Как многодетные мамы становятся тестировщиками и дата-специалистами в «Школе 21»

Рассказываем, как адаптировали peer-to-peer подход под онлайн и аудиторию без опыта и времени на учёбу.

Как многодетные мамы становятся тестировщиками и дата-специалистами в «Школе 21»

В 2022 году школа программирования «Школа 21» совместно с платформой социальных изменений todogood запустила первые онлайн-программы по методологии «равный равному» (peer-to-peer) в рамках благотворительной программы «Я могу». Суть методологии состоит во взаимопомощи и взаимообучении: материалы и теорию для выполнения практических заданий студенты добывают сами, в том числе активно учатся друг у друга.

«Школа 21» – это бесплатная школа программирования, которая дает возможность всем желающим старше 18 получить профессию в сфере ИТ. В ней можно изучать цифровые технологии различных направлений и сфер, их более 10. Здесь и алгоритмы, и графика, Unix, Web, мобильная разработка, кибербезопасность, сетевые технологии, Big Data, искусственный интеллект и многое другое. Для более чем 50% участников участие в проекте – это первый опыт программирования.

В рамках проекта запустили две программы для женщин, находящихся в сложной жизненной ситуации и желающих получить профессию в IT. Перед командой школы встал вопрос: как перенести методологию школы в онлайн и помочь участницам успешно пройти программу. Рассказываем, с какими вызовами столкнулась команда и какие уроки извлекла.

О чем речь

Обучение в «Школе 21» основано на методологии «равный-равному» (peer-to-peer), которая помогает развивать навыки самостоятельного поиска информации и работы с источниками, учит четко формулировать свои цели и выбирать эффективные стратегии их достижения, не стесняться просить помощи и совета.

В школе нет менторов, а лектором может стать любой из участников, если разобрался с темой быстрее других.

Методология уже показала высокую эффективность: по данным исследования, проведенного экспертами Сбера, участники «Школы 21» в 2,3 раза быстрее получают повышение благодаря приобретенным в школе навыкам.

В пандемию «Школа 21», как и многие другие офлайн-школы, столкнулась с необходимостью переносить обучение в онлайн и открывать новую для себя аудиторию. Так родился совместный проект с todogood — платформой социальных изменений, которая реализует проекты для социально уязвимых групп населения.

Платформа социальных изменений todogood позволяет профессионалам из мира бизнеса применить свои талант и опыт в решении стратегических задач социального сектора. Миссия todogood – популяризовать культуру pro bono в России и создать сообщество молодых талантливых лидеров, способных решать масштабные социальные проблемы.

Команде проекта предстояло запустить обучающие программ для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, — многодетных матерей, выпускниц детских домов, женщин, которые вынуждены обеспечивать семью самостоятельно, — и бережно развернуть методологию peer-to-peer в онлайн-среде.

Особенности новой аудитории

Перед проектированием программ команда школы изучила аудиторию, с которой предстояло работать: в первую очередь интересовал бэкграунд будущих участниц и их карьерные амбиции. На основании опросников, мотивационных писем и описания жизненных ситуаций будущих участниц проекта выделили несколько ключевых особенностей.

Нет возможности учиться долго. Перед будущими участницами стояла конкретная цель — как можно скорее сменить профессию и начать работать или получить повышение на текущем месте работы. Если полное обучение в «Школе 21» занимает от 1,5 до 3 лет, то онлайн-программы по договоренности с партнером нужно было уместить в 4 месяца.

Нет (или мало) опыта в IT. А значит, новой аудитории нужно было предложить сферы с посильным порогом вхождения, а сами программы выстроить так, чтобы за оптимальный срок участницы получили все необходимые навыки и знания.

Нет (или мало) опыта обучения онлайн. Это значит, что участницам важно обеспечить поддержку при прохождении программы. А также сделать вхождение в процесс обучения по методологии peer-to-peer максимально комфортным.

Какие программы перенесли в онлайн

Следующим этапом команда проекта проанализировала рынок труда в IT и выделила два перспективных направления для будущих программ — Data Science (анализ данных) и QA (тестирование программного обеспечения).

Эксперты вместе с командой «Школы 21» разработали две программы для пилотного проекта:

  • Специалист по работе с данными. Программа дает базовые знания и навыки в профессии. Их достаточно, чтобы начать карьеру в Data Science в роли младшего специалиста.
  • Тестировщик цифровых продуктов — профессия, с которой есть вероятность войти в сферу цифровых профессий без глубокого профильного бэкграунда. После ее окончания можно претендовать на роль младшего специалиста.

Как организовали образовательную среду

Организовать обучение по методологии «равный равному» в онлайн-формате – нетривиальная задача: в онлайне у участников меньше оперативных точек для взаимодействия, чем в офлайне, и гораздо сложнее соблюдать дисциплину, а эффективность методики во многом зависит от нее. К тому же почти для всех взрослых людей такое обучение — принципиально новый образовательный опыт, отличный от классического школьного или вузовского обучения.

Перед командой стояли три основные задачи:

  • донести до участниц важность и пользу концепции peer-to-peer, научить ею пользоваться для профессионального роста
  • обеспечить достаточное количество точек взаимодействия с образовательной средой и друг с другом для эффективного взаимообучения
  • организовать постоянную поддержку как в организационных вопросах, так и в рамках процесса обучения.

Основной площадкой для взаимодействия участниц с образовательной средой и друг с другом стала цифровая платформа «Школы 21». В нее интегрированы сервисы и инструменты, необходимые для выполнения практических проектов, заданий и коммуникации. С сутью методологии участниц знакомили через видеоролики, вебинары, где рассказывалось о том, как правильно выстроить свой процесс обучения, как пользоваться платформой.

Чтобы участницы смогли мягче и быстрее влиться в процесс обучения и тратить меньше времени на регистрацию в сервисах и на их освоение, команда «Школы 21» составила подробные инструкции.

Пример задания для специалистов по работе с данными
Пример задания для специалистов по работе с данными

Под проект выделили команду поддержки, которая отслеживала прогресс участниц, мотивировала их больше вовлекаться в peer-to-peer взаимодействие, делала рассылки с напоминалками, мониторила каналы общения, чтобы лучше понимать, какие темы и проблемы обсуждаются.

«В офлайне учащиеся довольно быстро самоорганизуются и используют все преимущества методологии peer-to-peer. Например, всегда находятся инициаторы, которые проводят лекции и учат других тому, в чем хорошо разбираются сами, — рассказывает лидер проекта Анастасия Иванова. — В онлайне мы столкнулись с тем, что участниц нужно было интенсивнее направлять и мотивировать, потому что у них не было физического “соседа справа или соседа слева”, а значит, требовалось больше усилий, чтобы попросить о помощи».

Тем, кто справлялся с проектами лучше всех, команда поддержки писала в личку, предлагая, например, провести лекцию для других учениц.

Уже в процессе обучения стало очевидно, что некоторые участницы программы по Data Science испытывают трудности с ее прохождением. Программа очень концентрированная, насыщенная и требовала посвящать учебе минимум 20 часов в неделю, а это получалось далеко не у всех. К тому же уровень подготовки, с которым участницы стартовали в проекте, был разным, и некоторым нужно было больше времени на изучение темы и выполнение практических заданий. Чтобы как можно больше участниц завершили программу успешно и в срок, команда поддержки точечно коммуницировала с ними, работала над их мотивацией. Для будущих потоков в программу внесли рекомендацию — участницам желательно иметь базовые знания по математике и статистике.

В качестве дополнительной точки взаимодействия с образовательной средой и источника обратной связи были введены регулярные встречи с предметными экспертами, которые разрабатывали программы. Офлайн роль эксперта менее заметна, так как участники сами активно делятся друг с другом знаниями, и в их среде чаще есть те, кто лучше разбирается в определенной теме. На данный же проект участницы пришли из других сфер, и им были необходимы поддержка, консультация и мотивация от практиков.

«Изначально экспертные встречи ввели для обсуждения предметной области, но опыт показал, что из-за отсутствия знаний и кругозора в сфере им сложно участвовать в таких обсуждениях и задавать конкретные вопросы, — отмечает координатор проекта Екатерина Балашова. — Мы пересмотрели формат и дальнейшие встречи посвятили обсуждению вопросов по проектам и заданиям из программы».

Отзывы студенток курса
Отзывы студенток курса

Какие методики стимулировали peer-to-peer и вовлекали в процесс обучения

В онлайн вместе с основной концепцией перекочевали многие методики, которые применяются в офлайн-среде.

Random Coffee — бот, который в случайном порядке объединяет участниц в пары. Они могут созвониться, познакомиться, обсудить за чашкой кофе учебные проекты или обменяться опытом либо знаниями.

Проектное обучение — в рамках программ участницы выполняют реальные рабочие задачи, с которыми они столкнутся в профессии. Теория при этом не предоставляется, ученик сам должен найти нужную информацию и выполнить задачу.

Трайбы — участницы делятся на группы и зарабатывают очки за выполнение проектов. Чем больше очков у группы, тем выше ее место в турнирной таблице.

Дополнительные баллы за проверку проектов, например за проведение мероприятий и лекций. Эта методика отлично сработала и помогла повысить активность участниц и увеличить количество проводимых ими встреч, что улучшило характер их взаимодействия и привело к более тесной взаимоподдержке.

Пасхалки в контенте — замаскированные ссылки на полезные ресурсы и материалы. Так, в тексте заданий или чек-листов размещались фрагменты гиперссылки. Найдя и соединив все части, участницы могли перейти на полезный материал по теме.

Еще один пример: QR-код был скрыт в ноутбуке — на нем участницам предстояло писать код. Код вел на забавное видео про панд, и тем самым обыгрывалась тема проекта, над которым работали участницы, — библиотека Pandas.

Результаты

По итогам проекта 67% участниц программы «Специалист по работе с данными» и 56% участниц программы «Тестировщик цифровых продуктов» отметили, что достигли целей, которые сформулировали на старте.

Самые хорошие результаты — в программе «Тестировщик цифровых продуктов»: 40% участниц успешно завершили обучение, 30% из них нашли работу по новой профессии либо получили повышение на текущем месте работы. Причем одна из них — во время прохождения программы.

Пилотный проект показал, что методология peer-to-peer успешно работает и в формате онлайн. Большую роль в этом случае играет сопровождение, так как новичкам нужна поддержка, чтобы организовать свой график обучения, следить за дедлайнами, вовлекаться в peer-to-peer взаимодействие и начинать чувствовать ответственность за других участников обучения.

Если вы не подходите под аудиторию программы, но тоже хотели бы освоить ИТ-профессию — заглядывайте на сайт «Школы 21». Там вы найдёте все направления, особенности обучения и даты отборочных интенсивов.

Советы и напутствия, которые выпускницы курса оставили будущим участницам.
Советы и напутствия, которые выпускницы курса оставили будущим участницам.
1616
Начать дискуссию