и все очевидные решения уже нашли. И по какой-то причине они не сработали. Сегодня все сложные вызовы лежат в межпредметной области, поэтому компании и эксперты высоко оценивают работу команд, в составе которых есть специалисты из различных областей, усилившие свои профессиональные компетенции инструментами мышления и готовые посмотреть на новую для себя задачу с разных сторон.

Предложенные решения оценивают держатель задачи и экспертное жюри. Эксперты для каждой игры отбираются в соответствии со сферой профессиональной деятельности. Формат не предусматривает жесткой критики, скорее эксперты стремятся поддержать, развить и акцентировать для держателя задачи находки команд. В свою очередь задача команд выйти за пределы очевидного, предложить и аргументировать именно нестандартные решения.

В этом году задачи для чемпионата предложили:

Проект Будущеездоровья.рф, компания “ТрансЛед”, администрация города Мичуринска, компания "РОББО", активисты города Байкальска, экспертный совет при молодежном парламенте Государственной Думы по патриотическому воспитанию, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.

Примеры задач

Задача для разминки (4 минуты)

Превратите слово ДУША в слово МОЗГ через цепочку слов, последовательно заменяя по одной букве в слове так, чтобы на каждом шаге у вас получалось осмысленное существительное. Между словом ДУША и словом МОЗГ должна получиться цепочка не более, чем из 5 слов.

Можно использовать любые существительные русского языка в именительном падеже и единственном числе (во множественном, только если у существительного нет единственного числа), значение которых вы знаете и можете коротко написать. Имена собственные и названия использовать нельзя, только нарицательные существительные. Если вы используете редкое слово, коротко напишите его значение.

Задачи игр (краткие формулировки)

  • Компания "ТрансЛед": как перенаправить продажи частным лицам через дистрибьюторов и при этом не снизить доступность трансформаторов для частного потребителя?
  • Администрации города Мичуринска, Тамбовская область: предложите концепцию и алгоритмы развития города Мичуринска как единственного в стране наукограда агропродовольственного профиля.
  • Компания “РОББО”: предложите программу повышения популярности инженерных профессий среди школьников, учитывая, что сегодня инженерные профессии по финансам проигрывают айтишникам.

Что о "Марафоне мышления" говорят сами участники

Александр Крылатов, лидер Клуба мышления Санкт-Петербург, заведующий кафедрой математической теории экономических решений факультета прикладной математики – процессов управления, СПбГУ:

“Марафон прекрасно демонстрирует, что мышление требует постоянных тренировок ничуть не меньше, чем теннис или игра на скрипке. Если профессиональный игрок в теннис будет действовать шаблонно, он не сможет добиться высоких результатов. Мастерство в мышлении, как и в спорте, достигается развитием умения выйти за пределы шаблонных реакций и соображений, не потеряв при этом смысл "по дороге".

Александр Меренков, программный директор Клуба мышления Екатеринбург, региональный эксперт АСИ в Свердловской области по направлению "Образование и кадры", управляющий партнер "Меренков.Консалтинг":

"Полный цикл решения практических задач выглядит так: после получения задачи, мы смотрим, какую проблему держатель задачи хочет решить. Согласовываем, что все одинаково поняли проблему. После этого есть время на размышления, на обдумывание всех выгод и последствий/препятствий у того или иного решения. После этого собираемся все вместе, слушаем решения каждого и начинаем собирать итоговое решение, которое всем нравится. В это решение войдут шаги, которые можно применить здесь и сейчас и максимально быстро осуществить. Наш Клуб как раз и отличается таким подходом. После этого смотрим на сборку вариантов, на возможные дополнительные варианты, которые проявляются на предыдущем этапе. Готовим презентацию и определяемся с тем, кто будет докладывать.

Если говорить о работе в третьем раунде, где нужно найти и предложить решения за 42 минуты, то мы, конечно, ускоряемся. Обязательно есть человек, который следит за временем, обсуждение сразу ведется на доске. А дальше похожие этапы как и в первом раунде: определение проблемы, поиск и применение инструментов, генерация решений, определение критериев решений, сопоставление этих решений с заданными в задаче и итоговая сборка и определение докладчика".

Александр Васенёв, лидер Клуба мышления Новосибирск, предприниматель, преподаватель НГУ и НГЭУ:

"Мы считаем, что коллективное мышление гораздо более сильное и эффективное, чем индивидуальное. На стадии поиска идей мы принимаем все мнения и идеи, а вот для глубокой проработки уже требуются компетенции в какой-либо профессиональной области и сильные стороны каждого из участников, которые дополняют друг друга. Со сложностями с нестандартными решениями и возможным непониманием сталкивался каждый и в начале это может быть трудно, неуютно. Но можно замкнуться и предлагать только то, что будет услышано, а можно развивать коммуникативную гениальность, умение доносить свои мысли до слушающих, использовать метафоры, графику и пр. Владея разными способами коммуникации, человек может по-разному развернуть свою идею и для разных слушателей донести ее на своем языке".

Количество задач, над которыми работают участники Клубов мышления постоянно растет, приходят новые партнеры, начинают формироваться тематические игры. Для компаний участие в таких играх – это возможность подойти к актуальным задачам со стороны онтологии, аксиологии, популяризация деятельности компании, получить нестандартные решения задач. И как итог – вывести компанию на новый уровень, а также опробовать первыми новые форматы решения бизнес-задач.

4
Начать дискуссию