{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

А почему?!! Научное или нет, или с чем мы столкнулись при создании игры по Химии

«Напихали» мне тут по «полные помидоры» за то, что заявил игру по Химии, а тем более, что она научная и что вообще ее нельзя детям давать и это по дидактике и методике идет в разрез со школьной программой. Учителя Химии и химики (по образованию и похоже по призванию). Придется раскладывать по полочкам, почему было выбрано именно такое решение.

Но для начала пробегусь по терминологии. Для меня (и многих педагогов) до 4 лет все игры развивающие. С 4 лет уже начинается деление на игры общего развития и обучающие чему-то конкретному (развивающее остается и будет до младшего школьного возраста). С 6 лет можно использовать стандартную классификацию игр и именно с этого возраста появляется Наука в играх. Мое определение: научная игра должна опираться на научную базу, при этом может как учить целенаправленно (быть образовательной), так и прививать интерес (быть познавательной). Есть также игры, которые опираются на Науку, как на элемент оформления или тематики.

Обучающая игра.

Отдельно стоит выделить дидактические игры, которые учат определенному (есть целеполагание и обычно узкая тема) по проверенной методике с обязательным закреплением этих знаний. Обычно дидактические игры требуют наличия ведущего-преподавателя, который ставит задачи, ведет игру и проверяет результат, но могут быть и для самостоятельной работы (тут именно работы в виде игры). За редким исключением, в ним ребенку интересно играть только один раз при изучении данной предметной области.

Пример дидактической обучающей игры. К ней есть методика для преподавателя и модули проверки ответов как преподавателем.

Образовательными являются все вышеперечисленные игры, если их можно использовать в образовательном процессе.

Теперь что касаемо игры, где я выступаю издателем и одновременно соавтором. Претензии были от «неправильной подачи групп элементов в периодической таблице» до «почему нет окислительно-восстановительных процессов?».

Всегда начинаю объяснять с возрастной группы игры. У меня игра для детей от 7–8 лет (значит 8–10, максимум 12) и что моя задача с преподавателями была не переписать учебник в виде дидактических игр, а показать детям мир химических элементов и соединений в виде мини-энциклопедии. А затем, возможно уже в следующих играх, погружать их в более сложные вещи. Любая настольная игра — это совокупность упрощений и допущений из-за ограничений механик и в принципе картона, но мы считаем, что у нас именно научная игра и вот почему:

1. Атомы, простые и сложные вещества, соединения и реакции будут упомянуты в правилах в их научной части (пока выложены правила только игрового процесса).

2. Мы руководствовались похожими принципами классификации и объяснения периодической таблицы. И с этим согласны мои учителя-консультанты.

3. Изотопы, валентность, окислительно-восстановительные реакции, электроотрицательность, сходство элементов в подгруппах и т. п. — это тема для отдельных игр и так же делали коллеги в своих играх. Сложно взять все возможные свойства химических элементов и соединить их в одну игру. У нас механика позволила взять только часть элементов и несложных соединений с объяснением на уровне 8 класса и младше. Мы долго решали, стоит ли вводить терминологию окислителей и восстановителей, и решили упомянуть этот момент на карточках и кратко дать определение в правилах, а кому будет интересно, погрузятся в учебники.

4.. В игре мы упоминаем про оксиды, кислоты и щелочи на карточках и кратко объясним это в правилах.

5. Элементы мы описываем по их применимости и важности (не забываем, что у нас дети от 7-8 лет и нам нужно подходить на уровне детских энциклопедий). При этом мы вынуждены давать их физические свойства (газ, твердое вещество, кристалл и т. п.), но мы не путаем элемент и вещество.

А самое главное, игра должна быть понятной любому родителю, а не только химику. И быть интересной для них, быть не на один раз, иметь приятное и не заумное оформление.

Теперь про ошибки. Тут надо было признать свою вину, что да, недосмотрели, но игра еще не издана и в печать пойдет вариант, который будет обязательно проверен (преподавателями и редакторами)

Основное было про саму периодическую таблицу, так как по факту их изучают два вида… (на деле еще больше, но хотя бы две будут упомянуты в школе) Одна «короткая», вторая «длинная». И обе периодические. В школе дети изучают «короткую» таблицу, в которой снизу-слева металлы (усиление восстановительных свойств), сверху-справа неметаллы (усиление окислительных свойств) а по диагонали металлоиды/полуметаллы, то есть элементы с промежуточными свойствами. Плюс группы могут достаточно точно сказать про валентность элемента и по вертикали будут располагаться элементы с близкими свойствами (одной подгруппы). Тут была консультация с преподавателями, которые посоветовали включить в правила обе (в игровом процессе таблица не участвует, но должна быть в комплекте с игрой). То есть на обложке (он же разворот) будет «длинная» таблица, она является общепринятым стандартом и за рубежом знают ее в таком виде. А внутри в «научной» части будет «короткая» таблица.

Мы не стали делать цветовое кодирования на уровне s, p, d и f -элементов, это дети пройдут на уроках Химии в 8–9 классах. Наша же задача показать базовые группы. Поэтому же у нас Водород — неметалл, хотя он проявляет свойства и металлов тоже. Также не стали писать дополнительную информацию в ячейках, кроме номера и обозначения, так как это все можно найти или на игровых картах, или в той же Википедии или других энциклопедиях.

Пришлось поправить "Длинную" и "короткую" таблицы и жетоны групп

Второе изменение в Группах. Как правильно нам «попеняли», Инертные газы и Галогены — это тоже неметаллы. Но у нас есть Неметаллы без явных групп, поэтому (опять же после консультаций) в игре будут просто Неметаллы (что, верно), а Галогены и Инертные газы на жетонах и в дизайне карт получат приписку «неметаллы». И на картах у нас местами перепутаны в описаниях элементы и вещества (например F у нас вещество - газ Фтор без указания его формулы или есть моменты, когда вещество не встречается в природе в чистом виде), но эти моменты мы обязательно отдадим еще раз на вычитку грамотному преподавателю химии. То же касается терминов синтеза, получения соединений и т. п. — будем еще раз выверять тексты.

Описание не окончательное, но уже достаточно грамотное. В пределах доступного объема символов.

Какой вывод из всего вышеперечисленного: если вы делаете научную образовательную игру, готовьтесь к обструкции части преподавателей и специалистов в данной отрасли и обязательно заручитесь поддержкой грамотных педагогов и методистов. Ошибки допускают все, 100% работающей методики обучения не существует, а ваша задача попасть в целевой сегмент с вашей игрой, при этом сохранив ее «научность». Критики не надо бояться, на нее надо реагировать и уметь грамотно объяснять те или иные решения.

А так как у нас семейная игра, то итоговое решение будет за родителями, которых нужно привлечь как игровым процессом и оформлением, так и образовательной составляющей. Удачи в создании собственных научных и познавательных образовательных настольных игр (и не только)!

0
2 комментария
Yaroslav Kamolin

ну не знаю кто вам писал,что на уроках нельзя использовать,мне кажется это было бы интересней чем стандартный урок

Ответить
Развернуть ветку
akdengi
Автор

Тут просто не совсем по программе, потому что часть вещей проходят в 8 классе, а вот деление элементов на металлы и неметаллы в 11 классе. Хотя изначально сам Менделеев делил именно по химико-физическим свойствам, а только позже уже стали по признакам отбирать или отдавать электроны и общности электронных конфигураций на валентных оболочках :) (если это сказать родителям с детьми 7–8 лет, то точно у виска покрутят)

Причем это объясняют опять же как восстановители — это металлы, окислители неметаллы и у ребенка наступает когнитивный диссонанс. Ну и две таблицы также - хоть с 1989 года "короткая" таблица считается устаревшей, в российской школе она жива до сих пор.

А писали разные "ученые дамы и дяди" из МГУ и других ВУЗов, которые авторы пособий, методик и подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Что детей испортим только. Хорошо, что у меня консультанты молодые, не боящиеся новизны и еще и настольными играми увлекающиеся :)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда