Как найти свое призвание и сделать первый шаг к карьере мечты: разбор профориентационного курса

Кто я? Кем я хочу быть на самом деле? Даже во взрослом возрасте нормально искать себя, бояться и сомневаться. По данным исследования, проведенного Skillbox, 22% россиян хотят поменять профессию, но пока не могут определиться, чем могли бы заниматься.

Чтобы помочь людям качественно изменить свою жизнь, мы разработали комплексную методику самоопределения карьерных интересов в сфере IT и digital, которая легла в основу бесплатного профориентационного курса “Кем стать?”. В материале расскажем о нем подробнее.

Как найти свое призвание и сделать первый шаг к карьере мечты: разбор профориентационного курса

Предпосылки создания курса

Команда направления “Психология” в Skillbox провела исследование с целью выяснить, что мешает людям совершать карьерные изменения. Топ сдерживающих факторов карьерного развития выглядит следующим образом:

  • 33% признаются, что не различают профессии в digital и IT. Так, например, многие не могут отличить продакт- и проджект-менеджера, SMM- и CRM-менеджера, разработчика и тестировщика.
  • 29% не очень хорошо понимают свои личные сильные стороны, интересы и потребности.
  • 20% не разбираются в том, что сегодня происходит на рынке труда.
  • 20% не успевают за изменениями рынка труда.
  • 6% совершенно не знают свой потенциал.

Непонимание себя, своих желаний и потенциала не позволяет человеку подходить к выбору профессии осознанно. По итогу обучения или даже в процессе его многие рискуют оказаться в ситуации, где выбранная специальность окажется им не интересна, и тогда запрос, с которым люди приходят в обучение, — качественно изменить свою жизнь, имеет риск не реализоваться.

Сами профориентационные тесты, которые сегодня существует на рынке, помогают пока лишь частично:

  • 28% среди тех, кто уже проходил профориентационные тесты, отмечают, что им по итогу не хватило информации о себе, личных способностях.
  • 10% говорят о том, что тесты выдают слишком много разных вариантов, что влечет за собой сложности выбора.
  • 9% считает, что результаты тестов не дают полную информацию о профессии.
  • 7% в целом не согласны с результатами тестирования.

Опрос проводился методом онлайн-анкетирования. В опросе приняли участие более 1000 респондентов по всей стране в возрасте от 18 до 60 лет. 40% из них являются линейными специалистами, 8% - занимают должность руководителя, оставшаяся доля распределилась между госслужащими, предпринимателями, топ-менеджерами и теми, кто работает на фрилансе.

Как мы разработали комплексный подход к профориентированию

Мы решили сделать шаг назад и разработать комплексную методику подготовительного этапа смены профессии. С ней человек получает не только полную картину происходящего на рынке труда, но и может понять, что драйвит его как в личной жизни, так и в работе.

Методика легла в основу профориентационного курса “Кем стать?”. Это первый на рынке профессионального образования комплексный продукт, который помогает прояснить внутреннюю мотивацию человека и сформировать его карьерную грамотность.

Самодиагностика займет 3 часа и будет проходить в 3 этапа, которые по структуре повторяют работу профориентолога. Продукт полностью бесплатный, а доступ остается у пользователя навсегда.

Весь курс разделен на три этапа:

  1. Первый этап – техника “Хочу.Могу.Надо”. Она позволяет определить три критерия, на которые важно опираться при подборе профессии: желания и интересы, опыт, который есть уже или который можно приобрести, а также требования, которые накладывает жизненная ситуация и реалии рынка труда. На этом же этапе пользователь проходит профориентационный тест. Тест учитывает более 15 параметров, включая потребность в стабильности или вызове, отношение к новому, увлечения, на основе которых формируется профиль человека. После каждый получает персональную подборку из 4 профессий. Полный список профессий в тесте насчитывает 34 наиболее востребованные специальности по IT- и digital-направлениям: дизайн, маркетинг, программирование, игры, кино и музыка.
  2. Второй этап – “примерка” профессий. Зачастую именно эту ступень пропускают в профориентации, что не дает человеку на практике убедиться, интересна ли ему выбранная сфера деятельности или нет. Так, в рамках “примерки” пользователь может решить несколько простых рабочих кейсов и определить, насколько ему подходит процесс работы по выбранному направлению.
  3. Третий этап – анализ и выбор одной профессии. Он поможет систематизировать все полученные знания о себе (потребности, сильные стороны и прочее), рынке труда в целом и изученных профессиях в частности. Для этого пользователям будет предложена техника “Матрица выбора”. Кроме того, каждый в рамках видеоурока сможет выявить свои личные убеждения, мешающие сделать карьерный выбор, и научится работать с ними.

Все больше людей задумывается о смене профессии, при этом далеко не каждый понимает свой личный потенциал, чтобы его реализовать. По результатам исследования мы видим, что зачастую короткие тесты не дают почву для рефлексии, импульс к изменениям. И наша задача, как образовательной платформы, в том числе заключается в формировании карьерной грамотности людей, готовых к изменениям. Кроме этого, мы хотим способствовать исследованию и лучшему пониманию себя и своих желаний. Тогда дальнейшее обучение благодаря более глубинному подходу к профориентации будет проходить осознаннее.

Лилит Рдикян, продюсер направления “Психология”, Skillbox

1111
5 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Эти тесты сделаны лишь с одной целью, собрать воронку продаж на курс "как стать дизайнером/разработчиком/онлайн кем-нибудь". Никакой реальной пользы от них нет
Хоть кто-то по итогам курса получил рекомендации стать фармацевтом? Зоологом? Тренером по плаванию? Геологом? Штурманом судна??
Вам не кажется, что тесты мягко говоря однобоки?

Ответить

В детстве я хотела быть врачом потом инженером. Когда выросла пошла работать няней думала стать воспитателем в садике. Увидев работу изнутри поняла что это не моё. Пошла работать деньгами считала считала дебет с кредитом сбивала. Поняла что это не моё пошла животных выращивать. Это адский труд это надо любить эту грязь. Решила выращивать растения и это не моё. В теплице сыро. На поле солнце печёт. На рынке хамство и усталость. А где эта радость от труда. А подросток тем более не знает себя и свои потребности

Ответить

Даже была приёмным родителем 13 лет . Работа с чужими детьми опасна и трудна и очень ответственная. И вот итог- пробовала всё и ничего не подошло🤭🤭🤭🤭

Ответить

По своей практике работы с подростками. "Хочу-могу-надо" - одно из самых сложных упражнений и для подростков, и для взрослых. Зачастую люди не могут вообще ничего назвать из разряда "люблю", обычно это все заканчивается парой упоминаний хобби... Там без глубокого копания, перебора, воспоминаний, коучинговых вопросов не разобраться. Одно из самых сложных упражнений. 4 профессии уже после первого этапа на мой взгляд мало, очень сильно сужается выбор на основе всего одного упражнения? Ну... наверное, тут важен контакт с профессионалом, чтобы вовремя вернуть в нужное русло... А просто самостоятельно пройти предложенные упражнения - это как психотерапию по книжке проходить

Ответить