Запомнить слова и подготовиться к диктанту. Как сделать курс-тренажер нескучным для школьника
Как мотивировать ребенка методично отрабатывать один навык, не чувствуя скуки и усталости, и какие дизайнерские, методические и игровые элементы в этом помогают — читайте в статье.
В начальной школе на уроках русского языка главной проблемой для многих детей становятся диктанты. Очень трудно быстро воспринимать слова на слух, запоминать, обрабатывать и переводить в письмо. И хотя диктанты в школе проходят порой несколько раз в неделю, отдельные навыки для их успешного написания иногда стоит отрабатывать за пределами класса. На это направлена «Словесная битва» — курс Учи.ру в новом формате игры-тренажера.
Менеджер по продукту Анна Свиридова и продуктовый дизайнер Владимир Кузьмин рассказали, как без сложных квестов и эпических сражений, а всего лишь с помощью дуэли увлечь детей орфографией русского языка.
В основе – исследование
В прошлом году в Учи.ру провели исследование среди 718 учителей и родителей, и оно показало, что тяжелее всего детям в начальных классах дается русский язык. За него как за самый трудный предмет проголосовали почти 50% и родителей, и педагогов. Каждому третьему ребенку сложно писать слова без орфографических ошибок, и чуть реже — определять безударные гласные в корне слов.
Еще одной серьезной проблемой для школьников начальных классов оказались диктанты. А это — обязательный формат проверки знаний по русскому языку. Словарные диктанты в школах проводятся несколько раз в неделю, контрольные — раз в месяц. Также школьники начальных классов пишут изложения, сочинения, тестирования и списывания, но именно диктанты остаются самой сложной формой и сильнее всего влияют на успеваемость. Об этом говорят почти 90% респондентов исследования.
Как считают учителя, детям тяжело писать диктанты из-за плохого восприятия слов на слух — это основная проблема. Также кому-то не хватает концентрации внимания и объема памяти, а кому-то мешает дисграфия.
Какую образовательную задачу решают курсы-тренажеры
В карточных курсах на Учи.ру дети, как правило, углубленно знакомятся с темами в рамках школьных предметов и отрабатывают целый спектр навыков. Это хорошо, но иногда нужно подтянуть только один, очень западающий или очень актуальный в конкретный момент. И здесь помогают как раз курсы-тренажеры вроде «Словесной битвы». Они стимулируют именно «тренировать» какую-то конкретную область знаний, фокусироваться на ней, и это позволяет быстрее ее запомнить и отработать.
Для того чтобы грамотно писать диктанты необходимо отработать много разных навыков: это восприятие на слух, мелкая моторика и еще много всего. Справиться с дисграфией с помощью цифровой платформы сложно. Зато можно помочь ребенку улучшить восприятие на слух. Этот навык можно тренировать регулярными повторениями и вполне эффективно над ним работать онлайн. Здесь нет большой разницы, вбивает ребенок ответ на клавиатуре или пишет на листе бумаги.
Сильные стороны формата
Первый плюс — как уже говорили выше — курсы-тренажеры помогают подтягивать определенный навык. Относительно диктанта — это восприятие слов, а позже и словосочетаний на слух, а также написание на время. В «Словесной битве» есть таймер, поэтому все как в диктанте: нужно быстро среагировать, понять, пропустить через себя и написать.
Второй плюс — тренажер удобен для быстрой подготовки к диктанту. Например, ребенок может зайти за день-два до диктанта, немного поиграть и отработать слова, чтобы получить больше уверенности в своих силах. Или вечером перед диктантом просто сбросить напряжение: такой тренажер — еще и хорошая психологическая разгрузка.
Третий плюс — формат дуэли очень вовлекающий. Технически это «тренажер»: здесь нет квестов, уровней, сюжетных веток как в полноценных играх. Но курс «завернут» в игровую оболочку, поэтому ребенок сам не замечает, что фактически он выполняет одни и те же действия (слушает слова, записывает их) и «тренируется». Ребенок соревнуется, он хочет написать как можно больше слов быстро и правильно для победы, поэтому отработка навыка идет практически сама собой.
А еще, как нам говорят некоторые родители в отзывах, после «Словесной битвы» дети начинают лучше ориентироваться на клавиатуре. Это дополнительный важный навык, который потом им пригодится уже в средней школе.
Методические находки
В тренажере 2 600 слов разной степени сложности, выбранных в соответствии со школьной программой. Часть слов из базы доступна бесплатно, можно попробовать силы в «Словесной битве» прямо сейчас.
Слова для игры подбирались с учетом того, какие орфограммы изучаются в 1-2 и 3-4 классах. Аудитории эти разведены, поэтому ученики 1-2 класса сразу же не встретятся с теми орфограммами, которые им только предстоит изучить.
Также мы расширили список словарных слов, которые обычно изучают дети в школьном курсе. Мы добавили те словарные слова, которые у детей на слуху: например, названия животных, овощей, фруктов. Для аудитории 3-4 классов мы также реализовали возможность вводить не только одно слово, но и целое словосочетание, чтобы тренировать навык раздельного написания слов и правописание окончаний прилагательных, существительных»,
После того как ребенок завершает дуэль, система предлагает ему пройти работу над ошибками. Он видит слова, которые написал неправильно, в них подчеркнуты ошибки. Ребенок может попробовать их написать иначе.
Работа над ошибками доступна всем: и тем, кто выиграл, и тем, кто проиграл. Причем, тем, кто проиграл, система предлагает исправить ошибки, чтобы вернуть часть потерянного рейтинга. Система набора очков в «Словесной битве» такая: у победителя рейтинг увеличивается, а у проигравшего — понижается. За счет такой механики у ребенка появляется стимул сделать работу над ошибками, он приступает к ней не для галочки.
Геймификация
Интерес ребенка к курсу-тренажеру поддерживают несколько элементов. Во-первых, это внутриигровой рейтинг. За пройденные слова участники получают баллы. Чем чаще ребенок отвечает правильно, тем выше у него рейтинг. Ошибается — теряет часть баллов. Механика очень простая, обычный челлендж, но эффективная. Детям хочется показать свои достижения, им нравится соревноваться, и наличие внутриигрового рейтинга поддерживает их мотивацию.
Да и просто это важно — видеть результат действия: не только детям. Если нет понимания, что сегодня ты стал чуть лучше, чем вчера, надолго запала не хватит ни на какое занятие. У нас есть участник, который провел более 8 500 дуэлей, при этом его рейтинг на уровне 2 400 баллов. То есть он часто ошибается, но очень замотивирован победить.
Второй момент — рейтинг влияет также на уровень сложности дуэли. Чем больше баллов ребенок набирает, тем более сложные слова ему подбирает система. Вдобавок, ему становится труднее соревноваться: появляются более «умные» противники — которые отвечают быстрее и реже ошибаются. Сейчас мы работаем над системой формирования рейтинга, она станет более точной и позволит лучше подбирать соперников, а игра — интереснее для детей.
Третий момент — внутриигровые награды. Например, есть «боевой пропуск» или «пропуск чемпионов», который дети получают за то, что систематически заходят и соревнуются. Он выдается не за рейтинг, а за прилежность: чем больше слов написано, тем круче этот пропуск. Он позволяет выбирать аватар — сейчас есть коала, лягушонок и поросенок. Пропуск стимулирует ребенка чаще пользоваться тренажером.
Кроме того есть кубки за периодические достижения: 10 побед, 50 побед, 100 и так далее. Они ни на что не влияют, ребенок просто собирает коллекцию.
И внутриигровой рейтинг также размещает участников на лидерборде: общей таблице с рангами — «бронзовый» (0-1000 баллов), «серебряный» (1000-2000 баллов) и «золотой» (2000-3000 баллов).
Дизайн
Рейтинговая система влияет не только на уровень сложности соревнования — от нее зависит и дизайн персонажа. В больших курсах-играх при накоплении баллов и повышении уровня можно кастомизировать своего персонажа, добавлять ему какие-то возможности. В курсе-тренажере пока изменения не такие серьезные: у персонажа меняется шапочка — она показывает уровень участника. На самом высоком она превращается в корону.
Анализ отзывов пользователей показал, что дети хотят играть в определенной шапочке, которая им нравится, пусть она и ниже их уровня в игре. Мы планируем добавить возможность выбирать самостоятельно шапочку из доступных.
Дизайн самого курса перерабатывался. В первой версии каждое слово сопровождалось картинкой и озвучкой. Однако уже в первую неделю после запуска мы поняли, что онбординг получился неоднозначным: многие дети не замечали, что играть нужно обязательно со звуком. При написании слова пользователи ориентировались только на картинку. Поскольку некоторые слова и словосочетания сложно проиллюстрировать лаконично и понятно для детей, это неизбежно приводило к ошибкам. Например, звучало слово «щука» и демонстрировалась картинка рыбы. Если ребенок не включил звук на старте, то он печатал увиденное слово, проигрывал и расстраивался.
В итоге мы решили полностью отказаться от изображений и оставили только озвучку. Это позволило упростить пользовательский опыт и приблизить его к реальному диктанту. А чтобы дети не заскучали, вместо картинок мы добавили анимированного персонажа — сову, которая озвучивает все слова.
Это решение оказалось правильным с точки зрения дальнейшего развития курса. На старте у нас было 600 слов, для каждого надо было отрисовать картинку и записать озвучку. Если бы мы при расширении базы слов продолжили использовать изображения, это бы стоило намного дороже, чем исключительно озвучка. Так что благодаря пересмотру дизайна мы сделали масштабирование проекта проще и быстрее.
Опыт со «Словесной битвой» показал нам, что можно масштабировать проект, при этом не теряя в качестве. Это стало нашим внутренним стандартом — стремиться создавать новые продукты так, чтобы их можно было быстро, несложно, но качественно масштабировать и чаще радовать пользователей новым контентом.
Хочешь развивать школьный EdTech вместе с нами? Присоединяйся к команде Учи.ру! А если хотите протестировать «Словесную битву» и проверить свои силы, переходите по ссылке — часть слов для дуэли доступна в бесплатной версии.