Как удержать студентов онлайн-курса и трудоустроить 75% потока. Кейс школы управленческих и цифровых профессий WINbd

Как удержать студентов онлайн-курса и трудоустроить 75% потока. Кейс школы управленческих и цифровых профессий WINbd

От редакции: это первая часть нашего кейса, посвященного запуску онлайн-курсов повышения квалификации. Мы хотели рассказать о проекте подробно и честно. Получилось искренне и очень много. Мы решили разделить текст на несколько частей, в соответствии с планом, которому следовали во время разработки наших образовательных программ. Первая — посвящена тому как мы оказались на b2c-рынке, чем занимались раньше и откуда взяли вдохновение, чтобы выбрать направления для программ, которые реально нужны людям.

В 2022 году на получение новой профессии и повышение квалификации, россияне потратили 87,8 миллиарда рублей. Это на 17,4% больше, чем годом ранее. При этом, именно в 2021 году расходы на онлайн-образование в России впервые превысили затраты на офлайн обучение. Рынок неоспоримо растет.

Мы тоже стали частью этого образовательного механизма и в 2022 году запустили серию онлайн-курсов для b2c-аудитории. Мы не гнались за быстрой популярностью и не хотели создать школу успешного успеха. Мы преследовали конкретные цели — организовать пространство, которое даст людям возможность получить новую профессию и найти работу. Мы упаковали опыт и кейсы, которые годами нарабатывали на аудитории российского топ-менеджмента и решили распространить их на большую аудиторию.

Кто мы такие?

Образовательно-консалтинговая компания WINbd. Название серьезное, но и задачи перед нами стоят взрослые. С 2010 года мы обучаем руководителей управлять проектами, продуктами и инновациями — создаем под запросы корпоративные программы. Мы учим управленцев быть эффективнее, участвуем в запуске крупных проектов и способствуем развитию компаний. Учим так, что вошли в рейтинг ведущих компаний RAEX, занимающихся стратегическим планированием и организационным развитием.

Да, наша компания имеет образовательную лицензию.

Как мы попали в b2c-сегмент

У нас есть четкий портрет слушателя, которого мы хотим видеть. У нас есть ясный образ специалиста, которого можем обучить. Их мы годами формировали, работая с корпоративными клиентами и управленцами. Поскольку мы погружены в работу многих компаний и холдингов, то знаем какие эксперты нужны рынку и какие навыки требуется современному специалисту. По сути, эти знания — наша отправная точка и трамплин для выхода на b2c-рынок.

Как удержать студентов онлайн-курса и трудоустроить 75% потока. Кейс школы управленческих и цифровых профессий WINbd

Признаем, это очень удобно. Когда у тебя за плечами годы общения с реальным бизнесом, ты начинаешь понимать все: как он думает, куда развивается и чего хочет.

Опыт запуска образовательных онлайн-программ мы тоже наработали в корпоративной среде. Лекции, конференции и образовательные курсы мы запускаем постоянно: для формирования эффективного профессионального сообщества и под запросы своих партнеров.

В 2022 году стали оператором онлайн-акселератора сразу для 1000 стартапов. В него удалось пробиться самым прорывным проектам в сфере технологий. Все этапы акселератора — от образовательных встреч до работы с трекерами и питч-сессий были выстроены в онлайне.

В 2020 году мы провели в онлайне масштабную конференцию “Лучшие практики инноваций в российских и международных университетах”. Количество проводимых ежедневно образовательных секций достигло пяти, а участники могли выбрать самое интересное для них направление.

Упаковали свою экспертизу в онлайн-курс “Инновации в компании: как внедрить и развивать”. Он призван помочь управленцам и владельцам компаний увеличить количество новых проектов, повысить эффективность компании и обеспечивать стабильно высокие результаты от проекта к проекту.

В 2022 году в рамках федерального проекта “Содействие занятости” в России была запущена масштабная программа онлайн-обучения “Демография”. Ее цель — дать россиянам бесплатное современное образование. Для того чтобы люди могли улучшить уровень жизни или, наконец, просто найти себе работу. Сам проект запускали не мы. WINbd стал для него поставщиком контента — образовательных курсов и экспертизы, о которой мы говорили выше. Вместе с нашим партнером, Томским государственным университетом, мы разработали пять новых онлайн-программ. Курсы собрали с нуля: от идеи и структуры до поиска экспертов и площадок для стажировки.

Как удержать студентов онлайн-курса и трудоустроить 75% потока. Кейс школы управленческих и цифровых профессий WINbd

Собрали, запустили, провели и подвели итоги. Да, еще выпустили несколько тысяч специалистов. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом, который может быть полезен другим компаниям, работающим в этой нише.

Какие программы мы разработали

Для проекта «Демография» мы создали четыре программы повышения квалификации длительностью 144 часа и одну – профессиональной переподготовки — на 256 часов.

  • Project менеджер в IT: старт карьеры руководителя IT-проектов
  • Бизнес на Wildberries: c нуля до запуска магазина
  • IT-рекрутер
  • Разработчик чат-ботов с использованием готовых конструкторов
  • Профессия Product Manager в IT

Выбранные направления — синтез нашего опыта и аналитики. Мы занимаемся корпоративным обучением и знаем какие навыки и знания делают компании эффективнее. Мы понимаем, что поверхностные и общие знания не позволяют стремительно развиваться. Для этого нужна практика. И, конечно, занимаясь обучением бизнеса мы слышим его запрос — нужны эксперты в конкретных областях.

Аналитика рынка также важна для выбора образовательных направлений. Мы собрали запросы b2c-аудитории и выяснили интересы россиян. Узнали каких навыков им не хватает для трудоустройства или смены работы. Также мы проанализировали сайты с вакансиями, чтобы оценить реальные запросы всего российского рынка. Все это еще раз пропустили через собственный опыт проведения бизнес-программ.

Наши онлайн-курсы мы построили на основе основ. Все лекции были записаны заранее, а студенты могли прослушивать их в удобное время на платформе Odin. Практические занятия с экспертами проводились в live-режиме в Zoom. Домашние задания и тесты позволяли понять как усваиваются знания в процесс обучения и нужно ли что-то менять.

Поскольку речь шла о реальном обучении, по окончанию всех курсов студенты сдавали итоговые проекты. Менторы оценивали их на платформе Odin. А вот итоговую аттестацию мы проводили в формате онлайн-защиты. Волнительно так, словно выступаешь перед реальной дипломной комиссией.

Какие KPI мы себе ставили

Свои критерии оценки есть как у нашего бизнеса, так и у федеральной программы. Всем нужны масштабы, цифры и качество знаний. Просто отзывами может ограничиться инфобизнес, мы заранее планировали перезапускать успешные программы в будущем. Для этого было важно поставить во главу процесса самих слушателей. Чтобы они возвращались за новым опытом, нужно передать им качественные знания. Чтобы человек понял насколько курсы адекватны запросам рынка, он должен увидеть, что становится востребованным специалистом после окончания обучения. Из всего этого мы и вывели критерии для оценки своей продуктивности.

Вот некоторые из KPI, которые мы себе поставили

Удовлетворенность участников – не менее 9 баллов из 10.

Количество трудоустроенных – не менее 75% от всех выпускников.

Как мы все организовали

Все четко структурировали. Как план урока. Весь процесс работы над программой мы разделили на смысловые блоки.

  • Разработка системы управление проектом (перенос экспертизы с корпоративных программ на новую аудиторию)
  • Формирование образовательных программ и их наполнение
  • Работа с менторами и проработка домашних заданий
  • Педагогический дизайн (форматы и инструменты)
  • Сопровождение участников в процессе обучения
  • Работа с доходимостью
  • Содействие трудоустройству

С ходу ничего не понятно, поэтому раскроем самые интересные блоки так как делали это в нашей команде.

Собрали программу курсов

Во время проработки наших программ мы следовали простому плану: сформировать образовательный результат, создать методический план и разработать контентную часть проекта, то есть сами лекции.

Мы сделали программы, которые формируют навыки по конкретнои профессии под нашу конечную цель – трудоустроить слушателей. Мы не могли запустить курсы по стрессоустоичивости или развитию коммуникабельности. Студентам нужен опыт и инструменты, которыми они сразу могут пользоваться на новом месте работы.

Самый простой пример — работа в личном кабинете поставщика Wildberries и сервисах аналитики. Зная их, выпускники могут начать работать даже не открывая бизнес в e-commerce. На рынке тысячи предложений для менеджеров маркетплейсов, где нужно умело работать с данными и поставками.

Всю методическую работу над программами мы взяли на себя. Речь не про тексты лекций, а о том как они должны проходить, сколько длится и какой показатель станет результатом успешного обучения. Или неуспешного.

С командой мы проработали требования к формату обучения, подготовили шаблоны для разработки лекций, инструкции для преподавателей и студентов. Тут же прописали все критерии на основе которых эксперты должны записывать лекции и проводить практические занятия. Это позволило нам сделать занятия по всем направлениям схожими и упростило контроль за преподавателями. Они тоже люди и иногда их нужно удерживать в правильном русле.

Следовали принципам педагогического дизайна

Важно было построить программы так, чтобы все было понятно слушателям разных уровней. Нужно было добиться того, чтобы учащиеся, имеющие некоторые опыт и навыки не скучали и не отказались от обучения в процессе.

Наша цель — выпустить максимальное количество студентов и помочь им трудоустроиться, поэтому допустить оттока учащихся было нельзя. Напомним, что все это происходит онлайн. Держать кого-то за руку и вызывать в деканат невозможно.

Чтобы помочь слушателям придерживаться своих планов, не забывать об учебных задачах и фиксировать инсайты мы разработали рабочую тетрадь. Тоже цифровую. Получился некий гайд обо всем: как подготовиться к онлайн-обучению, где искать ответы и кураторов, что ждет на будущей лекции и куда записать вопросы и обратную связь для экспертов.

Как удержать студентов онлайн-курса и трудоустроить 75% потока. Кейс школы управленческих и цифровых профессий WINbd

К процессу проведений лекций мы тоже подошли необычно. Весь курс мы построили в формате перевернутого класса. Это метод, который подразумевает, что все лекции студенты изучают самостоятельно. Работа с преподавателем заточена на выполнение практических занятий, обсуждение и проверку домашних заданий.

Как удержать студентов онлайн-курса и трудоустроить 75% потока. Кейс школы управленческих и цифровых профессий WINbd

Перевернутый класс позволил нам сэкономить время и ресурсы экспертов. Им не приходилось заново раскрывать ту же тему перед новым потоком студентов. Весь теоретический материал они записывали заранее.

Как удержать студентов онлайн-курса и трудоустроить 75% потока. Кейс школы управленческих и цифровых профессий WINbd

Такой формат отлично сбалансировал весь курс обучения. Студенты могли смотреть лекции в удобное время и в комфортном режиме: останавливать онлайн-лектора, чтобы отвлечься на собственные дела. Не исключаем, что это решение тоже повлияло на процент доходимости студентов. Никто не ставил участников курсов в жесткие рамки.

В середине курса, когда стало понятно, что студенты охотно участвуют в практических занятиях, мы внедрили дополнительные встречи с участниками. На них они рассказывали, чего уже достигли, обсуждали ближайшие планы, получали разъяснения по итоговому заданию и ответы на вопросы.

Что хочется переосмыслить в 2023 году

Чтобы студентам всех уровней подготовки было комфортно учиться, нужно проработать два варианта программ: базовый курс и расширенный. При проектировании мы хотим учитывать возможности участников — многие готовы учиться менее интенсивно. Это связано не только с их опытом и навыками, но и свободным временем.

Очевидно, что студенты, которым далеко за 18 не всегда готовы погружаться в образовательный процесс с головой. Нагрузку стоит уменьшать. Например, проектируя меньше домашних заданий или делая их менее объемными. Но самым рабочим кажется вариант при котором мы будем иметь в запасе задачи light и hard уровней.

Нужно добиться полноценного использования рабочей тетради – с постановкой целеи на каждыи модуль и их последующеи оценкои. Это важно как для студента, так и для преподавателя. На основе таких критериев мы сможем дорабатывать контент или форматы работы, чтобы повышать качество наших программ.

Дальше самое интересное: мы привлекли слушателей на новые программы, четко продумали схему проведения лекций и плотно подошли к двум нашим главным задачам - дать людям качественные знания и способствовать трудоустройству выпускников. Об этом мы расскажем во второй части нашего материала.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы следить за новостями онлайн-школы WINbd и не пропустить очередной материал. Возможно, с нами вы откроете для себя новую профессию и, наконец, поймете кем можно стать, когда вырос.

33
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Мы планируем рассказать о трудоустройстве во второй части материала. Но если кратко - спрашивают мнение у всех сторон. Так что вчерашнего выпускника к вам не приведут, если вы этого не захотите)

Ответить