А почему?!! Научное или нет, или с чем мы столкнулись при создании игры по Химии
«Напихали» мне тут по «полные помидоры» за то, что заявил игру по Химии, а тем более, что она научная и что вообще ее нельзя детям давать и это по дидактике и методике идет в разрез со школьной программой. Учителя Химии и химики (по образованию и похоже по призванию). Придется раскладывать по полочкам, почему было выбрано именно такое решение.
Но для начала пробегусь по терминологии. Для меня (и многих педагогов) до 4 лет все игры развивающие. С 4 лет уже начинается деление на игры общего развития и обучающие чему-то конкретному (развивающее остается и будет до младшего школьного возраста). С 6 лет можно использовать стандартную классификацию игр и именно с этого возраста появляется Наука в играх. Мое определение: научная игра должна опираться на научную базу, при этом может как учить целенаправленно (быть образовательной), так и прививать интерес (быть познавательной). Есть также игры, которые опираются на Науку, как на элемент оформления или тематики.
Отдельно стоит выделить дидактические игры, которые учат определенному (есть целеполагание и обычно узкая тема) по проверенной методике с обязательным закреплением этих знаний. Обычно дидактические игры требуют наличия ведущего-преподавателя, который ставит задачи, ведет игру и проверяет результат, но могут быть и для самостоятельной работы (тут именно работы в виде игры). За редким исключением, в ним ребенку интересно играть только один раз при изучении данной предметной области.
Образовательными являются все вышеперечисленные игры, если их можно использовать в образовательном процессе.
Теперь что касаемо игры, где я выступаю издателем и одновременно соавтором. Претензии были от «неправильной подачи групп элементов в периодической таблице» до «почему нет окислительно-восстановительных процессов?».
Всегда начинаю объяснять с возрастной группы игры. У меня игра для детей от 7–8 лет (значит 8–10, максимум 12) и что моя задача с преподавателями была не переписать учебник в виде дидактических игр, а показать детям мир химических элементов и соединений в виде мини-энциклопедии. А затем, возможно уже в следующих играх, погружать их в более сложные вещи. Любая настольная игра — это совокупность упрощений и допущений из-за ограничений механик и в принципе картона, но мы считаем, что у нас именно научная игра и вот почему:
1. Атомы, простые и сложные вещества, соединения и реакции будут упомянуты в правилах в их научной части (пока выложены правила только игрового процесса).
2. Мы руководствовались похожими принципами классификации и объяснения периодической таблицы. И с этим согласны мои учителя-консультанты.
3. Изотопы, валентность, окислительно-восстановительные реакции, электроотрицательность, сходство элементов в подгруппах и т. п. — это тема для отдельных игр и так же делали коллеги в своих играх. Сложно взять все возможные свойства химических элементов и соединить их в одну игру. У нас механика позволила взять только часть элементов и несложных соединений с объяснением на уровне 8 класса и младше. Мы долго решали, стоит ли вводить терминологию окислителей и восстановителей, и решили упомянуть этот момент на карточках и кратко дать определение в правилах, а кому будет интересно, погрузятся в учебники.
4.. В игре мы упоминаем про оксиды, кислоты и щелочи на карточках и кратко объясним это в правилах.
5. Элементы мы описываем по их применимости и важности (не забываем, что у нас дети от 7-8 лет и нам нужно подходить на уровне детских энциклопедий). При этом мы вынуждены давать их физические свойства (газ, твердое вещество, кристалл и т. п.), но мы не путаем элемент и вещество.
А самое главное, игра должна быть понятной любому родителю, а не только химику. И быть интересной для них, быть не на один раз, иметь приятное и не заумное оформление.
Теперь про ошибки. Тут надо было признать свою вину, что да, недосмотрели, но игра еще не издана и в печать пойдет вариант, который будет обязательно проверен (преподавателями и редакторами)
Основное было про саму периодическую таблицу, так как по факту их изучают два вида… (на деле еще больше, но хотя бы две будут упомянуты в школе) Одна «короткая», вторая «длинная». И обе периодические. В школе дети изучают «короткую» таблицу, в которой снизу-слева металлы (усиление восстановительных свойств), сверху-справа неметаллы (усиление окислительных свойств) а по диагонали металлоиды/полуметаллы, то есть элементы с промежуточными свойствами. Плюс группы могут достаточно точно сказать про валентность элемента и по вертикали будут располагаться элементы с близкими свойствами (одной подгруппы). Тут была консультация с преподавателями, которые посоветовали включить в правила обе (в игровом процессе таблица не участвует, но должна быть в комплекте с игрой). То есть на обложке (он же разворот) будет «длинная» таблица, она является общепринятым стандартом и за рубежом знают ее в таком виде. А внутри в «научной» части будет «короткая» таблица.
Мы не стали делать цветовое кодирования на уровне s, p, d и f -элементов, это дети пройдут на уроках Химии в 8–9 классах. Наша же задача показать базовые группы. Поэтому же у нас Водород — неметалл, хотя он проявляет свойства и металлов тоже. Также не стали писать дополнительную информацию в ячейках, кроме номера и обозначения, так как это все можно найти или на игровых картах, или в той же Википедии или других энциклопедиях.
Второе изменение в Группах. Как правильно нам «попеняли», Инертные газы и Галогены — это тоже неметаллы. Но у нас есть Неметаллы без явных групп, поэтому (опять же после консультаций) в игре будут просто Неметаллы (что, верно), а Галогены и Инертные газы на жетонах и в дизайне карт получат приписку «неметаллы». И на картах у нас местами перепутаны в описаниях элементы и вещества (например F у нас вещество - газ Фтор без указания его формулы или есть моменты, когда вещество не встречается в природе в чистом виде), но эти моменты мы обязательно отдадим еще раз на вычитку грамотному преподавателю химии. То же касается терминов синтеза, получения соединений и т. п. — будем еще раз выверять тексты.
Какой вывод из всего вышеперечисленного: если вы делаете научную образовательную игру, готовьтесь к обструкции части преподавателей и специалистов в данной отрасли и обязательно заручитесь поддержкой грамотных педагогов и методистов. Ошибки допускают все, 100% работающей методики обучения не существует, а ваша задача попасть в целевой сегмент с вашей игрой, при этом сохранив ее «научность». Критики не надо бояться, на нее надо реагировать и уметь грамотно объяснять те или иные решения.
А так как у нас семейная игра, то итоговое решение будет за родителями, которых нужно привлечь как игровым процессом и оформлением, так и образовательной составляющей. Удачи в создании собственных научных и познавательных образовательных настольных игр (и не только)!